Вечерний Донецк, № 42 (8098) от 18.03.2005

Высокая концентрация вредных веществ в атмосфере – характерная особенность нашего промышленного региона. Но свыкнуться с тем, что трудно бывает дышать, невозможно. Тем более, когда густой смог плотной пеленой окутывает ваш микрорайон. Это не редкость в том же Донецке. Мы, его жители, догадываемся: снова один из ближайших заводов допустил выброс газов и других отходов переработки.

Но наверняка не знаем: что же произошло? Об этом городские власти и руководители предприятий нас не информируют. Как и о том: что нужно делать, когда на наши улицы и дома опускается едкий туман, как себя вести, куда обращаться?

В Донецкой области 1316 промышленных предприятий, загрязняющих воздух. Самые "вредные" из них: угольные (33 проц. от общего количества выбросов в атмосферу), тепло-энергетические (23,5 проц.) и металлургические (32 проц.). Если в среднем по области одно крупное предприятие в течение года выбрасывает в атмосферу 1,1 тыс. тонн вредных веществ, то показатели в угледобывающей отрасли, к примеру, в 4 раза выше. Концентрация опасных газов и вредных взвесей в воздухе составляет 59,5 тонн на кв. км площади. В пересчете на каждого жителя региона ежегодно приходится 332,1 кг формальдегида, пыли, аммиака и т.п. По уровню техногенно-экологической нагрузки Донетчина, к сожалению, "лидирует" в неблагополучной в этом плане Украине. В 2004 году объем выбросов вредных веществ в атмосферу области составил около 1550 тыс. тонн (95 процентов в сравнении с 2003 годом). Но в отдельных городах отмечался рост объемов выбросов. В Мариуполе, например, в сравнении с 2003 годом показатель составил 105 процентов, а в Макеевке – 101 процент. Таковы данные госуправления экологии и природных ресурсов в Донецкой области (далее - госуправление).

Увеличение объемов выбросов вредных веществ связано, в основном, с наращиванием промышленного производства. Химический анализ проб на шести донецких и двух макеевских стационарных постах показал, что в шахтерской столице концентрации вредных веществ в воздухе превышают предельно допустимые: по формальдегиду – в 3,2 раза, пыли – в 2, диоксиду азота – в 1,8 и аммиаку – в 1,2 раза. В Макеевке содержание диоксида азота и пыли почти в 4 раза выше допустимого.

Как пояснили в Донецкой областной санэпидемстанции, в последние годы количество химических веществ, вовлеченных в производство, значительно увеличилось. И если в начале XX века загрязнение атмосферы связывалось, в основном, с дымом и копотью от сжигания твердого топлива, то ныне нас отравляют аэрозоли тяжелых и редких металлов, их синтетические соединения. Понятно, что все это пагубно влияет на здоровье человека. Производственная пыль, к примеру, вызывает заболевания дыхательных путей. Избыток углекислого газа приводит к недомоганиям, частым головным болям, возбужденному состоянию. Но фактов массовой заболеваемости, как успокоили нас в облСЭС, "в Донецкой области не зафиксировано".

В то же время онкологических больных с годами все больше, как и страдающих туберкулезом. Смертность по - прежнему высока...

Регулярный контроль за состоянием воздушной среды, как и другие важнейшие природоохранные мероприятия – основная задача госуправления экологии и восьми его инспекций, действующих на местах. По словам начальника отдела контроля атмосферного воздуха госуправления Ольги Суворовой, факты сверхнормативных выбросов выявляются фактически на всех заводах-гигантах: мариупольских "Азовстали" и имени Ильича, ДМЗ, Донецком и Ясиновском коксохимических заводов и др. Нанесенный природе и государству ущерб исчисляется сотнями тысяч гривень и становится причиной подаваемых в суд исков. Часть средств удается взыскать с нарушителей.

Но проверки на предприятиях сотрудники региональных инспекций проводят раз – два в год. Чаще – не в состоянии. Да и там, где нарушения зафиксированы, и деятельность тех же котельных и отдельных заводских участков приостановлена до полного их устранения, предписания экологов далеко не всегда соблюдаются.

О. Суворова рассказала о частых жалобах жителей Куйбышевского района Донецка. Там, окруженная многоэтажками, функционирует котельная. Она отапливает ближайший завод, предприятия сферы услуг. Трубы котельной – на уровне седьмых-восьмых этажей домов. Люди вынуждены дышать дымом и другими вредностями. Работа точки, загрязняющей атмосферу, была приостановлена. Но жалобы от жителей поступают и ныне: котельная продолжает действовать вечером и ночью, когда контроль затруднен.

Из того же района люди обращаются и в прокуратуру области. В ходе проверки выяснилось, что предприятия по производству асфальта, шлакоблока и других стройматериалов, расположенные на промышленной площадке бывшего комбината крупнопанельного домостроения, систематически загрязняют воздух. Их деятельность была приостановлена, а руководители - привлечены к административной ответственности.

Ситуация в Куйбышевском районе обсуждалась на ведомственном совещании: строящийся там стационарный пост контроля будет работать круглосуточно в автоматическом режиме. Он позволит зафиксировать все сверхнормативные выбросы и более оперативно реагировать на них.

Начальник отдела госуправления Суворова сообщила о такой отрадной тенденции. Новые производства все чаще переходят к безотходным технологиям и до вступления в строй обязательно вместе с технико-экономическим обоснованием представляют данные об экологических последствиях промышленной деятельности. Вот некоторые примеры.

На участке по помолу боя кирпича в Константиновке основной загрязнитель - силикатная пыль. Для ее улавливания проект предусматривает местные отсосы, из которых после очистки в групповом циклоне воздух выбрасывается через выхлопные трубы. Эффективность очистки – почти 100 проц. При неблагоприятных метеоусловиях предполагается усиление контроля за соблюдением технологии.

Мини-котельные на ОАО "Топаз" в Донецке, согласно проекту, будут работать в автоматическом режиме, без обслуживающего персонала. Газовые котлы оборудованы системой безопасности. При загазованности помещения, возникновении пожара, других аварийных ситуациях предусмотренная система сигнализации отключит подачу газа и электроэнергии. Суммарный валовой выброс вредных веществ, по предварительным подсчетам, будет минимален.

Иные проекты не отвечают природоохранным требованиям или же не прошли экологическую госэкспертизу. В этих случаях они отклоняются или направляются на доработку. Так было со строительством АЗС в Першотравневом районе, реконструкцией очистных сооружений в Ясиноватой, расширением участка наплавки на ОАО "ММК имени Ильича".

Наиболее опасны для здоровья людей давно действующие крупные предприятия. Тем более, если располагаются посреди густонаселенных городов. Жители Ленинского и Буденновского, да и центральных районов Донецка часто страдают оттого, что едкие выбросы металлургического завода густым серым смогом опускаются на их улицы и дома. Что делать горожанам в таких случаях и долго ли будут продолжаться эти "газовые атаки"?

Ольга Суворова прокомментировала ситуацию, пояснив, что беда эта от шести мартеновских печей, действующих на ДМЗ. Печи старые и не предусматривают очистных сооружений. А установка только одного электрофильтра обойдется собственникам в 6 млн. гривень. Реконструкция мартеновского производства вообще - то запланирована – до 2007 года.

Крупные выбросы происходят при загрузке, выгрузке сырья, а также сливе стали. Но и сейчас процессы плавки, уверена Ольга Суворова, можно регулировать. Загружать и выгружать, например, не три печи одновременно, а одну. Тогда и негативная нагрузка на воздух снизится. Но, видимо, поочередная эксплуатация оборудования невыгодна собственникам.

А что же делать населению? Куда обращаться? Как выяснилось из бесед со специалистами, они не в силах предотвратить внезапные выбросы. Поэтому гражданам, страдающим от экологического беспредела сталеплавильщиков, необходимо в каждом случае подавать жалобу в госуправление экологии и природных ресурсов или в прокуратуру, которые уполномочены проверять сигналы и, при их обоснованности, принимать меры к виновным. Но ведь далеко не всегда получается спустя время зафиксировать и доказать факт загрязнения воздуха.

К сожалению, в Донецкой области (как и в Украине вообще) пока нет служб, которые бы оперативно реагировали на выбросы в атмосферу, другие подобные ЧП. А такие службы, без сомнения, очень нужны. И, прежде всего, в таких крупных, насыщенных вредными производствами городах, как Донецк, Мариуполь, Горловка и т.п. Тогда любой гражданин мог бы обратиться туда, а сотрудники службы безотлагательно отобрали бы и исследовали пробы воздуха, задокументировали нарушение и разобрались в его причинах. Тогда виновным труднее было бы избежать ответственности. Остается лишь надеяться, что со временем такие учреждения появятся.

А пока на промышленных предприятиях области разрабатываются программы, призванные снизить загрязнение атмосферы. И они дают результаты: согласно официальной статистике, воздух в некоторых наших городах становится немного чище. Точнее, чуть менее грязным. Удастся ли в ближайшей перспективе наладить более - менее безопасное сосуществование человека и созданных им вредных производств – вот в чем вопрос. По крайней мере, стремиться к этому нужно. Иного выхода просто нет.

Виктория ДУДАРЬ. Сергей КУЗИН.

Коллаж Инны ФЕДОРОВОЙ.

Вечерний Донецк, № 42 (8098) от 18.03.2005

Назад