ОАО "Научно-исследовательский институт технических тканей", Россия,Текстильный вестник,2005

Л.Н.Попов

Высокопрочные ткани для конвейерных лент

ОАО “Научно-исследовательский институт технических тканей”. Россия

        Россия входит в число мировых лидеров по добыче твердых полезных ископаемых. Их транспортируют в большинстве случаев при помощи ленточных конвейеров, составной частью которых являются резинотканевые ленты, изготовленные на основе текстильного каркаса, т.е. на основе прочных технических тканей. Из группы тяжелых технических тканей 40% объема производства составляют ткани для конвейерных лент. По своему назначению они являются очень ответственными изделиями, обеспечивающими надежную эксплуатацию наземного, и особенно подземного конвейерного транспорта.

        Будущее в производстве каркасных тканей за тканями высокопрочными, которые открывают новые перспективы в производстве конвейерных лент. Используя высокопрочные ткани, можно будет собирать высококачественные ленты в один-два слоя вместо шести-семи слоев. Чем меньше слойность ленты, тем меньше вероятность ее расслаивания в процессе эксплуатации, а значит, больше срок ее службы. Для увеличения ходимости работы конвейерного транспорта, особенно подземного, необходимо иметь куски ленты длиной 200м – а еще лучше 300м, сократив количество стыков в два-три раза. Выработать ткань такой длины можно на ткацком станке, обеспечивающем намотку тканей толщиной 7-10мм в рулон диаметром не менее 1,5 тыс.мм. Изготовление таких рулонов подчеркивает масштабность поставленной задачи – организации принципиально нового ткацкого производства.

        Институтом технических тканей в течение последних пяти лет разработано семейство новых тканей для конвейерных лент, которые в зависимости от их прочности разделены на четыре группы.

        Первая – ткани ТЛК-400, ТЛК-500, ТЛК-600, предназначенные для производства четырехпрокладочных лент.

        Вторая – ткани ТДЛК-800, ТДЛК-1000, ТДЛК-1500 для изготовления двухпрокладочных лент.

        Третья – восемь многослойных тканей (цельнотканный каркас) с разрывной нагрузкой от 650 до 2000 кгс/см, предназначенных для производства однослойных лент.

        Четвертая – арамидно-капроновые ткани марки “ТАКС” с разрывной нагрузкой по основе от 1400 до 2800 кгс/см. Они предназначены для горячей стыковки конвейерных лент. Использование тканей марки “ТАКС” в один слой обеспечивает прочность стыка, равную 80% прочности конвейерной ленты. Высокая разрывная нагрузка данных тканей достигается за счет применения в них в качестве основы арамидных нитей. Всего было разработано и опробовано у потребителей 22 ткани. Разработки проводились в творческом содружестве с московским ОАО “Каучук”, ОАО “Курскрезинотехника” и Ярославским комбинатом “Красный перекоп”.

        На основе ТЛК-400 и ТЛК-500 Уральским заводом резиновых технических изделий изготавливаются четырехпрокладочные конвейерные ленты, используемые в горнорудной промышленности взамен резинотросовых лент. Даже частичная замена последних дает большое преимущество в эксплуатации конвейеров за счет меньшей цены, массы, удобства монтажа, ремонта и т.д.