|
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И. П. САВЧЕНКО, Е. В. МОКРЫЙ, инженеры
(ЦК профсоюза работников угольной промышленности Украины)
И. И. САВЧЕНКО, студент ДонГТУ
Состояние охраны труда в
угольной промышленности Украины, несмотря на комплекс мер, предпринимаемых
правительством и министерством, остается критическим. Промышленность,
требующая в силу специфики своей деятельности жесткой производственной и
технологической дисциплины, неукоснительного соблюдения Правил
безопасности, продолжает наращивать негативные тенденции. За 6 мес 2000 г.
в отрасли погибло 205 чел. Анализ обстоятельств и причин смертельного
травматизма и аварий свидетельствует о том, что на предприятиях ослаблен
контроль за ведением работ. Низкий уровень безопасности и противоаварийной
защиты шахт обусловлен неудовлетворительным состоянием основных
производственных фондов, недостаточным финансированием для их обновления,
отсутствием управления безопасностью, снижением государственного надзора и
общественного контроля за состоянием охраны труда. На фоне возрастающих
производственных рисков, увеличения количества травм и аварий
профилактическая работа по охране труда, проводимая техническими
инспекторами труда профсоюза, как и объем выполняемой ими работы по защите
прав и интересов трудящихся, заметно снизились. Этому послужило прежде
всего сокращение штата, а затем и прекращение финансирования технических
инспекторов труда за счет средств соцстраха. Если в 1993 г. в угольной
промышленности было 188 технических инспекторов труда, то на 01.01.2000 г.
их осталось 45, или 24%. Однако ЦК профсоюза продолжает добросовестно
осуществлять общественный контроль за состоянием охраны труда, выполнением
собственником требований законодательства.
Технической инспекцией в 1999
г. проведено 5244 обследования условий труда. По результатам было
направлено представлений: администрациям - 4947, вышестоящим
административным органам - 79, Госнадзор-охрантруда - 147, прокуратуре -
25. Комиссиям по рассмотрению трудовых споров, судам дано 559 заключений о
подтверждении небезопасных производственных ситуаций, о необоснованных
отказах в составлении актов формы Н-1, о нарушениях прав потерпевших на
возмещение ущерба и др.
По требованиям технических
инспекторов труда в 829 случаях после обращения потерпевших изменены
записи в актах формы Н-1, уточнены главные причины несчастных случаев,
отменены необоснованные обвинения потерпевших, предложены более конкретные
меры по предупреждению подобных случаев. И все же это всего лишь четвертая
часть выполняемой ранее техническими инспекторами труда работы.
После передачи в 1994 г.
надзорных функций по охране труда государству ЦК профсоюза сосредоточил
свои усилия на обеспечении контроля за созданием собственником здоровых и
безопасных условий труда, соблюдением им требований законодательства,
однако возможности эффективности такого контроля резко снизились,
поскольку технический инспектор должен обслуживать от 5 до 15 шахт, не
говоря уже о предприятиях и организациях отрасли. Исходя из создавшейся
обстановки, главной задачей профсоюза стала защита прав и интересов
работников по всем вопросам охраны труда, а именно: при разработке новых и
пересмотре действующих законодательных и других нормативных актов, участии
в работе комиссий по приемке объектов в эксплуатацию, при расследовании
несчастных случаев и профзаболеваний, аттестации рабочих мест, подготовке
и контроле реализации коллективных договоров и отраслевого соглашения.
Надо признать, что объем
указанной работы возрастает, а на профилактику по предупреждению
травматизма возможностей у профсоюза практически нет. На протяжении
последних лет ЦК профсоюза целенаправленно ставит вопрос перед
правительством и министерством о необходимости достаточного финансирования
отрасли. Такие решения проблемы охраны труда в угольной промышленности как
отчисление 2% от стоимости реализованной продукции на охрану труда,
целевое выделение денег из резерва Кабинета Министров на средства защиты
шахтеров, не разрешили проблему. Не приняты во внимание предупреждения и
требования профсоюза о преждевременности реформирования государственного
надзора и общественного контроля за состоянием охраны труда. Проблема
охраны труда в угольной промышленности вышла на первое место. Материальные
убытки от аварий и травматизма уже превышают бюджетное финансирование.
Выражая серьезную озабоченность ухудшающейся ситуацией с обеспечением
безопасности жизнедеятельности предприятий угольной промышленности Украины
ЦК профсоюза настаивает, чтобы правительство, Минтопэнергетики и Верховная
Рада приняли безотлагательные решения и действенные меры по повышению
безопасности на шахтах.
В числе приоритетных
направлений должны быть:
- реальное увеличение государственных средств на
реструктуризацию и обновление основных фондов производства;
- ежегодное выделение средств для выполнения
мероприятий по предупреждению аварий, несчастных случаев и профзаболеваний
в размере не менее 15% сумм, выплачиваемых на возмещение ущерба
потерпевшим;
- создание эффективной системы управления охраной
труда и полноценных ее служб;
- повышение квалификации и ответственности
руководителей шахт за обеспечение безопасных условий работы и
возобновление переподготовки кадров.
Кабинету Министров Украины, по нашему мнению, необходимо:
решить вопрос финансового обеспечения отраслевой Комплексной программы мер по максимальному устранению факторов вредного воздействия производства на работников промышленности;
выйти с ходатайством в Международную организацию труда о проведении проекта по вопросам безопасной отработки лав на одной из шахт ЦРД;
внести предложения в Верховную Раду о дополнении в ст. 48 Закона Украины "Об охране труда", дающего представителю профсоюза (техническому инспектору труда) право приостановки работ на объектах, где возникла ситуация, опасная для жизни и здоровья работника;
отменить решение о прекращении финансирования технических инспекторов труда за счет средств Фонда соцстраха.
Министерству топлива и энергетики следовало бы подать в Кабинет Министров следующие предложения:
о возобновлении совместно с Министерством образования централизованного обучения, подготовки и переподготовки руководителей, специалистов и работников отрасли;
о внесении в Верховную Раду на ратификацию Конвенцию МОТ "О безопасности и гигиене труда на шахтах" от 23.06.95 г. № 176;
о внесении совместно с Министерством охраны здоровья в законодательство изменений порядка вывода и трудоустройства лиц, признанных комиссиями при медосмотрах не пригодными по состоянию здоровья для работы в подземных условиях.
Кроме того, Минтопэнерго следует:
создать в ГВГСС институт помощника командира отряда по профилактике, вменив ему в обязанность контроль за соблюдением на шахтах планов ликвидации аварий, за проведением игр-учений ИТР по плану ликвидации аварий, за обучением правилам включения в самоспасатель, оснащением и содержанием пунктов спасения, за выполнением требований ПБ и ПТЭ;
ввести в действие "Положение о системе стимулирования охраны труда на предприятиях угольной промышленности";
обеспечить полное выполнение постановлений совместных заседаний коллегий Минуглепрома, МОЗа, Минтрудсоцполитики, президиума отраслевого профсоюза, союза шахтеров-инвалидов Украины от 11.06.99 г. "О состоянии и неотложных мерах по вопросам охраны труда, медико-санитарного и медико-социального экспертного обслуживания шахтеров на предприятиях угольной промышленности" и от 16.07.99 г. "О мерах по предупреждению аварий и снижению травматизма на предприятиях угольной промышленности Украины";
возродить научные исследования в области безопасности жизнедеятельности шахт, в том числе нетрадиционных способов подготовки выработок и добычи угля, утилизации промышленных отходов, закладки выработанного пространства и нормализации климатических условий в глубоких шахтах.
УГОЛЬ Украины, сентябрь, 2000 |