|
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА НА ШАХТАХ
Е. Н. Пустовит, канд. экон. наук (ДонУГИ)
Э. А. Овчаров, инж.
(Донецкий профком профсоюза работников
угольной промышленности Украины)
Г. К. Курпа, инж. (Шахта им. М. Горького)
Эффективность работы шахт во
многом зависит от степени обеспечения безопасности труда на каждом рабочем
месте. В настоящее время, когда у шахт нет средств даже на своевременную
выдачу заработной платы за добытый уголь, ставшую ниже почти в 3 раза за
период проводимых экономических реформ, все меньше внимания уделяется
вопросам охраны труда на производстве, так как принятый Закон Украины "Об
охране труда" экономически не обеспечен.
В угольной промышленности, как
и во многих других отраслях, сложилась ситуация, когда хозяйственники
(руководители) не имеют возможности улучшить условия труда, а работники
согласны на любые условия, только была бы какая-нибудь зарплата. Однако
работа в постоянно ухудшающейся обстановке (увеличение глубины разработки,
температуры воздуха, выбросоопасности пластов, геологические нарушения) в
сочетании с плохим материально-техническим обеспечением, низкой
технологической дисциплиной и организацией труда повышают степень
опасности и риска труда шахтеров. Травматизм и аварии на шахтах растут, а
значит, увеличиваются и затраты.
Развитые угледобывающие страны
изыскивают экономические пути предупреждения несчастных случаев,
установив, что административные меры наказания себя не оправдывают.
Проанализировав отечественный и зарубежный опыт управления безопасностью
труда на угольных шахтах, в ДонУГИ в 1992 г. был разработан экономический
механизм ответственности и стимулирования рабочих и ИТР за безопасный труд
и снижение травматизма непосредственно на рабочих местах, так как техника
безопасности является неотъемлемой частью труда шахтеров, характеризующая
его качество, т. е. технологию ведения горных работ.
Суть данного механизма
заключается в следующем. Анализируя случаи травматизма и его тяжесть
(потери рабочего времени) по основным производственным участкам,
определяется тенденция и прогнозируются ожидаемые значения показателей на
конкретный период. С учетом этих тенденций разрабатывается "Положение по
экономическому стимулированию и экономической ответственности рабочих и
ИТР за уровень безопасности труда и снижение травматизма". Оно содержит
условия и размеры экономического стимулирования по отношению к
установленным прогнозным частотам и тяжестям травматизма. Согласно этому
Положению ежемесячно на заседании общешахтной комиссии совместно с
начальниками участков подводятся итоги состояния техники безопасности. Они
оформляются специальным документом (актом), в котором определено
применение соответствующего пункта Положения о размере экономического
стимулирования в целом по участку. Далее результаты рассматриваются на
собрании рабочих и ИТР участка или на совместном заседании администрации,
совета бригад и комитета профсоюза. Итоги оформляются специальным
документом (протоколом), в котором указываются фактическое количество
выходов в месяц и сумма премии каждому рабочему и ИТР в зависимости от
личного вклада. Акты и протоколы, имеющие юридическую силу, одновременно с
рапортами и нарядами передаются в бухгалтерию шахты для оплаты. Таким
образом обеспечивается единство системы оплаты труда шахтеров с учетом
стимулирования за показатели техники безопасности.
Предлагаемые оценки состояния
техники безопасности (частота и тяжесть случаев травматизма) являются
обобщающими, так как характеризуют уровни дисциплины на участке,
квалификации работников и в целом культуры труда. Необходимость введения
системы материального стимулирования и материальной ответственности за
безопасность труда вызвана не только значительными экономическими и
социальными потерями, но и складывающейся негативной тенденцией роста
числа аварий, случаев травматизма, потерь рабочего времени, а также
ухудшения организации производства и труда в угольной отрасли.
Промышленная проверка
разработанного в ДонУГИ экономического механизма начата в марте 1993 г. на
шахте им. М. Горького (объединение Донецкуголь) на добычном участке № 6 с
наибольшим уровнем травматизма. Для этого была выполнена следующая
подготовительная работа: на техническом совещании при главном инженере
шахты разъяснена суть системы среди высшего звена инженерно-технических
работников, затем - на собраниях ИТР и рабочих экспериментальных участках.
Каждый работник ознакомлен с приказом по шахте и Положением под расписку.
В январе 1994 г. на
техническом совещании шахты рассмотрены первые результаты, которые
оказались обнадеживающими: на экспериментальном участке количество случаев
травматизма сократилось за 9 мес 1993 г. по сравнению с аналогичным
периодом 1992 г. в 4 раза, потери рабочего времени из-за травматизма
снизились в 6 раз, выхождаемость ГРОЗ возросла на 10%, производительность
труда повысилась на 2,3%. При этом участок работал ритмично по добыче
угля, ежемесячно выполнял план-задание на 101% Основные направления по
использованию подземных пространств закрываемых шахт 105%, рабочие и ИТР
дополнительно к прямой заработной плате получали по 10-15% в месяц.
Техническим советом шахты было предложено продолжить промышленную
проверку, расширив круг объектов и одновременно решая вопрос об источниках
финансирования.
В 1994-1996 гг. в эксперименте
участвовали три добычных участка и ремонтно-восстановительный (РВУ). При
этом на участке № 6 и РВУ в 1995 г. не было травматизма, а общий
травматизм по шахте снизился на 127 случаев, потери рабочего времени -
почти на 2000 чел.-дней. Улучшилась дисциплина, возросла культура труда,
каждый работник был материально заинтересован в обеспечении своей личной
безопасности, бригады и участка, т. е. повысилась индивидуальная и
коллективная ответственность за общие результаты труда и техники
безопасности. Разумное сочетание личной, коллективной материальной и
моральной заинтересованности, а также ответственности рабочих и ИТР за
общие результаты труда ведет к предупреждению и уменьшению случаев
травматизма, которые, как установлено мировой практикой, в 80% зависят от
деятельности людей.
Средства на премию за
повышение уровня безопасности и снижение травматизма налогами не
облагались согласно ст. 21 Закона Украины "Об охране труда". Источником
финансирования на шахте им. М. Горького была часть прибыли из фонда
материального поощрения. В результате внедрения системы стимулирования
возросла роль службы безопасности, повысились общая культура и уровень
управленческой работы в целом по шахте. Во всем этом большая заслуга
директора шахты В. И. Прищепы, главного инженера А. М. Колчина, зам.
директора по производству Г. Р. Цыганова и других инженерно-технических
работников.
Однако в июне 1996 г. из-за
инфляции, несвоевременной выплаты заработной платы, отсутствия средств
финансирования промышленная проверка была приостановлена и травматизм на
основных производственных участках, в том числе и на экспериментальных,
резко возрос. Промышленная проверка экономического механизма по управлению
безопасностью труда и снижению травматизма в течение почти трех лет
показала его жизнеспособность и значительные преимущества перед
существующей системой административного и материального наказания.
Установлено, что выделение средств из прибыли на стимулирование
показателей техники безопасности носит непостоянный характер и может быть
только дополнительным источником финансирования.
Техника безопасности -
органическая составляющая труда шахтеров и затраты, связанные с ней,
являются частью себестоимости угля, которая не подлежит обложению налогами
и не должна включаться в фонд потребления. Кроме того, банки не должны
брать какие-либо проценты с шахт за средства и выплаты, связанные с
потерей трудоспособности и похоронами. Все эти вопросы на современном
этапе не решены ни для каких отраслей промышленности, а поэтому требуют
своего рассмотрения на уровне Минфина, Минэкономики, Минстатистики,
Минтруда, Госнадзорох-рантруда, Минуглепрома с участием ДонУГИ, МакНИИ и
др.
Выводы.
Промышленная проверка подтвердила приемлемость и эффективность экономической системы стимулирования за безопасность труда и снижение травматизма. Для успешного внедрения системы необходимо решить вопросы, связанные с источниками финансирования охраны труда, а также обеспечения действия Закона Украины "Об охране труда" в части необлагаемости налогами средств из фонда охраны. Предлагаемый экономический механизм управления безопасностью труда может быть применен в разных отраслях промышленности на опасных производствах.
УГОЛЬ Украины, октябрь, 1998 |