ВВЕДЕНИЕ
Человеческое счастье, в чем оно? Как достичь его и что для этого надо сделать, чтобы быть счастливым? Быть может надо сделать " самое малое" – построить дом, посадить деревцо и вырастить сына! Но это все- таки ,кажется ,так мало для счастья! А ведь если надо будет построить не дом, а целый город и в нем посадить не одно деревцо, а много парков и скверов и наладить, взрастать подлинно- человеческие отношения между людьми- спрашивается, будет ли человек счастлив? По большому счету нет! Ибо впереди еще столько дел; от решения которых зависит не только его личная судьба, но и судьба мира в целом. Очевидно, что горизонты видения своего счастья человеком зависят от того, как человек смотрит на мир и что он в нем видит, через призму каких социально- значимых задач он пытается воздействовать на мир, изменяя и преобразовывая его. А вопрос об изменении всей сферы отношений человека к природе , и друг к другу, об изменении всей совокупности общественных отношений сейчас актуальным как никогда.
Можно без преувеличения сказать, что сентябрьское событие третьего тысячелетия совершенно по-новому поставили вопрос о человеке, его месте и защищенности в этом мире, несмотря на наличие " китайских стен ". Во весь рост встала проблема сосуществования и выживания рода человеческого. И впредь: можно ли ставить вопрос о счастье и благополучии человека, когда мир в котором мы живем такой хрупкий и непредсказуем, он как бы весь соткан из противоречий и антогонизмов, которые все чаще провоцируют конфликты, войны, которые угрожают самим основам человеческой цивилизации. Говорить о счастье человека и счастливой судьбе цивилизации в настоящее время трудно и проблематично. Но мы не можем и отрицать право человека на жизнь, на счастье, на лучшую участь человека в этом быстроменяющемся, динамичном мире. Ведь человек был, есть и будет целью, и смыслом человеческой истории , в которой он будет не только свидетелем происходящего, но и выразить свое деятельное, творческое отношение к миру.
Как видим проблема человеческого счастья нельзя рассматривать в личном контексте, это по большому счету – общественная проблема, а поскольку это так, то в своей работе я попытаюсь рассмотреть каким это было явление в прошлом, какие этапы оно прошло в своем развитии и каковы тенденции его развития на будущее.
Счастье – сложное, непредсказуемое, противоречивое время затрагивает все человечества, а особенно сегодняшнюю молодежь, которая есть наше будущее, надежда на процветание нашей страны. Но о каком процветании может идти речь, если молодые люди не надеются на государство, а полагаются в основном на себя или на друзей, и даже в самые трудные моменты они не склонны доверять правоохранительным органам. Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблемой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. За последние годы в результате непродуманной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно- исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ.
Современные молодые люди отрицают наличие у них идеала и на вопрос: " Кого вы считаете героем нашего времени ". Они отвечают: " нет такого" . А ведь самоопределение молодого человека осуществляется во многом через сравнение, отождествление во многом через сравнение, отождествление себя с неким идеалом. Его отсутствие и приводит к кризису, когда человек теряет осознание своего предназначения в обществе. Такие состояния порождают чувства неуверенности и тревожности.
Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, молодежь теряет ощущение Родины. Оно живет потеряв, а может быть, еще не найдя свою причастность за настоящее и будущее.
А если коснуться образование, то даже начиная с низов, а именно со школы, где поведение учеников полностью перекладывается на плечи семьи. Проблемы с учебой, отсутствие профилактической работы в школе не рассматриваются как факторы поведения подростков.
Сейчас для части студентов, ВУЗ – скорее форма продолжения обучения, чем возможность получить необходимую профессию и квалификацию для будущей работы. Даже престижное высшее образование не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучие выпускников.
Основным материальным источником для большинства студентов – по-прежнему помощь со стороны родителей и близких. Речь все больше идет не о помощи родителей, а о массовом распространении платности высшего образования. Второй по значимости источник дохода – стипендия. В качестве основного средства жизни ее могут назвать лишь не многие, а ведь поэтому студенты совмещают учебу с постоянной работой. Что отрицательно сказывается на приобретении знаний необходимых в будущем. Общество как бы демонстрирует безразличие к жизни и становлению будущих квалифицированных специалистов. Большая часть молодежи предпочла бы реализовать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций- так называемые "тусовки", формирующиеся на основе общих интересов спортивных, музыкальных и т.д.
"Тусовки" становятся формой объединения молодежи, инструментом ее социализации, находясь, вне сферы влияния государства и общества. У этой категории молодежи формируется установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры и труда.
Ценностные и идейные ориентации молодежи, конечно, в немалой степени, производное от того системного кризиса, который существует в последние годы и грозит стране катастрофой. Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное производство в науке. Рабочие, техники, инженеры, научные работники, значительную часть которых составляет молодежь, из-за закрытия предприятий, отсутствие заказов, средств на сырье и оборудование или становятся безработными и переходят в другую сферу деятельности. Этой сферой в основном стала торговля. Конечно, переход от высококвалифицированного труда в промышленности, науке и торгово-спекулятивному значительно сместил ценностные ориентиры молодежи, способствует ее деградации. Само общество, по сути, потеряло смысл и идею собственного существования. О каком же совершенствовании государственной молодежной политики в этих условиях может идти речь?
Выше перечисленные факторы и не только эти, а такие как безопасность своя, семьи, близких, состояние экологии детерминирует в неопределенности выбора проблемы счастья, не настоящее, призрачное. Молодежь настолько раскрепостилось, что старается выбрать кратчайшие пути обладания благами цивилизации.
Минутное ощущение удовлетворенности, спокойствие, безразличие к происходящему, некоторые молодые люди находят это в наркотиках. Некоторым они придают смелость, создают иллюзию, будто они остроумны и вызывают симпатию, другие прячутся от ответственности принимать решение в своей жизни. Ими они пополняют нехватку общения, внимание со стороны близких, эмоционального тепла, а также снимают стрессы, уходят от действительности в иллюзорный мир.
Распространение наркотиков сегодня сигнализирует о слабости и прочности нашего общества, не говоря уже об одиночестве и отчаянии, иначе как объяснить, что значительное число талантливых и привилегированных людей предпочитают наркотики реальности наших дней? Этот вопрос заставляет признать, что наше настроение на материальное и сосредоточенное на достижении успеха общество часто не способно удовлетворить эмоциональные и духовные потребности человека.
Как известно, наркомания является одним из главных путей передачи инфекции, названная СПИДом. Не только отсутствие лекарств мешает лечению или предупреждению СПИДа. Мешает также то, что многие, не желая изменить свой образ жизни – беспечно относятся к риску заразиться. Борьба с болезнью осложняется и другими трудностями. В нашем государстве не хватает даже средств на основные услуги здравоохранения.
Так на что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверждение себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? Неужели молодому человеку нужно замкнуться в своей "скорлупе", жить только для себя или, наоборот, "раскрыться", чтобы реализовать свои возможности в этом мире. Очевидно, подлинное призвание человека, есть то, чтобы всей своей деятельностью утвердить свое личное совершенство на благо общества. И для того, чтобы этого достичь, человек должен иметь диалектический стиль мышления, а именно; объективно оценивать ситуацию, всесторонне рассматривать какую-либо проблему, глобально мыслить. Например, когда человек, с богатой душой, с волевыми качествами, который не будет лукавить, будет честным, справедливым, вышел в политику и его взгляды, подходы в этой сфере приносят результат. Его будут ценить за эти заслуги. И когда человек сам увидит, что его труд полезен, то он будет счастлив, и не только он сам, но и другие люди.
Поэтому не надо "опускать руки", нужно бороться, стремиться к достижению жизненного комфорта. И если человек будет способствовать этому, то будет процветать наша Родина, наша Украина! Обратите внимание на статью"Горькие плоды культуры удовольствий"
Вопросы:Заключение.
Таким образом, понятие счастья уходит своими корнями вглубь истории, и это не случайно, т.к. в настоящее и в прошлое время люди стремились, чтобы хорошо жить, испытывать комфорт. Проблема счастья, рассмотренная в исторических эпохах, позволяет определить видение сегодняшнего мира, расставить такие акценты, которые делают историческую проблематику актуальной и совершенной, сопричастной тем жизненным проблемам, которые приходится решать сегодня. Единственная реальность для человека- это настоящее, он так или иначе устремлен в будущее. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, ради этого ведется борьба за предотвращение смертоносной ядерной угрозы, за социальный прогресс. Все, чего человек смог достичь, он надеется обрести. С прошлым человека связывает пережитое, с будущим – надежда. Потребность обеспечить светлое будущее не только для себя, но и для детей, для новых поколений, придает жизни особый человеческий смысл.
Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются религиозные учения, искусство и мифология. Но, в отличие от мифологии и религии, которые стремятся навязать человеку определенные его решения, философия исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.
Мы уже привыкли к тому, что жизнь – это не прямая, гладкая без ухабов дорога. Жизнь полна противоречий, антогонизма. Поэтому говорить о счастье в условиях, когда мир погрузился в глубокий кризис затрагивающий сами основы существования цивилизации- говорить трудно и проблематично. Но об этом говорить надо, так как в жизнь вступают все новые и новые поколения. И вот нынешнему поколению молодых людей придется реально решать весь комплекс проблем, которые встают в 21 веке.
Проблема счастья – это далеко не личная проблема, и ее по праву можно назвать общественной проблемой, ибо от того на сколько он сможет реализовать свои сущностные силы и все свои потенции, и утвердить себя в жизни как деятельное и творческое существо, ставящего во главу угла не свои корыстные, эгоистические интересы, а интересы общества – зависит благополучие и процветание общества и в целом мировой цивилизации.