При производстве на реверсивных станах толстых листов из слябов отходы составляют 15 - 17 %. Основная причина - отклонение формы раскатов в плане от прямоугольной. Кроме этого, значительная боковая обрезь раскатов обусловлена появлением на них закатов. Следовательно, актуальной остается задача получения раскатов по форме в плане близкой к прямоугольной.
Технология прокатки толстых листов.
На современных ТЛС для взламывания окалины используют клети с вертикальными валками (если они есть), а в основном, гидросбивы окалины с давлением воды 12-25 МПа. Ведутся работы по созданию гидросбивов с давлением воды до 50 МПа. Технология прокатки толстых листов развивается по двум направлениям. Первое – повышение точности прокатки и в первую очередь, максимальное приближение формы в плане готовых листов раскатов к прямоугольной. Это позволяет получить минимальную боковую и торцевую обрезь, а, следовательно, максимально высокий выход годного. Второе направление связано с повышением качества проката, определяемое структурой металла и комплексом его физико-механических свойств непосредственно после прокатки и охлаждения. Попытки использовать для улучшения формы раскатов в плане слябы различной формы поперечного сечения при прокатке толстых листов на практике не прижились. До настоящего времени на ТЛС продолжают использовать способ обеспечения равенства коэффициентов вытяжки металла при протяжке и разбивке ширины, хотя он и имеет ограниченные возможности. Использование клети с вертикальными валками позволяет достаточно эффективно управлять формой раскатов в плане. Такие схемы прокатки реализованы на стане 3600 комбината «Азовсталь». Расход металла при этом снижен на 3 кг/т. Еще более эффективны способы, основанные на профилировании широких или узких граней сляба (раската) в первых проходах в вертикальных или горизонтальных валках при продольной или поперечной схемах прокатки. Режимы прокатки толстых листов с переменным обжатием по длине раската в вертикальных валках позволяют получить экономию металла 2,5-3%. Наибольший эффект обеспечивает управление формой раската в плане профилированием широких граней раската (МАС-процесс). Он обеспечивает выход годного на ТЛС вплоть до 96% и позволяет получать листы круглой, овальной, клиновидной формы (в плане) и переменных (по длине) толщины и ширины. Задачу повышения точности прокатки на современных ТЛС решают применением систем автоматического регулирования толщины, поперечного профиля и плоскостности раскатов. Современные САРТ базируются на гидронажимных устройствах. Их работа позволяет снизить продольную разнотолщинность раскатов на 30-40% по сравнению с нерегулируемым режимом прокатки. Для регулирования поперечного профиля и плоскостности полос применяют противоизгиб рабочих и опорных валков, дополнительный изгиб рабочих валков, осевое перемещение рабочих валков, гидромеханическое изменение профиля валков, а также перекос и скрещивание валков. В ряде случаев на ТЛС применяют специально создаваемый асимметричный процесс прокатки. При этом асимметрию процесса создают за счет разных угловых скоростей верхнего и нижнего рабочих валков. Можно считать, что на данный период времени проблема точности прокатки листов на ТЛС решена. Применение технологической смазки на ТЛС позволяет снизить расход валков на 20-40%, удельный расход электроэнергии на прокатку на 5-17%, силу прокатки на 3-7%. Обеспечение требуемых температурных условий прокатки на технологической линии ТЛС производится применением специального оборудования для охлаждения раскатов: удлиненные рольганги (в том числе и с возможностью покачивания раскатов), обводные секции рольгангов, рамы для подъема раскатов над рольгангом, рольганг-тележки. Достаточно широкое распространение для этой цели получили установки ускоренного охлаждения, расположенные только с задней, или с передней и задней сторон чистовой клети.
Исследования и результаты.
В данной работе при исследовании формы раскатов в плане при прокатке толстых листов на ТЛС с целью уменьшения отходов металла в обрезь профилирование осуществляли в двух пропусках: в последнем пропуске при протяжке - для управления выпуклостью раската по ширине и в последнем пропуске при разбивке ширины - для уменьшения длины неровных торцов. В тех случаях, когда боковые грани раската при прокатке без профилирования имеют выпуклую форму, среднюю часть раската при профилировании обжимают в большей степени, чем концевые участки (рис. 1). Аналогично выбирают обжатия при управлении формой торцевых граней. Параметры профилирования должны обеспечивать получение формы готовых раскатов в плане с минимальными отклонениями от прямоугольной. Проведенные исследования показали, что для решения этой задачи изменение толщины раската при профилировании следует выполнять по параболе (см. рис.1). Для определения текущей глубины профилирования по ширине раската нами предложено уравнение
где - Hпрмаксимальная глубина профилирования средней по ширине раската части, мм; Z - текущее расстояние от точки начала изменения межвалкового зазора при профилировании до расчетного значения, мм; Bпр - ширина профилируемой части раската, мм; а - показатель степени параболы, по которой выполняется профилирование
Рисунок 1 Схема профилирования раскатов (поперечное сечение).
Скорость перемещения рабочих валков в вертикальной плоскости при профилировании определяется по формуле
где V – скорость прокатки, мм/с.
Значения показателя определили статистически на основании экспериментальных исследований параметров формы раскатов, выполненных на лабораторном стане дуо-кварто ДонНТУ.
Получено
где h - соответственно толщина и ширина раскатов перед пропуском с профилированием
Форма раскатов, прокатанных по существующей технологии, показана на рис. 2
Рисунок 2 Форма раскатов в плане.
Ее оценивали по длине переднего и заднего неровных концов выпуклости по ширине
в зависимости от начальной толщины H0 и суммарного относительного обжатия . Здесь Bп, Bз - ширина соответственно переднего и заднего концов раската.
Получены зависимости
где D - диаметр рабочих валков; Средняя ошибка аппроксимации полученных уравнений составляет соответственно 10 и 22%. Уравнения получены при изменении параметров прокатки в пределах:
Полученные уравнения свидетельствуют, что по известным параметрам прокатки H0/D и e есть возможность с достаточной для практических целей точностью определять элементы формы раската, с помощью которых можно оценить отходы металла с обрезью. Результаты исследований показали, что на отходы с обрезью в основном влияют длины передних и задних неровных концов. Суммарная длина концов находится в пределах от 100 до 500 мм, что по отношению к общей длине раската составляет 7-20%. Расчет площади поверхности раскатов свидетельствует о том, что за счет улучшения формы готовых раскатов можно уменьшить отходы металла с торцовой обрезью до 3-8%. По результатам предварительной оценки формы раскатов, как и при лабораторных исследованиях, определили глубину и протяженность профилирования. Заготовки размером профилировали с переменным обжатием по длине, глубина профилирования составляла 0,8 мм, а длина участка с готовым профилем 100 мм. Поперечное сечение профилированной заготовки показано на рис 3.
Рисунок 3 Поперечное сечение профилированной заготовки.
Описанный способ получил название в Японии МАС-процесс (авто-матическая система регулирования формы листа). Принцип регулирования при МАС-процессе заключается в предварительном расчете формы раската по созданной математической модели (производит ЭВМ) и придания раскату в последнем пропуске при протяжке (для управления выпуклостью по ширине) или (и) в последнем пропуске при разбивке ширины (для уменьшения длины неровных торцов) переменного строго определенного продольного профиля (рис. 4).
Рисунок 4 Схема формирования боковых (а) и торцовых (б) кромок раската при MAC - процессе.
За счет искусственно созданной разнотолщинности компенсируется искажение формы раската при продольной схеме прокатки. При этом угловую скорость валков, момент включения и выключения нажимных винтов, величину их перемещения рассчитывают в специальной мини-ЭВМ. После освоения системы на ТЛС 5500 завода в Мидзусиме потери металла в обрезь (на первом этапе освоения системы) снизились с 5,5% до 1,1%, а выход годного составил 93,8%, в дальнейшем выход годного на стане 5500 достиг 96%.
ВЫВОДЫ
Способ прокатки с профилированием широких граней раскатов имеет определенные ограничения. При использовании некоторых схем прокатки и определенных размеров слябов и готовых листов невозможно получить форму раскатов в плане близкую к прямоугольной. Это связано с тем, что после профилирования при разбивке ширины последняя превысила заданную или после протяжки длина раската превысила допустимую. Необходимо правильно выбирать размеры сляба при сохранении заданной массы. Успех японцев объясняется тем, что на современных ТЛС Японии имеются быстродействующие гидравлические нажимные устройства, а про-цесс прокатки управляется с помощью ЭВМ. На ТЛС Украины и России этих обязательных условий нет. Поэтому процесс и не освоен.