Эту статью можно просмотреть на странице http://www.elcom.spb.ru/solutions/st2.shtml

Наша компания существует с 1991 года и с самого начала была ориентирована на разработку и внедрение комплексных корпоративных информационных систем для предприятий любого масштаба и профиля деятельности. В своих решениях наша компания всегда стремилась использовать передовые технологии и продукцию ведущих мировых производителей. В 1993 году компания ELCOM Ltd. осуществила одну из первых поставок в Россию продукции компании Sun Microsystems, тем самым положив начало тесному сотрудничеству, которое получило ещё большее развитие после открытия в Москве представительства Sun Microsystems. Высокий уровень предлагаемых решений и квалификация персонала подтверждена наивысшим партнёрским статусом Sun Microsystems - Datacenter System Provider. Наша компания получила сертификаты Support Accredited Partner и Global Warranty Accredited Partner и прошла аудит на Sun Service Manager.

Статья рассчитана на руковолителей предприятий, топ-менеджеров, руководителей отделов автоматизации (АСУ) предприятий планирующих внедрять в будующем КИС управления предприятием. В этой статье изложен практический и теоретический опыт накопленый компанией ELCOM Ltd. и партнёрами нашей компании в области проектирования, внедрения и поддержки информационных систем. В большинстве работ на эту тему проблема рассматривается с заведомо позитивной точки зрения , оцениваются действия необходимые для создания КИС. Давайте попробуем взглянуть на вопрос с другой стороны, а именно, обозначим ошибки, которые могут помешать создать высокоэффективную систему или вообще не позволят реализовать проект и проблемы, с которыми вы можете столкнуться.

Тезисы к докладу "Ошибки и сложности, возникающие при создании корпоративных информационных систем (КИС)"

Сегодня, как никогда ранее, актуален лозунг "Cделать больше меньшими средствами". Предприятия всегда являвшиеся преуспевающими ищут способы повышения эффективности работы. Одним из наиболее очевидных и проверенных временем способом достижения этих целей является внедрение КИС управления предприятием. При удачной реализации проекта КИС, потребовав значительных первоначалных вложений, обеспечит предприятию управляемость, гибкость и прозрачность бизнес-процессов, что в итоге гарантирует возврат вложений и рост прибыли предприятия.

Любой проект проходит следующие этапы в своём жизненном цикле:
1.Формирование требований и разработка проекта КИС.
2.Приобретение КИС.
3.Внедрение КИС.
4.Поддержка КИС.

Рассмотрим проблемы, возникающие на каждом этапе.

Формирование требований и разработка проекта КИС

Безусловно, самым важным является этап формирования требований. Если требования чётко сформулированы, действия на остальных этапах могут быть сведены к следованию простым и ясным алгоритмам. Практика показывает, что никогда и никому не удавалось решить этот вопрос сразу и если не обеспечить постоянную обратную связь между руководителем, ставящим задачу, и командой, которая будет тестировать модель будущей КИС, проект будет заранее нежизнеспособен, а непроведенный предварительный аудит предприятия только затруднит эту задачу.

Ошибкой будет решение не привлекать для аудита профессиональных экспертов из третьих фирм, это необходимо для качественного выполнения работы, к тому же вы сможете просмотреть в работе потенциального партнёра, а ваш потенциальный партнёр досконально изучит специфику вашего предприятия и в частности, сможет указать на изменения, которые надо будет внести в бизнес-процессы предприятия для приведения их в упорядоченный вид. Попытавшись внедрить КИС на предприятие, не упорядочив бизнес-процессы, вы, возможно, добьётесь результата, но автоматизировав хаос, вы получите всего-лишь автоматизированный хаос.

Однако, самой крупной, а иногда и самой дорогостоящей ошибкой будет попытка разработать и внедрить КИС силами своего отдела АСУ. Заявление выглядит абсурдом на первый взгляд, давайте рассмотрим его подробнее.

Отдел АСУ или любой аналогичный создаётся на предприятии для поддержки систем, а не для их разработки. Вероятность того, что у вас уже работают люди не просто технически грамотные, а обладающие способностями, знаниями и опытом в проектировании КИС, квалифицированные разработчики ПО, лидер, способный руководить проектом и другие специалисты, необходимые для реализации столь серьёзной задачи, исчезающе мала. Нанять команду или только недостающих специалистов не составит труда, но при расчете стоимости такого проекта практически никогда не учитывается парадокс, характерный для любых проектов из сферы интелектуальной собственности, цена продукта ниже его себестоимости! Вы, или не реализуете КИС с требуемым функционалом за цену тиражированных решений, или потратите больше средств. У такого "самодельного" решения есть ещё одно слабое звено, любой ключевой для проекта человек, уволившись, может заставить начать разработку "с нуля".

Приобретение КИС

Перед приобретением ещё не поздно задуматься о том, а стоит ли начинать столь сложный и длительный процесс, каким является внедрение и сопровождение КИС. Если вы сейчас не уясните, что внедрение информационной системы - процесс непрерывный, что КИС будет изменяться вместе с вашим предприятием и требовать постоянного внимания к себе, то, возможно, вы будете удивлены, что затраты на вашу систему не прекращаются.

Не упустите из виду вопрос, а своевременным ли будет решение о приобретении/создании КИС. Изменение модели ведения бизнеса в будущем могут если не убить вашу систему, то резко снизить её эффективность. Если вы решили для себя эти вопросы, стоит переходить непосредственно к организации тендера и это тоже будет ошибкой.

Как ни странно, тендер малопригоден для приобретения конкретного готового продукта. Это связано с тем, что проект КИС или КИС, как готовый продукт, слишком громоздок для оперативного ознакомления, документацию по нескольким проектам практически невозможно тщательно изучить и оценить в разумные сроки. Ещё одним камнем преткновения для выбора КИС на конкретное предприятие является то, что в подавляющем большинстве случаев информация о готовых продуктах существует только в виде рекламных, маркетинговых материалов с употреблением оборотов вида "наша система эффективней на 30 процентов". Просмотреть систему в рабочем виде на вашем предприятии невозможно до внедрения, а примеры других предприятий не соответствую вашей специфике. Добиться объективной информации непросто, так как методики оценки эффективности КИС существуют, но их ценность крайне снижается из-за возможности проведения анализа только постфактум и в сравнении с КИС на аналогичном предприятии, а сильная зависимость результата от людей, делавших анализ, окончательно обесценивает их. На этом проблемы с оценкой предложений не заканчиваются. Как правило, принимает решения о покупке решения руководитель, который может оценить реализацию бизнес-процессов, но он не имеет возможности оценить техническую сторону КИС, квалификацию для этого имеет IT-менеджер, который не в состоянии оценить реализацию бизнес-процессов. Задача согласовать их позиции не тривиальна.

Последнее о тендерах: если вы будете использовать тендер как инструмент для выбора поставщика решения, то вы уже допустили ошибку, партнёра надо было определять ещё до начала проектирования .

Если вас всё-таки не устроило ни одно из предлагаемых готовых решений и вы решили создавать КИС самостоятельно вы будете иметь возможность управлять финансированием работ по созданию системы. Здесь таится очередной подводный камень, экономить можно только на том, на чём можно экономить. По данным западной статистики сокращение затрат на 1% при реализации проекта КИС, даст потерю функциональности на 3%. Очень легко, сэкономив треть стоимости, получить дорогостоящий комплекс не обладающий требуемой функциональностью.

Довольно много разговоров идёт о выборе между отечественными и западными КИС. В общем случае, что то рекомендовать здесь можно только для конкретного предприятия. Выбор типовых западных решений совершенно не оправдан для большинства отечественных предприятий, которые не имеют модели ведения бизнеса соответствующей каким-либо стандартам (SIC, MRP, Supply Chain, TQM, ISO9000). Для таких предприятий предварительно придётся провести реорганизацию, что, возможно, будет слишком длительным, сложным и дорогостоящим процесс. Для предприятий, ориентированных на стандартные технологии управления бизнесом, выбор западных КИС оправдан и не должен вызвать больших проблем. В этом случае в первую очередь стоит обратить внимание на европейские решения, так как в них изначально заложена гибкость для использования в разных странах. Решения, созданные отечественными компаниями много дешевле, но обычно полностью пригодны только для конкретного предприятия со своей спецификой, чтобы запустить такое решение на другом предприятии, требуется серьёзная перестройка всей системы.

Некоторые отечественные производители ПО такого масштаба, как ни странно, не создают отдел качеств с целью снижения себестоимости, покупатель рискует оказаться в ситуации, в которой ошибки будут устранятся уже в процессе промышленной эксплуатации. Трудно представить предприятие, для которого подобный подход будет допустимым. Если вы будете создавать систему самостоятельно, сделайте отдел качества независимым от команды разработчиков.

Внедрение КИС

Вся история человечества доказывает, что на пути прогресса стоит только сам человек и ваша информационная система не будет исключением. Обязательно в процессе внедрения вы столкнётесь с противодействием персонала. Причин этому много: лень, боязнь остаться без работы, привычка, неспособность осваивать информационные технологии. Причём, если для персонала нижнего уровня достаточно оформить приказ, то противодействие менеджеров, высоко расположенных в иерархии предприятия, может уничтожить систему. Необходимо создать атмосферу неизбежности нововведений, обеспечить благоприятный климат процессу внедрения, максимально сократить сроки внедрения, с целью уменьшения срока, в течение которого сотрудники будут испытывать увеличение нагрузки из-за необходимости вести работу по старому и с использованием КИС. Руководитель группы внедрения должен иметь знания в области компьютерных технологий и прекрасно разбираться в теории ведения бизнеса. В западных компаниях обычно внедрением КИС занимается CIO (Chief Information Officer), эта должность является второй и в иерархии руководства компании.

Если вы не обозначите в договоре ответственность партнёра за несоблюдение сроков, с большой вероятностью вы понесёте потери из-за увеличения сроков внедрения, так как по статистике лишь 5% всех подобных проектов были реализованы в срок, 80% были задержаны или потребовали дополнительного финансирования и 15% остались не реализоваными.

Сопровождение

Решение, созданное самостоятельно, предприятие будет использовать на свой страх и риск. В случае возникновения проблем не к кому обратиться за помощью, а увольнение допустивших ошибки людей никак не скомпенсирует материальные потери. Цена любой ошибки может быть неприемлемо велика. С партнёром же вы будете иметь договорные отношения и сможете потребовать устранения возникающих проблем так, как это допустимо для вас. Откажитесь от сопровождения и вы откажетесь от всех вложеных ранее средств.

Совершенно недопустимо экономить на тренингах персонала. Специалисты отдела АСУ в обязательном порядке должны пройти обучение у поставщика или должен быть приобретён соответствующий уровень поддержки. Проигнорировав эти простые рекомендации вы обречёте информационную систему на бессмысленное прозябание.

Если после прочтения у вас сложилось впечатление, что всё связаное с КИС так плохо, то вы сделали ещё одну ошибку. Процесс создания КИС безусловно сложный, длителеный и дорогостоящий, но отказ от таких систем равнозначнен отказу от конкурентной борьбы, в которой выиграет тот, кто может эффективней управлять своим предприятием. Надеюсь, статья поможет вам обойти подводные камни, сэкономить на вложениях и создать действительно замечательный инструмент управления, который поможет вам преуспеть.