Анализ on-line систем тестирования

Е.В. Харитоненков, БГУИР

Научный руководитель - Минченко Л.И., профессор кафедры информатики, д-р физ.-матем. наук

Одной из важных составляющих учебного процесса является контроль усвоения и практического применения обучаемыми полученных знаний. Для этого все большее применение на разных фазах обучения используются различные формы тестовых опросов. Спектр применения тестов — от короткого опроса после объяснения текущей темы до итоговых, выпускных или вступительных экзаменов. Поэтому разработка автоматизированных тестирующих систем, использующих компьютерные сети (Intranet, Internet), является актуальной задачей, ведь они позволяют:

Такие системы должны удовлетворять следующим требованиям:

Некоторые из этих требований многим могут показаться лишними, но это не так. Например, требование о легкости создания/модификации тестов, но опрос, проведенный британским исследователем Йерреном Анфером, показал, что 84% преподавателей дисциплин, не связанных непосредственно с информатикой, испытывали затруднения при создании тестов, а 53% респондентов отметили неудобство и сложность существующих систем тестирования. Столь высокий процент недовольных позволил сделать вывод о необходимости такого требования.

Или, к примеру, требование о сохранении статистики ответов для всех вопросов. Если Вы при тестировании используете тип вопроса "поле ввода", то ответы могут содержать опечатки или грамматические ошибки. А при сохранении всех ответов, преподаватель может на этой основе сделать вывод о данном вопросе (либо изменить вопрос, либо в верный ответ добавить вариант с опечаткой либо с ошибкой).

Сам собой напрашивается вопрос: "А существует ли система, которая удовлетворяет всем требованиям?" На этот вопрос пока можно дать только отрицательный ответ. На сегодняшний день есть множество систем создания тестов, которые в той или иной степени удовлетворяют этим требованиям.

Перечислим общие недостатки таких систем:

Ещё к недостаткам можно отнести то, что все данные хранятся в HTML формате. Это было допустимо в 1995-1998 гг., но не сейчас. Так как, начиная с 1999 года, компания по Интернет - стандартизации W3C (www.w3c.org) приняла новый стандарт хранения и структуризации информации - XML. Технология XML, главным образом, предназначена для обмена информацией между неоднородными компьютерными системами, а также может быть использована для создания открытых баз данных.

В том же году была также принята технология XSL, которая позволяет трансформировать XML-документы в другие типы через шаблонные описания. Итак, благодаря XSL можно, например, вытащить какие-то данные из XML-базы данных и трансформировать в HTML-поток для пользовательского браузера, в WML - для WAP-устройств, в PDF-документы и т.п.

Таким образом, наиболее гибким вариантом разработки шаблонов представления информации будет создание шаблонов на языке XSL, а не на HTML. Кроме того, XSL в отличие от HTML позволяет разделить данные и функциональный скелет. Изменяя данные, исчезает вероятность нарушить работоспособность системы в целом.

Что касается графической стороны вопроса, то в настоящее время укоренилась технология Flash для разработки оригинальных графических пользовательских интерфейсов с элементами анимации, видео и звука. Однако для большинства пользователей Интернет Flash-ролики пока остаются головной болью при ожидании их загрузки.

Все существующие системы не могут претендовать на универсальность. И в каждой из них это выражается по-разному. Серьезным подспорьем, без которого регулярное и массовое тестирование теряет большую часть смысла, является система протоколирования хода тестирования и система работы со статистикой. И особняком стоит система разработки тестов. Она может быть наиболее специфичной по части способов работы по той причине, что у неё на порядок меньшее количество пользователей. В самом деле, разработанный банк тестовых заданий с разными вариантами выборки и настроек предъявления учащимся может с минимальными коррективами использоваться большим количеством преподавателей в различных группах обучения. И тогда тесты и смогут дать реальную отдачу от их применения, когда процесс тестирования не будет каждый раз предваряться проблемами для преподавателя.