Что делать с бумом в сетевом бизнесе и как заставить Интернет-магазины платить налоги?


Научно-практическая лаборатория, Ирина Тетерятникова, ФИНАНСЫ-УА

Все мы помним, как в конце 90-х годов начали бурно развиваться интернет-технологии и как затем, в начале нового тысячелетия, наметился определенный спад в темпах развития данного сегмента. Акции интернет-компаний, взлетевшие первоначально до немыслимых высот, резко обвалились. В сетевые проекты перестали вкладывать значительные финансовые ресурсы, и фактически отрасль была предоставлена сама себе. Но несколько месяцев назад начался очевидный ренессанс интернет-бизнеса. Для Украины это особенно актуально, так как правительство в поисках источников наполнения бюджета может обратить свой взор на неисхоженное поле налогообложения виртуальных сделок.

История вопроса

Причиной того, что интернет-бизнес получает второе дыхание и на очереди его бурное развитие, стал качественный скачок в понимании вопроса: "Зачем нужен Интернет, и чего с его помощью можно добиться?". Если раньше интернет-реклама и информация, распространяемые по каналам всемирной паутины, воспринимались большинством лишь как дополнительное приложение к рекламе на телевидении и в прессе, то сегодня интернет является непременной составной частью любого информационного потока по простой причине - он обеспечивает "обратную связь" с "пожирателем рекламы" и дает последнему возможность делать покупки и пользоваться услугами в режиме он-лайн.

Даже стремительно развивающаяся мобильная связь в скором времени будет немыслима без тех возможностей, которые предоставляет интернет. Уже сегодня значительное число пользователей предпочитают именно с сайта отправлять SMS на мобильные номера. Однако развитие коммуникационных технологий постепенно приведет к стиранию граней между такими информационными каналами, как интернет, телевидение и мобильная связь. И тогда те компании, которые своевременно освоили интернет, окажутся в безусловном выигрыше. В последнее время резко выросли объемы интернет-рекламы и, соответственно, обороты интернет-торговли. В сеть начинают возвращаться крупные трейдинговые компании, которые ранее не воспринимали данные каналы с должной серьезностью. Интернет стал особенно полезен в связи с начавшейся фактически во всем мире эпохой супермаркетов. Сегодня супермаркеты и торговые компании все чаще находят своего покупателя именно в Интернете, привлекая пользователей возможностями предварительного заказа и бесплатной доставки. Без сомнения, и в Украине 2005 год станет началом развития массовой интернет-торговли, причем в самых неожиданных сферах.

Поэтому бизнесмены, которые ранее скептически относились к возможностям виртуальных шоппингов, должны как можно быстрее пересмотреть свои взгляды, чтобы безнадежно не отстать от жизни и не упустить огромных преимуществ, которыми обладает реклама и торговля в сети.

Интернет-шоппинг

Рассмотрим сферы, для которых Интернет является самой главной частью бизнеса, и выясним какие из них в наибольшей степени будут представлены в Интернете. Во-первых, сегодня не мыслят себя без сети многие посредники - паутина необходима для того, чтобы свести продавца и покупателя, субъекта, предоставляющего услугу, и продавца услуги. Не случайно активно занимаются продвижением своего бизнеса всевозможные кадровые агентства, агентства недвижимости и другие посредники. Хотя статистика там не всегда ведется, но у некоторых из подобных бизнес-проектов уже более половины заказов реализуется благодаря Интернету. То же касается товаров и услуг, имеющих весьма специфический характер, связанный с их транснациональным размещением либо предоставлением. Так, к примеру, туристические агентства, зазывая своих клиентов, предоставляют на своих сайтах подробнейшую информацию о том, какие туры и в какие страны они предлагают. А также обнародуют условия проживания туристов. Таким образом, еще до прихода в туристическое агентство пользователь услуги может полностью ознакомиться с условиями своего будущего путешествия и сделать своеобразное маркетинговое исследование.

Примерно так же предлагают свои услуги в интернете многочисленные транспортные компании и фирмы по авиаперевозкам. Доля авиабилетов, заказанных через интернет, неуклонно растет во всем мире. Эта тенденция начинает проявляться и в Украине. И если наши граждане пока нечасто покупают авиабилеты в режиме он-лайн, то о наличии тех или иных рейсов, их стыковки, свободных местах и расценках на авиабилеты они узнают преимущественно на соответствующих сайтах.

Более того, Интернет все больше проникает в банковский бизнес. В настоящее время любой уважающий себя банк в первую очередь заботится о наполнении своего интернет-сайта, в связи с чем начинает расти количество вкладчиков банка, привлеченных посредством интернета. То же касается и страховых компаний. Однако просто так зайти на сайт, который изначально предназначен для того, чтобы предложить товары или услугу, которую потребитель, в принципе, не ищет, пользователя не заставишь. Поэтому неизбежен бурный рост интернет-рекламы, которая с "объединением" интернета и мобильной связи с телевидением "перекочует" в эти сферы. Уже сегодня расценки на показ баннеров на самых посещаемых сайтах, в первую очередь новостных, стремительно растут. Не исключено, что скоро они сравняются с расценками на страницах печатных СМИ. Поэтому параллельно с бизнесом в интернете будет развиваться и его пиар-составляющая.

Налогообложение интернет-торговли

Особенность бизнеса в Интернете заключается в его экстерриториальности и неподчиненности национальным юрисдикциям. К примеру, купля-продажа товаров через интернет может проходить в Киеве, расчеты за услуги - в Лондоне, а сервер - вообще находиться в Гондурасе или Папуа-Новой Гвинее. Понятно, что в таких условиях фискальные органы сталкиваются с огромнейшими проблемами налогообложения интернет-операций. Более того, расчеты в интернете могут осуществляться не деньгами, а суррогатами денег, которые имитируются особо ушлыми интернет-компаниями и не подчиняются нормативам никакого государственного центробанка. Таким образом, создаются прекраснейшие возможности для ухода средств от налогообложения путем перевода операций в интернет.

На Западе с данной проблемой уже столкнулись налоговые службы развитых стран, органы финмониторинга и даже международный "антиотмывочный клуб" FATF. Но им на помощь приходит как достаточно высокая "сознательность" граждан, так и развитость спецслужб, в частности достаточно высокий уровень технического обеспечения налоговой полиции. Поэтому уход от налогов путем перенесения бизнеса в интернет в странах Запада пока является уделом в основном небольших компаний. Крупные корпорации, во-первых, находятся под особо пристальным надзором налоговых служб, а во-вторых, еще не перенесли в интернет-сферу значительную часть своего бизнеса.

Совсем иное дело в Украине. Пока наше налоговое ведомство и Госкомфинмониторинг не уделяют должного внимания уклонению от уплаты налогов путем перенесения бизнеса в интернет-сферу. Однако с увеличением числа интернет-пользователей бизнес в сети будет стремительно развиваться. Учитывая фискальную антипатию наших граждан, и особенно бизнесменов, рассчитывать на то, что все свои транзакции в интернете они откроют налоговым органам, мягко говоря, не приходится. Поэтому потери по части неуплаты налогов от сделок, заключенных в интернете, уже измеряются сотнями тысяч гривен. И эта цифра неизбежно будет расти.

Если же взять такую сферу, как игра на рынке forex с использованием каналов интернета, то здесь фактически осуществляется никем не контролируемый вывод капиталов за пределы государства. Оценить потери от forex-операций очень трудно, но в масштабах Украины они исчисляются миллионами долларов, которые в основном покидают нашу страну. Поскольку есть золотое правило: от игры в forex выигрывают лишь компании, предоставляющие услуги по доступу на рынок forex. Все остальные игроки делятся на две категории: те, которые, проиграв значительную часть своих денег, останавливаются, и те, которые проигрывают все. Случаи выигрышной игры единичны. И, как правило, человек, выигравший на forex, все равно рано или поздно проиграет весь выигрыш. Хотя бы потому, что играть в таких случаях он обычно не прекращает. В общем, законодателям и правительству нужно как можно раньше обеспокоиться проблемой наполнения бюджета путем налогообложения операций в интернете. Пока эта сфера совершенно не урегулирована ни на каком уровне.

Вместо послесловия

Говоря о становлении интернет-бизнеса, нельзя обойти вниманием ту роль, которую ua-net сыграл в создании массового общественного мнения в период "оранжевой" революции в Украине, которую с полным основанием можно считать первой интернет-революцией в истории человечества. В отличие от октябрьской революции 1917 года, она была осуществлена в сжатые сроки и практически в режиме он-лайн. Так, к примеру, если большевикам для своей пропаганды приходилось завозить из-за границы печатную продукцию типа "Искры", а затем с огромным риском и трудностями распространять ее среди сочувствующих, то "оранжевая" революция проходила во многом благодаря соответствующим интернет-сайтам.

Развивая эту тему дальше, можно с уверенностью сказать, что одним из подвидов интернет-бизнеса уже сейчас является политическое интернет-моделирование. Пока оно осуществляется в основном на уровне сетевых "сливных бачков", куда попадает весь компромат, который рискованно размещать в печатных и других электронных СМИ.

Но в ближайшее время с помощью интернета можно будет осуществлять массовые "хакерские атаки" на умы потенциальных избирателей, и потому появление виртуальных пиар-технологий, под которые выделяются значительные средства, нельзя назвать бизнесом завтрашнего дня. Это уже бизнес дня сегодняшнего, ориентированный на парламентские выборы 2006 года. Впрочем, данная тема выходит за рамки нашей публикации…

Источник: http://www.ukrindustrial.com/publications/?pubid=299