http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0016(01-2001)&xsln=showArticle.xslt&id=a01&doc=../content.jsp

Методика анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений

1. Общие положения

1.1. Цель и задачи методики

Целью настоящей методики является совершенствование Министерством образования и подведомственными ему образовательными учреждениями системы управления федеральной собственностью, находящейся в их ведении.

В соответствии с целью задачами настоящей методики являются:

Настоящая методика устанавливает:

Методика позволяет оценить эффективность использования федеральной собственности в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования Российской Федерации.

Настоящая методика обязательна для применения всеми образовательными учреждениями, подведомственными Министерству образования Российской Федерации и имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Понятия и термины

В настоящей методике применяются следующие понятия и термины.

Образовательное учреждение – юридическое лицо, созданное органами государственной власти Российской Федерации, подведомственное Министерству образования Российской Федерации, осуществляющее определенную Законом РФ "Об образовании" деятельность, финансируемое из средств федерального бюджета и имеющее государственную аккредитацию.

Федеральная собственность – собственность, отраженная в бухгалтерском балансе образовательного учреждения, принадлежащая на праве собственности Российской Федерации и находящаяся в оперативном управлении образовательных учреждений, а также финансовые средства учреждений, другие имущественные и неимущественные права образовательных учреждений.

Бюджетные средства средства, поступившие на лицевой счет получателя средств федерального бюджета в органы федерального казначейства на основании сметы расходов.

Внебюджетные средства – доходы образовательных учреждений от использования федеральной собственности, а также предоставления платных услуг (продажи товаров, выполнения работ).

Мониторинг – непрерывное наблюдение за состоянием и использованием федеральной собственности, анализ эффективности ее использования как составной части системы управления образовательными учреждениями.

Эффективность использования – оценка, основанная на данных анализа показателей состояния и использования федеральной собственности образовательным учреждением и проведенная в соответствии с настоящей методикой.

2. Исходные данные: источники, порядок формирования и использования

При проведении расчетов по настоящей методике в качестве основных данных используются сведения из утвержденных форм бухгалтерской и статистической отчетности:

Для ведения внутреннего аудита образовательные учреждения могут применять также данные бухгалтерского учета и сведения из ведомственного кадастра имущества.

Исходная информация, необходимая для расчета показателей эффективности, выбирается непосредственно из источников по ссылкам в тексте раздела 3 либо предварительно группируется в таблицы, приведенные в приложениях 1–4. При использовании таблиц следует руководствоваться следующим.

В таблице приложения 1 формируются сведения, которые используются для расчета основных показателей эффективности и отражены в формах отчетности образовательных учреждений Министерству образования. В полях таблицы отражаются стоимостные характеристики федеральной собственности образовательных учреждений в целом и в разрезе источников финансирования.

Таблица приложения 2 предназначена для сбора информации при проведении внутреннего аудита образовательных учреждений и фактически представляет собой расширение таблицы 1.

Каждое поле таблиц приложений 1–2 обозначается индексом, который состоит из буквы, соответствующей номеру строки, и цифры, соответствующей номеру столбца. Например, данные в девятой колонке последней строки табл.1 имеют код Э9. Индексы полей таблиц используются при расчете показателей в разделе 3.

Таблица приложения 3 предназначена для аккумулирования информации о составе площадей учреждения.

Таблица приложения 4 содержит сведения о численности обучающихся и работников образовательных учреждений.

Поля табл. 3, 4 имеют индексацию, аналогичную той, которая используется в табл. 1 и 2.

3. Показатели эффективности использования федеральной собственности образовательными учреждениями

3.1. Классификация оценочных показателей

На основании анализа имущества и финансов образовательных учреждений, существующей бухгалтерской и статистической отчетности определены четыре группы показателей, которые позволяют всесторонне оценить экономическую деятельность образовательного учреждения и сделать вывод о ее эффективности.

Первая группа – показатели имущественного состояния.

Данная группа предназначена для оценки имущественного состояния образовательного учреждения и включает в себя группу показателей, характеризующих стоимость основных средств, стоимость (уровень) их износа, удельный вес площадей, отвлеченных в аренду образовательным учреждением и арендуемых, коэффициенты обновления и выбытия основных средств.

Вторая группа – показатели деловой активности.

Данная группа позволяет провести оценку деловой активности образовательного учреждения и включает в себя показатели оборачиваемости: поступивших средств по образовательному учреждению, активов и составных частей актива, оборотных средств, а также коэффициенты затрат на содержание (показывает совокупность текущих капитальных вложений на одного учащегося) и деловой активности (совокупность финансовых средств, приходящихся на одного среднесписочного работника).

Третья группа – показатели финансовой активности.

Показателями третьей группы оценивается финансовая активность, характеризующая оборачиваемость дебиторской задолженности, финансовую устойчивость, структуру фондов и целевых средств учреждений, финансовую деятельность в динамике, структуру и маневренность активов.

Четвертая группа – показатели профильного использования.

Данная группа включает в себя показатели профильного использования площадей, задействованных в образовательном процессе, поддержания и восстановления основных средств, оценивает удельный вес внебюджетных источников в общей сумме затрат на коммунальные услуги, капитальный ремонт и приобретение оборудования.

3.2. Общие группы показателей

В соответствии с классификацией оценочных показателей в пункте 3.1 настоящей Методики выделяются следующие основные группы оценочных показателей состояния и эффективности использования образовательными учреждениями федеральной собственности:

3.2.1. Показатели оценки имущественного состояния

Данные показатели характеризуют состояние и использование образовательными учреждениями федеральной собственности.

Такими показателями являются:

Коэффициент износа основных средств характеризует степень износа ОС в целом по ОУ.

K1=И/СОС, (Приложение 1: А7/А6),

где И – величина износа основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0760, графа 4); СОС– стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, графа 4).

Необходимо стремиться к снижению этого значения за счет скорейшего обновления и восстановления основных средств. Повышение этого коэффициента свидетельствует о старении материально–технической базы.

Коэффициенты ремонта зданий показывают величину фактических расходов на капитальный ремонт зданий, приходящуюся на один рубль балансовой стоимости основных средств.

К12=(ЗРВРБ)/СОС, (Приложение 1: О9+О11/А6),

где ЗРВ – затраты на капитальный ремонт, направленные на нужды образовательного учреждения, за счет внебюджетных источников (сумма данных Ф N4, гр.6, ЭКР 240300 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и 8,ЭКР 240300 по разделу 1); ЗРБ затраты на капитальный ремонт за счет бюджетных средств (сумма данных Ф N2, гр.7, ЭКР 240300); СОС – стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

К22= ЗРБОС, (Приложение 2: О9/А6),

где ЗРБ – затраты на капитальный ремонт за счет бюджетных средств (сумма данных Ф N2, гр.7, ЭКР 240300); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

К32= ЗРВОС, (Приложение 2: О11/А6),

где ЗРВ – затраты на капитальный ремонт, направленные на нужды образовательного учреждения, за счет внебюджетных источников (сумма данных Ф N4, гр. 6, ЭКР 240300 по разделу 1; СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

К42= Sp/S, (Приложение 3: Ш4/Ш1),

где Sp – площади зданий, находящихся в капитальном ремонте или реконструкции (Ф N3-нк для ВУЗов, Ф N2-нк для ССУЗов: раздел 5, гр. 4, строка 01); S – общая площадь зданий (Ф N3-нк, Ф N2-нк: раздел 5, гр.1, строка 01).

Коэффициенты аренды характеризуют удельный вес площадей зданий, как сданных в аренду ОУ, так арендуемых.

К13= SA1/S, (Приложение 3: Ш3/Ш1),

где SA1– площади зданий, сданные образовательным учреждением в аренду (Ф N3–нк, Ф N2–нк: раздел 5, гр.3, строка 01); S– общая площадь зданий (Ф N3–нк, Ф N2–нк: раздел 5, гр.1, строка 01).

К23= SA2/S, (Приложение 3: Ш2/Ш1),

где SA2– площади зданий, арендуемые образовательным учреждением (Ф N3–нк, Ф N2–нк: раздел 5, гр.2, строка 01); S– общая площадь зданий (Ф N3–нк, Ф N2–нк: раздел 5, гр.1, строка 01)

Исходя из конкретных возможностей ОУ, значение показателя К13 должно повышаться. Это позволит увеличить финансовые поступления. Значение показателя К23 должно понижаться, так как аренда ОУ площадей и других материальных элементов ОС приводит к изъятию средств, что отрицательно сказывается на эффективности использования собственности.

Коэффициент обновления основных средств показывает долю поступивших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанных на конец (начало) года.

К4= CПОС/ CОС, (Приложение 1: П6/А6),

где СПОС – стоимость основных средств, поступивших в течение года (Ф N5, стр.120, графа 3); СОС – стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Если позволяют финансовые возможности ОУ, значение этого показателя желательно увеличивать, так как уменьшается износ ОС и их выбытие.

Коэффициент выбытия основных средств показывает долю выбывших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанных на конец (начало) года.

К5= CВОС/ CОСН, (Приложение 1: Р6/А5),

где СВОС – стоимость основных средств, выбывших в течение года (Ф N5, стр. 170, графа 3); СОСН – стоимость основных средств на конец года (ФN1, стр.0010, гр.3).

Значение этого показателя не должно снижаться ниже определенного значения.

В качестве дополнительных показателей имущественного состояния образовательного учреждения могут использоваться показатели качественной структуры имущества, выражающиеся в коэффициентах удельного веса видов имущества в общей структуре основных средств.

Удельный вес зданий

К Д11= CЗ/ CОС, (Приложение 2: Б6/А6),

где СЗ – балансовая стоимость зданий на конец (начало)года (Ф N5, стр.010, минус стр.020, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Удельный вес сооружений

К Д21= CС/ CОС, (Приложение 2: В6/А6),

где СС – балансовая стоимость сооружений на конец (начало) года (Ф N5, стр. 030, гр.6); CОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (ФN1, стр.0010, гр.4).

Удельный вес передаточных устройств

К Д31= CПУ/ CОС, (Приложение 2: Г6/А6),

где СПУ – балансовая стоимость передаточных устройств на конец (начало) года (Ф N5, стр.040, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Удельный вес машин и оборудования

К Д41= CМ/ CОС, (Приложение 2: Д6/А6),

где СМ – балансовая стоимость машин и оборудования на конец (начало) года (Ф N5 стр.050, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (ФN1 стр.0010 гр.4).

Удельный вес транспортных средств

К Д51= CТР/ CОС, (Приложение 2: Е6/А6),

где СТР – балансовая стоимость транспортных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.060, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Удельный вес инструмента производственного

К Д61= CИ/ CОС, (Приложение 2: Ж6/А6),

где СИ – балансовая стоимость инструмента производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря на конец (начало) года (Ф N5, стр. 070, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Удельный вес рабочего и продуктивного скота

К Д71= CСК/ CОС, (Приложение 2: З6/А6),

где ССК – балансовая стоимость рабочего и продуктивного скота на конец (начало)года (Ф N5, стр.080, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (ФN1, стр.0010, гр.4).

Удельный вес библиотечного фонда

К Д81= CБ/ CОС, (Приложение 2: И6/А6),

где СБ – балансовая стоимость библиотечного фонда на конец (начало) года (Ф N5, стр.090, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Удельный вес прочих основных фондов

К Д91= CПР/ CОС, (Приложение 2: К6/А6),

где СПР – балансовая стоимость прочих основных фондов на конец года (Ф N5, стр.100, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Удельные веса показывают долю элементов основных средств ОУ по группам в общей стоимости на конец года.

3.2.2. Показатели деловой активности

Указанная группа показателей позволяет оценить деятельность образовательного учреждения с точки зрения эффективности использования имеющегося федерального имущества (экономического потенциала данного имущества). К таким показателям относятся:

Коэффициенты оборачиваемости и структуры поступивших средств по образовательному учреждению показывают количество всех поступивших финансовых средств, приходящихся на один рубль, вложенный в активы ОУ; а также удельный вес внебюджетной доходности в общей доходности.

К 16= Ф/ Б, (Приложение 1: У6/Ц6),

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000 и Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и гр.8, стр.210 по разделу 2); Б – валюта баланса на конец года (Ф N1, гр.4, стр.1040).

К 26= ФВ/ Ф, (Приложение 1: У11/У6),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год ( Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и гр.8, стр.210 по разделу 2); Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000 и Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1, ФN4, гр.5 и гр.8, стр210 по разделу 2).

Для образовательных учреждений желательно увеличение значений этих показателей.

Коэффициенты оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывают, сколько финансовых ресурсов получено ОУ на один рубль, вложенный в основные средства.

К 17= Ф/ СОС, (Приложение 1: У6/А6),

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000 и Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и гр.8, стр.210 по разделу 2); СОС – стоимость основных средств на конец года (Ф N1, стр.1040, гр.4).

Для ОУ желательно увеличение этих показателей за счет максимизации финансовых поступлений.

Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств характеризуют количество оборотов финансовых ресурсов ОУ.

К 18= Ф/ ОБ, (Приложение 1: У6/Л6),

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000 и Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и гр.8, стр210 по разделу 1); OБ – стоимость оборотных на конец (начало) года (сумма данных Ф N1, гр.4, стр. 0040–0250).

Для ОУ желательно увеличение значения этих показателей за счет максимизации финансовых поступлений.

Коэффициенты затрат на содержание образовательного учреждения показывают сумму текущих и капитальных вложений, приходящуюся на одного обучающегося.

К 19= З/ NУЧ, (Приложение 4: Щ6/Ю1),

где З – расходы на содержание образовательного учреждения за год (сумма данных Ф N2, гр.4, стр.0430–0520); NУЧ – численность обучающихся (Ф N3-нк, Ф N2-нк: разд.9, стр.01, графа 3).

К29= КВ/ NУЧ, (Приложения 1 и 4: Э6/Ю1),

где КВ – капитальные вложения за год (сумма данных Ф N2, гр.7, ЭКР 240110 – 240350); NУЧ – численность обучающихся (Ф N3–нк, Ф N2–нк: разд.9, стр.01, графа 3).

К39= (З-КВ)/ NУЧ, (Приложения 1 и 4: Щ6–Э6/Ю1),

где З – расходы на содержание образовательного учреждения за год (сумма данных Ф N1, гр.4, стр.0430 – 0520); КВ – капитальные вложения за год (сумма данных Ф N2, гр.7, ЭКР 240300); NУЧ – численность обучающихся (Ф N3–нк, Ф N2–нк: разд.9, стр.01, графа 3).

К49= (З-КВБ)/ NУЧ, (Приложение 1: (Щ9–Э9)/Ю1–Ю2),

где ЗБ – расходы на содержание образовательного учреждения за год за счет средств федерального бюджета (Ф N2, гр.7, стр.800000); КВБ – капитальные вложения за год за счет средств федерального бюджета (Ф N2, гр.7, ЭКР 240300); NУЧБ – численность обучающихся в рамках бюджетного финансирования (разность данных Ф N3-нк, Ф N2-нк: разд.9, стр.01, графа 3 минус графа 4).

Для ОУ желательно снижение этих показателей, не приводящее к ухудшению качества образовательного процесса, за счет рационализации структуры расходов на содержание образовательного учреждения, капитальных вложений и численности обучающихся.

Коэффициент деловой активности показывает эффективность использования финансовых ресурсов, поступивших в ОУ в расчете на одного среднесписочного работника.

К110= Ф/ NР, (Приложения 1 и 4: У6/Я1),

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год (сумма данных Ф N2, стр.800000, гр.5 + Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1 + строка 210 гр.5 и гр.8 по разделу 2); NР – среднесписочная численность работников образовательного учреждения (Ф 4Т, гр.1, стр.02).

Для ОУ желателен рост значения этого показателя за счет увеличения поступления денежных средств из всех источников финансирования и рационализации численности работающих.

Для конкретизации и выводов об эффективности использования имущества образовательного учреждения могут рассчитываться также дополнительные показатели деловой активности.

Коэффициенты оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывают, сколько финансовых ресурсов получено ОУ на один рубль, вложенный в основные средства.

КД110= ФБ/ СОС, (Приложение 2: У9/А6),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, стр.800000, гр.5); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец года (Ф N5, стр 110, гр.6).

КД22= ФВ/ СОС, (Приложение 2: У11/А6),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020, стр.210, гр.5 и 8 по разделу 2); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Для ОУ желателен рост значений этих показателей за счет максимизации финансовых поступлений.

Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств характеризуют количество оборотов финансовых ресурсов ОУ.

КД3= ФВ/ ОБВ, (Приложение 2: У11/Л11),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020); ОБВ – стоимость оборотных внебюджетных средств (сумма данных Ф N1-1, гр.4, стр.0040–0250).

Для ОУ желателен рост значения этих показателей за счет увеличения финансовых поступлений и уменьшения стоимости оборотных средств.

Коэффициенты деловой активности показывают поступление финансовых ресурсов в расчете на одного среднесписочного работника.

КД14= ФБ/ NР, (Приложение 2: У9/Я1),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000); NР – среднесписочная численность работников образовательного учреждения (Ф 4Т, гр.1, стр. 02).

КД24= ФВ/ NР, (Приложение 2: У11/Я1),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1, стр.210 гр.5 и 8 по разделу 2); NР – среднесписочная численность работников образовательного учреждения (Ф 4Т, гр.1, стр.02).

Для ОУ желателен рост этого показателя за счет увеличения поступления денежных средств из всех источников финансирования и рационализации численности работающих.

3.2.3. Показатели финансовой активности

На основании расчета показателей финансовой активности можно сделать выводы об эффективности использования образовательным учреждением финансовых инструментов, выражающихся в виде денежных средств, финансовых обязательств (задолженность, заемные средства) и т.п.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность

К111= Ф/ Д, (Приложение 1: У6/(М5/2+М6/2)),

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000 и Ф N4, гр.8, стр.020, раздела 1, стр.210, гр.5 и 8 по разделу 2); Д – средняя величина дебиторской задолженности за год (полусумма данных Ф N1, графы 3 и 4, стр.0290 и стр.0350).

Увеличение этого показателя положительно характеризует финансовую активность ОУ.

Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, привлеченных в кредиторскую задолженность

К112= Ф/ КР, (Приложение 1: У6/(Н5/2+Н6/2)),

где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000 и Ф N4, гр.8, стр.020 раздела 1, гр.5 и 8, стр.210 по разделу 2); КР – средняя величина кредиторской задолженности за год (полусумма данных Ф N1, графы 3 и 4, стр.0800 и 0860).

Увеличение этого показателя также положительно характеризует финансовую активность ОУ.

Коэффициент финансовой зависимости характеризует величину заемных средств, приходящуюся на один рубль средств, вложенных в активы ОУ.

К13= СЗАЕМ / Б, (Приложение 1: Ф6/Ц6),

где СЗАЕМ – сумма заемных средств на конец (начало) года (Ф N1, гр.4, стр.0740); Б – валюта баланса на конец (начало) года (Ф N1, гр. 4, стр.1040).

Значение этого показателя не должно превышать определенный уровень.

Коэффициент финансовой устойчивости

К113= (В-СЗАЕМ–И)/ Б, (Приложение 1: (Х6–Ф6–А7)/Ц6),

где В – величина фондов и средств целевого назначения (Ф N1, гр.4, стр.0670–0760); СЗАЕМ – сумма заемных средств на конец (начало) года (Ф N1, гр.4, стр.0740); И – величина износа основных средств на конец (начало) года (Ф N1, стр.760, графа 4); Б – валюта баланса на конец года (Ф N1, гр.4, стр.1040).

Коэффициент покрытия

К213= ДСР/ КР, (Приложение 1: Ч6/(Н5/2+Н6/2)),

где ДСР – средства учреждений и расчёты (Ф N 1, гр.4, стр.110 – 0760); КР средняя величина кредиторской задолженности за год (полусумма данных Ф N1, графы 3 и 4, стр.0800 и 0860).

Доля оборотных средств в активах

К114= СОБ / Б, (Приложение 1: Л6/Ц6)

где СОБ – величина оборотных средств на конец (начало) года (Ф N1, гр.4, со стр.0040 по стр.0250); Б – валюта баланса на конец (начало) года (Ф N1, гр.4, стр.0620).

С помощью регистров бухгалтерского учета возможен расчет дополнительной группы показателей финансовой активности, применяемой образовательным учреждением для решения вопросов повышения эффективности использования финансовых инструментов, носящих структурный характер.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

КД15= ФВ / ДВ, (Приложение 2: У11/(М10/2+М11/2)),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020); ДВ – средняя величина дебиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, гр. 3 и 4, стр.0120 и 0350).

КД25= ФБ / (Д-ДВ), (Приложение 2: У9(/(М8/2+М9/2)),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000); Д – средняя величина дебиторской задолженности за год (полусумма данных Ф N1, гр. 3 и 4, стр.0290 и 0350); ДВ – средняя величина дебиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, гр. 3 и 4, стр.0290 и 0350).

Увеличение этого показателя положительно характеризует финансовую активность ОУ.

Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, привлеченных в кредиторскую задолженность

КД26= ФВ / КРВ, (Приложение 2: У11/(Н10/2+Н11/2)),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020 раздела 1, гр.5 и 8, стр.210 по разделу 2); КРВ – средняя величина кредиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, графы 3 и 4, стр.0800 и 0860).

КД26= ФБ / (КРРВ), (Приложение 2: У9/(Н8/2+Н9/2)),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр. 800000); КР – средняя величина кредиторской задолженности за год (полусумма данных Ф N1, гр. 3 и 4, стр.0800 и 0860); КРВ – средняя величина кредиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, гр. 3 и 4, стр.0800 и 0860).

Увеличение этого показателя положительно характеризует финансовую активность ОУ.

3.2.4. Показатели профильного использования

В данную группу отнесены показатели, дающие представление об использовании различных видов имущества, находящегося в распоряжении образовательного учреждения.

Показателями профильного использования являются:

Коэффициент профильного использования площадей показывает удельный вес площадей, непосредственно используемых для обеспечения процесса образования, в общей площади образовательного учреждения.

К16= SПР / S, (Приложение 3: Ш5/Ш1),

где SПР – сумма площадей образовательного учреждения, непосредственно используемых для обеспечения процесса образования (сумма данных из Ф N3-нк, Ф N2-нк: разд.5, стр.1, графы 5 и 6); S – общая площадь зданий (Ф N3-нк, Ф N2-нк: раздел 5, гр.1, строка 01).

Желательно всемерное увеличение значения этого показателя.

Коэффициенты поддержания и восстановления основных средств за счет внебюджетных источников показывают долю затрат из внебюджетных источников в общей сумме коммунально-эксплуатационных затрат, затрат на капитальный ремонт, приобретение оборудования и всех других видов основных средств, поступивших в течение года.

К117= ЗКЭВ / (ЗКЭВ + ЗКЭБ), (Приложение 1: С11/С9+С11),

где ЗКЭВ – коммунально–эксплуатационные затраты, направленные на нужды образовательного учреждения, за счет внебюджетных источников (сумма данных Ф N4, гр.6, ЭКР 110600, 110700 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и 8, ЭКР 110600, 110700 по разделу 2); ЗКЭБ – коммунально–эксплуатационные затраты за счет бюджетных средств (сумма данных Ф N2, гр.7, КЭК 110610–110770).

К217= ЗРВ / (ЗРВ + ЗРБ), (Приложение 1: О11/О9+О11),

где ЗРВ – затраты на капитальный ремонт, направленные на нужды образовательного учреждения, за счет внебюджетных источников (сумма данных Ф N4, гр.6, КЭК 240300 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и 8, ЭКР 240300 по разделу 2); ЗРБ – затраты на капитальный ремонт за счет бюджетных средств (сумма данных Ф N2, гр.7, ЭКР 240310–240350).

К317= ЗОВ / (ЗОВ + ЗОБ), (Приложение 1: Т11/Т9+Т11),

где ЗОВ – затраты на приобретение оборудования, направленные на нужды образовательного учреждения, за счет внебюджетных источников (сумма данных Ф N4, гр.6, ЭКР 240100 по разделу 1, Ф N4, гр.5 и 8, ЭКР 240100 по разделу 2); ЗОБ – затраты на приобретение оборудования за счет бюджетных средств (сумма данных Ф N2, гр.7, ЭКР 240100).

К417= СПОСВ / СПОС, (Приложение 1: П11/П6),

где СПОСВ – стоимость основных средств, поступивших в течении года за счет внебюджетных источников (сумма данных Ф N5, гр.6, ЭКР 240100); СПОС – стоимость основных средств, поступивших в течении года (Ф N5, стр.120, гр. 3).

Для ОУ желательно повышать значения этих показателей, так как их уменьшение может означать снижение потенциальных возможностей стратегического развития ОУ. Однако рост показателей должен быть сдержанным во избежание перекосов по отдельным.

3.3. Система дополнительных показателей оценки эффективности использования федеральной собственности подведомственными образовательными учреждениями

Выделение группы дополнительных показателей обусловлено необходимостью проведения детализированного анализа деятельности образовательных учреждений в процессе использования федеральной собственности.

Расчет дополнительных показателей:

– дает полную характеристику состояния и использования образовательным учреждением федеральной собственности;

– позволяет определить фактическое финансово–экономическое состояние образовательных учреждений;

– производится образовательными учреждениями на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерского учета (регистры бухгалтерского учета).

Анализ данных показателей позволяет:

– наиболее полно и достоверно определить состояние материально–технической базы, профильное использование площадей, деловую и финансовую активность образовательного учреждения;

– делать выводы об уровне эффективности использования федеральной собственности образовательным учреждением в целом, по направлениям деятельности, по отдельным видам имущества;

– принимать управленческие решения на уровне руководителей образовательных учреждений, их структурных подразделений по вопросам деятельности учреждения.

3.3.1. Показатели имущественного состояния (первая группа)

В качестве дополнительных показателей имущественного состояния образовательного учреждения могут использоваться показатели качественной структуры имущества, выражающиеся в коэффициентах удельного веса видов имущества в общей структуре основных средств.

Удельный вес зданий

КД11= СЗ / СОС, (Приложение 2: Б6/А6),

где СЗ – балансовая стоимость зданий на конец (начало)года (Ф N5 стр.010, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5 стр.110, гр.6).

Удельный вес сооружений

КД21= СС / СОС, (Приложение 2: В6/А6),

где СС – балансовая стоимость сооружений на конец (начало) года (Ф N5, стр.030, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельный вес передаточных устройств

КД31= СС / СОС, (Приложение 2: Г6/А6),

где СС – балансовая стоимость передаточных устройств на конец (начало) года (Ф N5, стр.040, гр.6); CОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельный вес машин и оборудования

КД41= СМ / СОС, (Приложение 2: Д6/А6),

где СМ – балансовая стоимость машин и оборудования на конец (начало) года (Ф N5, стр.050, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельный вес транспортных средств

КД51= СТР / СОС, (Приложение 2: Е6/А6),

где СТР – балансовая стоимость транспортных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.060, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельный вес инструмента производственного

КД61= СИ / СОС, (Приложение 2: Ж6/А6),

где СИ – балансовая стоимость инструмента производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря на конец (начало) года (Ф N5, стр.070, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельный вес рабочего и продуктивного скота

КД71= ССК / СОС, (Приложение 2: З6/А6),

где СИ – балансовая стоимость рабочего и продуктивного скота на конец (начало)года (Ф N5, стр.080, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельный вес библиотечного фонда

КД81= СБ / СОС, (Приложение 2: И6/А6),

где СБ – балансовая стоимость библиотечного фонда на конец (начало) года (Ф N5, стр.090, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельный вес прочих основных фондов

КД91= СПР / СОС, (Приложение 2: К6/А6),

где СПР – балансовая стоимость прочих основных фондов на конец года (Ф N5, стр.100, гр.6); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец (начало) года (Ф N5, стр.110, гр.6).

Удельные веса показывают долю элементов основных средств ОУ по группам в общей стоимости на конец года.

3.3.2. Показатели деловой активности (вторая группа)

Для конкретизации и выводов об эффективности использования имущества образовательного учреждения могут рассчитываться также дополнительные показатели деловой активности.

Коэффициенты оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывают, сколько финансовых ресурсов получено ОУ на один рубль, вложенный в основные средства.

КД12= ФБ / СОС, (Приложение 2: У9/А6),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, стр.800000, гр.5); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец года (Ф N5, стр.110, гр.6).

КД22= ФВ / СОС, (Приложение 2: У11/А6),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020, стр.210 гр.5 и 8 по разделу 2); СОС – балансовая стоимость основных средств на конец года (Ф N1, стр.0010, гр.4).

Для ОУ желательно увеличение этих показателей за счет роста финансовых поступлений.

Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств характеризуют количество оборотов финансовых ресурсов ОУ.

КД3= ФВ / ОБВ, (Приложение 2: У11/Л11),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020); ОБВ – стоимость оборотных внебюджетных средств (сумма данных Ф N1-1, гр.4, стр.0040-0250).

Для ОУ желательно увеличение значения этих показателей за счет роста финансовых поступлений и уменьшения стоимости оборотных средств.

Коэффициенты деловой активности показывают поступление финансовых ресурсов в расчете на одного среднесписочного работника.

КД14= ФБ / NР, (Приложение 2: У9/Я1),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000); NР – среднесписочная численность работников образовательного учреждения (Ф 4Т, гр.1, стр.02).

КД24= ФВ / NР, (Приложение 2: У11/Я1),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020 по разделу 1, стр.210, гр.5 и 8 по разделу 2); NР – среднесписочная численность работников образовательного учреждения (Ф 4Т, гр.1, стр.02).

Для ОУ желательна максимизация этого показателя за счет увеличения поступления денежных средств из всех источников финансирования и оптимизации численности работающих.

3.3.3. Показатели финансовой активности

На основании расчета показателей финансовой активности можно сделать выводы об эффективности использования образовательным учреждением финансовых инструментов, выражающихся в виде денежных средств, финансовых обязательств (задолженность, заемные средства) и т.п.

С помощью регистров бухгалтерского учета возможен расчет дополнительной группы показателей финансовой активности, применяемой образовательным учреждением для решения вопросов повышения эффективности использования финансовых инструментов, носящих структурный характер.

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Показывает скорость оборота дебиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

КД15= ФВ / ДВ, (Приложение 2: У11/(М10/2+М11/2)),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020); ДВ – средняя величина дебиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, графы 3 и 4, стр.0120 и 0350).

КД25= ФБ / (Д-ДВ), (Приложение 2: У9(/(М8/2+М9/2)),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000); Д – средняя величина дебиторской задолженности за год (полусумма данных Ф N1, гр. 3 и 4, стр. 0290 и 0350); ДВ – средняя величина дебиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, гр. 3 и 4, стр.0290 и 0350).

Увеличение этого показателя положительно характеризует финансовую активность ОУ.

Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, то есть сколько поступивших финансовых средств приходится на один рубль средств, привлеченных в кредиторскую задолженность

КД26= ФВ / КРВ, (Приложение 2: У11/(Н10/2+Н11/2)),

где ФВ – сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год (Ф N4, гр.8, стр.020, раздела 1, гр.5 и 8 стр.210 по разделу 2); КРВ – средняя величина кредиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, графы 3 и 4, стр.0800 и 0860).

КД26= ФБ / (КР – КРВ), (Приложение 2: У9/(Н8/2+Н9/2)),

где ФБ – бюджетное финансирование за год (сумма данных Ф N2, гр.5, стр.800000); КР – средняя величина кредиторской задолженности за год (полусумма данных Ф N1, гр. 3 и 4, стр.0800 и 0860); КРВ – средняя величина кредиторской задолженности по внебюджетным средствам за год (полусумма данных Ф N1.1, гр. 3 и 4, стр.0800 и 0860).

Увеличение этого показателя положительно характеризует финансовую активность ОУ.

4. Мониторинг эффективности использования федеральной собственности образовательным учреждением

4.1. Задачи мониторинга

Основными задачами мониторинга являются:

– сбор информации о состоянии и использовании федерального имущества за отчетный период;

– расчет динамики изменения основных показателей, характеризующих имущественное состояние, деловую и финансовую активность, профильное использование имущества образовательных учреждений;

– сравнительная оценка полученных результатов.

4.2. Показатели (параметры) мониторинга

Показатели мониторинга использования федерального имущества образовательными учреждениями Министерства образования Российской Федерации приведены в п. 3.2.

Основные показатели мониторинга использования федерального имущества образовательными учреждениями Министерства образования Российской Федерации приведены в п. 3.3.

Сбор и анализ информации по состоянию и использованию федерального имущества для определения вышеуказанных показателей производится с периодичностью не менее одного раза в год. По результатам анализа руководитель образовательного учреждения принимает управленческое решение, направленное на повышение эффективности использования федеральной собственности образовательного учреждения, с подготовкой приказа, его обсуждением на ученом совете и изданием.

Для более полной характеристики динамики эффективности использования федерального имущества образовательного учреждения наряду с основными показателями используются дополнительные, приведенные в п. 3.4.

Мониторинг (экспресс–анализ) применяется с целью определения динамики общего состояния и использования образовательными учреждениями федеральной собственности, а также по отдельным ее видам и направлениям деятельности, сложившимся в заданном временном интервале.

Решение задач мониторинга определяет подход и направления последующего комплексного анализа: следует ли сравнивать показатели эффективности использования федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении образовательного учреждения, со средними (эталонными, прогнозируемыми или рекомендуемыми) показателями образовательных учреждений Минобразования РФ с учетом их дифференциации или со средними (эталонными, прогнозируемыми или рекомендуемыми) показателями образовательных учреждений других ведомств.

Особое место в системе комплексного анализа занимает рейтинговая оценка, учитывающая всю совокупность показателей эффективности использования федеральной собственности образовательных учреждений Минобразования РФ.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение образовательных учреждений по каждому показателю эффективности использования федеральной собственности со средними (эталонными, прогнозируемыми или рекомендуемыми) показателями. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых образовательных учреждений.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки эффективности использования федеральной собственности образовательных учреждений может быть представлен последовательностью следующих действий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (aij), то есть таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1,2,…,n), а по столбцам – номера предприятий (j = 1,2,…,m).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец уставного эталонного образовательного учреждения (m + 1).

3. Исходные показатели матрицы aij стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле

xij = aij/max aij,

где хij – стандартизированные показатели эффективности использования федеральной собственности j-го образовательного учреждения (i = 1,2,…,n).

4. Для каждого анализируемого j-го образовательного учреждения значение его рейтинговой оценки определяется по формуле

где Rj – рейтинговая оценка для j-го образовательного учреждения; x1j, x2j,…,xnj – стандартизированные показатели j-го анализируемого образовательного учреждения.

5. Образовательные учреждения упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки

Наивысший рейтинг имеет образовательное учреждение с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по данной формуле. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и образовательных учреждений не накладывается.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может применяться для сравнения образовательных учреждений на дату составления баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

В рейтинговой оценке возможно использование одновременно как моментных, так и темповых показателей (то есть удвоение количества показателей эффективности использования федеральной собственности), что позволяет получить обобщенную рейтинговую оценку, характеризующую как состояние, так и динамику деятельности образовательного учреждения.

Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован. Вместо выше приведенной формулы можно использовать следующую:

где k1, k2,…,kn – весовые коэффициенты показателей, назначаемые экспертом.

Эта формула определяет рейтинговую оценку для j-го анализируемого образовательного учреждения с учетом значимости отдельных разнонаправленных показателей по отношению к образовательному учреждению.

Данная методика рейтинговой оценки базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке эффективности использования федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении образовательного учреждения; реализуется на основе данных официальной отчетности образовательных учреждений. Для ее получения используется вся совокупность показателей, применяемых в оценке эффективности использования федеральной собственности.

Рейтинговая оценка является сравнительной и учитывает реальные результаты деятельности всех образовательных учреждений.

Решение о проведении экспресс-анализа принимается руководителем учреждения на основании данных, полученных в результате общего анализа и выявленных при этом "узких" мест эффективного использования федеральной собственности.

Результаты экспресс-анализа позволяют определить тенденции как общих, так и отдельных показателей использования федеральной собственности.

4.3. Результаты мониторинга

По динамике показателей в соответствии с методикой их определения и анализа (разд. 3) оценивается эффективность использования федерального имущества образовательными учреждениями и принимаются соответствующие управленческие решения.

Приложение 1

Исходные данные (в рублях)
Индекс Наименование Источники данных Бухг. счет По всем источникам финансирования В т. ч. за счёт бюджетных средств В т. ч. за счёт внебюджетных средств
Балансовая стоимость на начало года Балансовая стоимость на конец года Износ ОС на конец года Балансовая стоимость на начало года Балансовая стоимость на конец года Балансовая стоимость на начало года Балансовая стоимость на конец года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
А Основные средства ф N1 010-019 стр.0010 гр.3 стр.0010 гр.4 стр.0760 гр.4        
Б Здания ф N5 010 стр.010 гр.3
минус
стр.020 гр.3
стр.010 гр.6 минус
стр.020 гр.6
Х стр.010 гр.4 минус
стр.020 гр.4
стр.010 гр.7 минус
стр.020 гр.7
стр.010 гр.5 минус
стр.020 гр.5
стр.010 гр.8 минус
стр.020 гр.8
В Сооружения ф N5 011 стр.030 гр.3 стр.030 гр.6 Х стр.030 гр.4 стр.030 гр.7 стр.030 гр.5 стр.030 гр.8
Г Передаточ. устройства ф N5 012 стр.040 гр.3 стр.040 гр.6 Х стр.040 гр.4 стр.040 гр.7 стр.040 гр.5 стр.040 гр.8
Д Машины и оборудование ф N5 013 стр.050 гр.3 стр.050 гр.6 Х стр.050 гр.4 стр.050 гр.7 стр.050 гр.5 стр.050 гр.8
Е Транспортные средства ф N5 015 стр.060 гр.3 стр.060 гр.6 Х стр.060 гр.4 стр.060 гр.7 стр.060 гр.5 стр.060 гр.8
Ж Инструменты ф N5 016 стр.070 гр.3 стр.070 гр.6 Х стр.070 гр.4 стр.070 гр.7 стр.070 гр.5 стр.070 гр.8
З Рабочий и продукт. скот ф N5 017 стр.080 гр.3 стр.080 гр.6 Х стр.080 гр.4 стр.080 гр.7 стр.080 гр.5 стр.080 гр.8
И Библиотечный фонд ф N5 018 стр.090 гр.3 стр.090 гр.6 Х стр.090 гр.4 стр.090 гр.7 стр.090 гр.5 стр.090 гр.8
К Прочие ОС ф N5 019 стр.100 гр.3 стр.100 гр.6 Х стр.100 гр.4 стр.100 гр.7 стр.100 гр.5 стр.100 гр.8
Л Оборотные средства ф N1, ф N1-1   ф N1 со стр.0040 по стр.0250 гр.3 ф N1 со стр.0040 по стр.0250 гр.4 Х гр.5 минус гр.10 данной строки гр.6 минус гр.11 данной строки ф N1-1 со стр.0040 по стр.0250 гр.3 ф N1-1 со стр.0040 по стр.0250 гр.4
М Дебиторская задолженность ф N1,
ф N1-1
160, 178 ф N1 стр.0290 гр.3 + стр.0350 гр.3 ф N1 стр.0290 гр.4 + стр.0350 гр.4   гр.5 минус гр.10 данной строки гр.6 минус гр.11 данной строки ф N1-1 стр.0290 гр.3 + стр.0350 гр.3 Ф N1-1 стр.0290 гр.4 + стр.0350 гр.4
Н Кредиторская задолженность ф N1,
ф N1-1
160, 178 ф N1 стр.0800 гр.3 + стр.0860 гр.3 ф N1
стр.0800 гр.4 + стр.0860 гр.4
  гр.5 минус гр.10 данной строки гр.6 минус гр.11 данной строки ф N1-1 стр.0800 гр.3 + стр.0860 гр.3 Ф N1-1 стр.0800 гр.4 + стр.0860 гр.4
О Сумма затрат на капитальный ремонт ф N2, ф N4     гр.9 + гр.11 данной строки     ф N2 гр.7 ЭКР240300   ф N4 гр.6 ЭКР 240300
по разделу 1
П Поступление ОС ф N 5     стр.120 гр.3     стр.120 гр.4   стр.120 гр.5
Р Выбытие ОС ф N 5     стр.170 гр.3     стр.170 гр.4   стр.170 гр.5
С Оплата коммунально-эксплуатационных
услуг
ф N2, ф N4     гр.9 + гр.11 данной строки     ф N2 гр.7 с ЭКР 110600 по ЭКР 110700   ф N4 гр.6 с ЭКР 110600 и по ЭКР110700 по разделу 1
Т Приобретение оборудования (ЭКР 240100) ф N2, ф N4     гр.9 + гр.11 данной строки     ф N2 гр.7   ф N4 гр.6 по разделу 1,
У Поступление средств из всех источников ф N2, ф N4     гр.9 + гр.11 данной строки     ф N2 стр.800000 гр.5   ф N4 стр.020 гр.8 по разделу 1, ф N4 стр.210 гр. 5 и гр. 8 по разделу 2
Ф Заёмные средства ф N1   стр.0740 гр.3 стр.0740 гр.4          
Х Собственные средства ф N1     гр.4 со стр.0670 по стр.0730 + стр.0750          
Ц Валюта баланса ф N1   стр.1040 гр.3 стр.1040 гр.4          
Ч Средства учреждений и расчёты ф N1   гр.3 со стр.0110 по стр.0420 гр.4 со стр.0110 по стр.0420          
Щ Расходы учреждений ф N2, ф N4     гр.9 + гр.11 данной строки     Ф N2 стр.800000 гр.7   ф N4 стр.700000 гр.8 по разделу 1,
ф N4 стр.600000 гр.5 по разделу 2
Э Капитальные вложения учреждения ф N2, ф N4     гр.9 + гр.11 данной строки     Ф N2 гр.7 с ЭКР 240100 по ЭКР 240300   ф N4 гр.8 с ЭКР 240100 по ЭКР 240300 по разделу 1,
ф N4 гр. 5 и гр. 8 с
ЭКР 240100 по ЭКР 240300 по разделу 2
 

Приложение 2

Исходные данные (в рублях)
Индекс Наименование Источники данных Бухг. счет По всем источникам финансирования в т. ч. за счёт бюджетных средств в т. ч. за счёт внебюджетных средств
Балансовая стоимость на начало года Балансовая стоимость на конец года Износ ОС на конец года Балансовая стоимость на начало года Балансовая стоимость на конец года Балансовая стоимость на начало года Балансовая стоимость на конец года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
А Основные средства ф N1 010-019 стр.0010 гр.3 стр.0010 гр.4 стр.0760 гр.4        
Б Здания ф N5 010 стр.010 гр.3 минус
стр.020 гр.3
стр.010 гр.6 минус
стр.020 гр.6
Х стр.010 гр.4 минус
стр.020 гр.4
стр.010 гр.7 минус
стр.020 гр.7
стр.010 гр.5 минус
стр.020 гр.5
стр.010 гр.8
минус
стр.020 гр.8
В Сооружения ф N5 011 стр.030 гр.3 стр.030 гр.6 Х стр.030 гр.4 стр.030 гр.7 стр.030 гр.5 стр.030 гр.8
Г Передаточ. устройства ф N5 012 стр.040 гр.3 стр.040 гр.6 Х стр.040 гр.4 стр.040 гр.7 стр.040 гр.5 стр.040 гр.8
Д Машины и оборудование ф N5 013 стр.050 гр.3 стр.050 гр.6 Х стр.050 гр.4 стр.050 гр.7 стр.050 гр.5 стр.050 гр.8
  Компьютеры:                  
ДА - до 5 лет КУОС                
ДБ -от 5 до 10 лет КУОС                
ДВ -более 10 лет КУОС                
ДГ -по другим объектам КУОС                
Е Транспортные
средства
ф N5 015 стр.060 гр.3 стр.060 гр.6 Х стр.060 гр.4 стр.060 гр.7 стр.060 гр.5 стр.060 гр.8
Ж Инструменты ф N5 016 стр.070 гр.3 стр.070 гр.6 Х стр.070 гр.4 стр.070 гр.7 стр.070 гр.5 стр.070 гр.8
З Рабочий и продукт. скот ф N5 017 стр.080 гр.3 стр.080 гр.6 Х стр.080 гр.4 стр.080 гр.7 стр.080 гр.5 стр.080 гр.8
И Библиотечный фонд ф N5 018 стр.090 гр.3 стр.090 гр.6 Х стр.090 гр.4 стр.090 гр.7 стр.090 гр.5 стр.090 гр.8
ИА - в т.ч. в электронной форме Данные аналитического учета                
К Прочие ОС ф N5 019 стр.100 гр.3 стр.100 гр.6 Х стр.100 гр.4 стр.100 гр.7 стр.100 гр.5 стр.100 гр.8
Л Оборотные
средства
ф N1, ф N1-1   ф N1 со стр.0040 по стр.0250 гр.3 ф N1 со стр.0040 по стр.0250 гр.4 Х гр.5 минус гр.10 данной строки гр.6 минус гр.11 данной строки ф N1-1со стр.0040 по стр.0250 гр.3 ф N1-1 со стр.0040 по стр.0250 гр.4
М Дебиторская задолженность ф N1, ф N1-1 160, 178 ф N1 стр.0290 гр.3 + стр.0350 гр.3 ф N1 стр.0290 гр.4+ стр.0350 гр.4   гр.5 минус гр.10 данной строки гр.6 минус гр.11 данной строки ф N1-1 стр.0290 гр.3+ стр.0350 гр.3 Ф N1-1 стр.0290 гр.4+ стр.0350 гр.4
МА -арендная плата Данные аналитического учета                
МБ -оплата коммунальных услуг Данные аналитического учета                
Н Кредиторская задолженность ф N1, ф N1-1 160, 178 ф N1 стр.0800 гр.3 + стр.0860 гр.3 ф N1 стр.0800 гр.4+ стр.0860 гр.4   гр.5 минус гр.10 данной строки гр.6 минус гр.11 данной строки ф N1-1 стр.0800 гр.3+ стр.0860 гр.3 Ф N1-1 стр.0800 гр.4+ стр.0860 гр.4
НА -арендная плата Данные аналитического учета                
НБ -оплата коммунальных услуг Данные аналитического учета                
О Сумма затрат на капитальный ремонт ф N2, ф N4     гр.9+ гр.11 данной строки     ф N2 гр.7 ЭКР240300   ф N4 гр.6 ЭКР 240300 по разделу 2
П Поступление ОС ф N 5     стр.120 гр.3     стр.120 гр.4   стр.120 гр.5
Р Выбытие ОС ф N 5     стр.170 гр.3     стр.170 гр.4   стр.170 гр.5
С Оплата коммунально - ксплуатационных услуг ф N2,
ф N4
    гр.9 + гр.11 данной строки     ф N2 гр.7 с ЭКР 110600 по ЭКР 110700   ф N4 гр.6 с ЭКР 110600 и по ЭКР110700 по разделу 1
Т Приобретение оборудования
(ЭКР 240100)
ф N2,
ф N4
    гр.9 + гр.11 данной строки     ф N2 гр.7   ф N4 гр.6 по разделу 1,
У Поступление средств из всех источников ф N2,
ф N4
    гр.9 + гр.11 данной строки     ф N2 стр.800000 гр.5   ф N4стр.020 гр.8 по разделу 1, стр.210гр. 5 и 8 по разделу 2
Ф Заёмные средства ф N1   стр.0740 гр.3 стр.0740 гр.4          
Х Собственные средства ф N1     гр.4 со стр.0670 по стр.0730 + стр.0750          
Ц Валюта баланса ф N1   стр.0620 гр.3 стр.0620 гр.4          
Ч Средства учреждений и расчёты ф N1   гр.3 со стр.0110 по стр.0420 гр.4 со стр.0110 по стр.0420          
Щ Расходы учреждений ф N2, ф N4     гр.9 + гр.11 данной строки     Ф N2 стр.800000 гр.7   ф N4 стр.700000 гр.8 по разделу 1, тр.600000 гр.5 по разделу 2
Э Капитальные вложения учреждения ф N2,
ф N4
          Ф N2 гр.7
с ЭКР 240100 по ЭКР 40300
  ф N4 гр.8
с ЭКР 240100 по ЭКР 40300 по разделу 1, ф N4 гр. 5 и гр. 8
с ЭКР 240100 по ЭКР 40300 по разделу 2.
 

Приложение 3

Справка о составе площадей (м2)
Индекс Наименование Источник данных Код строки Общая площадь зданий В том числе арендованная Из общей площади ( гр.1)
сдано в аренду находится на капитальном ремонте или реконструкции учебная и учебно-вспомогательная
1 2 3 4 5
Ш строка 01 ф N3-нк (для вузов)
ф N2-нк (для ссузов)
01 гр.1 гр.2 гр.3 гр.4 гр.5+ гр.6
 

Приложение 4

Справка о численности обучающихся и работников (человек)
Индекс Наименование Источник данных По состоянию на 01.10 отчётного года
Всего В т.ч. бюджет
1 2
Ю Приведенная численность обучающихся ф N3-нк (для ВУЗов) ф N2-нк (для ССУЗов) стр.ока 01 гр. 3 стр.ока 01 гр. 4
Я Среднесписочная численность
работников
ф N    
 

Экспертная группа по разработке методики анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений

Олег Владимирович Вишневский, зам.начальника Управления экономики Министерства образования РФ.

Алексей Николаевич Шепелев, начальник отдела финансирования расходов Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Санкт-Петербургу.

Андрей Владимирович Балашов, зам.директора ГУ «Республиканский центр управления имуществом» (Ижевск).

Юрий Григорьевич Васин, директор НИИ прикладной математики и кибернетики Нижегородского государственного университета

Андрей Викторович Иванов, проректор по экономике и финансам Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета).

Станислав Дмитриевич Казнов, проректор по научной работе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

Галина Александровна Краюшкина , проректор по экономике и финансам Череповецкого государственного университета.

Виктор Владимирович Марущенко , начальник Управления по использованию федерального имущества Московского государственного технического университета им.Н.Э.Баумана, зам.проректора по экономике.

Елена Николаевна Михайлова , начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля, главный бухгалтер Российского государственного педагогического университета.

Рудольф Антонович Фалтинский , проректор по социальному развитию, кадрам и предпринимательской деятельности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Ольга Юрьевна Черницына , главный бухгалтер Волгоградского технологического колледжа.


Методика анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. – № 1(16). С. 5-23.