В. С. Акопов , Б. Д. Бышовец , А. А. Дагаев , А. Н. Майоров , В. К. Селюков

http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0020(01-2002)&xsln=showArticle.xslt&id=a08&doc=../content.jsp

Внебюджетное финансирование профессионального образования на возмездной основе с использованием финансовых механизмов рынка государственных ценных бумаг

В России в последние десятилетия неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки создать систему внебюджетного финансирования образования: в частности, в середине 1990-х гг. в Удмуртском, Кемеровском и Алтайском госуниверситетах была реализована система заблаговременного привлечения средств физических лиц для оплаты профессионального образования своих детей на основе гарантированных вкладов, которые обеспечивались годовыми образовательными векселями университетов или векселями банков.

Кроме того, в Кемеровской области для некоторых категорий малообеспеченных студентов вузов и техникумов предусмотрена возможность получения беспроцентного годового личного образовательного займа из бюджета региона, при этом отличники и хорошо успевающие студенты имеют льготы по уменьшению возвратных сумм займа.

Одновременно прорабатываются варианты постепенного накопления денежных средств в течение десяти-пятнадцати лет родителями будущих студентов с использованием механизма страхования образования, которые обеспечиваются страховыми компаниями регионов.

Однако все перечисленные способы внебюджетного финансирования образования обладают одинаковыми недостатками:

  1. Отсутствие долгосрочного и постоянного рынка привлечения капиталов для целей кредитования образования: регионы опираются только на свои средства, что явно недостаточно.
  2. Каждый из перечисленных способов ориентирован на свой регион: студент, поступивший в вуз другого региона, лишен возможности заимствования средств за счет своего региона.
  3. Все способы финансирования остро реагируют на кризисы и высокие темпы инфляции, так как регионы не могут обеспечить надлежащее управление рисками внебюджетного финансирования.

Выводы:

В основу настоящей разработки были положены именно эти условия и требования.

Предлагаемый финансовый механизм ориентирован на эмиссию федеральных образовательных долгосрочных облигаций, обеспечивающих привлечение средств инвесторов с фондового рынка капиталов на приемлемых условиях, а также на эмиссию федеральных образовательных долгосрочных сертификатов, обеспечивающих реинвестирование этих средств путем предоставления займов студентам также на приемлемых условиях (табл. 1). Приемлемость условий привлечения и реинвестирования обеспечивается статусом этих ценных бумаг, аналогичным статусу государственных займов, как по ставкам привлечения, так и по условиям налогообложения операций с ними на фондовых рынках страны.

Таблица 1

Организационная структура эмиссии облигаций и сертификатов федеральных образовательных займов, обеспечивающих получение гражданами России профессионального образования на возмездной основе
Ведомства РФ, инициирующие и координирующие эмиссии (эмитенты) Минфин и Минобразование РФ, Банк России
Вид ценных бумаг Долгосрочные бездокументарные облигации федеральных образовательных займов в электронной форме на предъявителя, содержащие обязательство эмитента по выплате инвесторам купонного дохода и погашению Долгосрочные документарные именные сертификаты федеральных образовательных займов, содержащие обязательство эмитента по оплате обучения заемщика и обязательство заемщика по погашению займа и процентов
Организация-андеррайтер размещения ценных бумаг Генеральный агент – уполномоченный банк по выбору эмитента Генеральный агент – уполномоченный банк по выбору эмитента
Место размещения и продажи ценных бумаг Фондовые биржи России на аукционах и вторичных торгах Вузы
Уполномоченные банки в регионах по выбору генерального агента
Дилеры размещения Дилеры бирж Дилеры по выбору генерального агента
Место учета прав собственности Депозитарные центры Депозитарий генерального агента
Депозитарии уполномоченного банка в регионах
Место оплаты сделок по покупке ценных бумаг Расчетные палаты бирж Генеральный агент Уполномоченные банки в регионах
Место выплаты:
- купонов и суммы погашения облигаций
Расчетные палаты и депозитарные центры -
- процентов и сумм погашения сертификатов - Генеральный агент Уполномоченные банки в регионах
Организация-андеррайтер страховых рисков - Страховые компании по выбору эмитента (Росгосстрах, Ингосстрах и т. п.)
 

Предлагаемый финансовый механизм имеет общегосударственный статус, реализуется при обязательной государственной поддержке, особенно в части обеспечения надежного управления рисками внебюджетного финансирования образования на возмездной основе.

Следует отметить, что реализация этого финансового механизма не предусматривает использования бюджетных средств как на начальных стадиях его организации, так и на этапах его последующего долголетнего функционирования.

Таким образом, предлагаемый финансовый механизм привлечения средств в целях получения профессионального образования на возмездной основе обеспечивает решение следующих основных проблем:

Основной предпосылкой реализации финансового механизма является определение государственной организации – эмитента федеральных образовательных займов, ответственной за развертывание и функционирование федеральной системы внебюджетного финансирования профессионального образования на возмездной основе (Минфин РФ или Минобразование РФ).

Организационная структура этой системы включает в себя:

Оперативная деятельность федеральной системы внебюджетного финансирования профессионального образования должна обеспечиваться за счет использования интегрированной информационной системы, охватывающей все перечисленные структуры.

Инвестиционными источниками привлечения средств с целью их реинвестирования на возмездной основе в систему профессионального образования являются: государственный и негосударственные пенсионные фонды, государственный фонд обязательного медицинского страхования, инвестиционные фонды доверительного управления, национальные банки и корпорации, ведомства, органы региональной и муниципальной власти, а также физические лица, заинтересованные в подготовке высококвалифицированных специалистов, необходимых для обеспечения корпоративной общественной и государственной деятельности.

Следует отметить, что предлагаемый финансовый механизм позволяет физическим лицам заранее осуществлять накопление денежных средств путем покупки федеральных долгосрочных образовательных доходных облигаций с целью последующей оплаты обучения своих детей в вузах.

Такие же возможности имеют корпорации, ведомства, органы региональной и муниципальной власти для обеспечения целевой подготовки необходимых им специалистов на возмездной основе. При этом приобретенные ими портфели ценных бумаг агентства будут законным обеспечением рисков заимствования в процессе целевой подготовки студентов, которые приобрели федеральные образовательные сертификаты для оплаты своего обучения.

Предлагаемый финансовый механизм обладает широким потенциальным спектром возможностей по реинвестированию привлеченных средств инвесторов не только в сфере профессионального образования, но и в других социальных сферах – здравоохранении, жилищном строительстве, туризме, отдыхе и т. п.

Расширение направлений социального кредитования долгосрочных и среднесрочных потребностей российских граждан позволяет расширить спектр размещаемых ценных бумаг и круг инвесторов, имеющих различные интересы и различные предпочтения по поддержке тех или иных социальных сфер.


Внебюджетное финансирование профессионального образования на возмездной основе с использованием финансовых механизмов рынка государственных ценных бумаг / В. С. Акопов, Б. Д. Бышовец, А. А. Дагаев и др. // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. – № 1(20). С. 43-46.