Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Вопросы риска существуют с начала возникновения товарного производства и являются актуальным и сегодня. Вдвойне актуальными их можно назвать для Украины, поскольку в нашей стране практика управления рисками пока не получила широкого распространения в финансовых компаниях.
Целью данной работы является комплексный анализ рисков Internet-компаний и разработка варианта программы по управлению такими рисками. Результатом работы являются наработки в области управления рисками компаний высоких технологий, которые в дальнейшем позволят разработать теоретические модели для прогнозирования поведения реальных финансово-инвестиционных моделей деятельности Internet-компаний.
1 Особенности Internet-компании
Прежде, чем перейти к рассмотрению рисков, связанных с реализацией Internet-компаний, необходимо выявить те особенности Internet-компаний, которые отличают их от всех других проектов.
Во-первых, необходимо определиться с сущностью Internet-компании. Согласно [1] все компании Internet-отрасли можно разделить на три категории. В первую категорию входят телекоммуникационные компании, предоставляющие клиентам услуги Internet наряду с другими телекоммуникационные услугами, как, к примеру, оператор электросвязи ОАО“Укртелеком”. Ко второй категории относятся так называемые “компании-провайдеры”. Примером могут служить донецкие компании “Дорис”, “Эллис”, “Дипт”. И, наконец, в третью категорию Internet-компаний входят компании, предоставляющие услуги в сети Internet. Это такие компании: горизонтальные порталы, поисковые серверы, on-line магазины, информационные сайты и т.д.
Во-вторых, следует отметить, что внедрение и реализация Internet-технологий относится к финансово-инвестиционной деятельности.
В-третьих, необходимо отметить особенности функционирования Internet-компаний на базе их основных преимуществ. Главное преимущество Internet-компаний заключается в возможности предоставления торговых, информационных и иных услуг в любое время суток, что позволяет клиентам получить потенциальную дополнительную прибыль. Другими преимуществами Internet-технологий являются низкие операционные издержки, возникающие при заключении торговых и иных финансовых сделок, надежная аутентификации и защита конфиденциальной информации. Поэтому первоочередной задачей Internet-компании является обеспечение технической поддержки рабочей функциональной компьютерной сети для своих клиентов.
2 Классификация рисков
Классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе и создает возможности эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Учитывая рассмотренные особенности, можно выделить риски, присущие Internet-компаниям. Система рисков (см. рисунок 1), характерных для рынка высоких технологий, построена на базе общей системы рисков, представленной в [2].
3 Управление рисками Internet-компании
Управление рисками – это сложный процесс идентификации, оценки, управления, мониторинга и контроля над рисками. Таким образом, риск-менеджмент охватывает весь внутриорганизационный процесс принятия решений, исполнения решений и контроля над исполнением.
Основные этапы реализации системы управления рисками Internet-компании представлены моделью управления рисками на рисунке 2.
Заключение
Управление рисками – это действительно глубоко интегрированная область знания, характеризующаяся взаимозависимостью всех ее составных частей. Представленная модель управления рисками Internet-компаний всесторонне охватывает процесс риск-менеджмента и позволяет на ее основе разработать теоретические модели влияния факторов риска на его величину.
Литература