МОДЕЛЬ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В INTERNET-КОМПАНИИ
Т. А. Мамедова
ДонНТУ, каф. ПМиИ
tatbox@rambler.ru
1 Вводная часть
Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Вопросы риска существуют с начала возникновения товарного производства и являются актуальным и сегодня. Вдвойне актуальными их можно назвать для Украины. Мы живем в эпоху перемен. Изменения происходят постоянно, они происходят прямо сейчас. Период сверхприбылей подходит к концу. Эпоха дикого капитализма в Украине закончена. Наступает новая реальность. Сейчас наибольшее конкурентное преимущество получит тот, кто сумеет добиться максимальной отдачи от имеющихся активов, кто сможет построить эффективную, адаптивную систему управления. Одним из ключевых факторов успеха в таких условиях является создание благоприятных безопасных условий для бизнеса. Если вы не управляете рисками, вы не управляете бизнесом. Невозможно окружить свой бизнес заборами и колючей проволокой и расставить охранников. Создать сложнейшие процедуры контроля и сверхконтроля для поиска злоумышленников не значит защититься. Риски повсюду.
Риск – это финансовая категория. Поэтому на степень величины риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т. е. риск-менеджмент.
Риск и доход являются двумя взаимосвязанными и взаимообусловленными финансовыми категориями. Конечно, риска можно избежать, то есть просто уклониться от мероприятия, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. Высокие темпы роста прибыли и выручки могут дать, за редким исключением, лишь компании из области высоких технологий, лидерами, на рынке которых являются компании, предлагающие услуги Internet.
Если говорить об уровне рисковых ситуаций в электронном бизнесе, то он намного превышает процент риска в традиционном, так как является высоко динамичной и довольно нестабильной средой, что связано, прежде всего, с интенсивностью Internet-пространства.
Риск-менеджмент в Internet-компании подразумевает, что:
- будут предприниматься все возможные меры, которые смогут снизить нежелательные для нее последствия от ошибок сотрудников, происков недобросовестных конкурентов, других неблагоприятных условий среды ее деятельности и форс-мажорных обстоятельств;
- будут идентифицированы и использованы возможности для повышения эффективности Internet-компании;
- в результате этих мер, компания будет готова к любому возможному развитию событий.
2 Internet-компании и их риски
С какими же рисками сталкиваются предприниматели, работающие в сфере высоких технологий?
Компаниям Internet-отрасли присуще большинство стандартных рисков, которые являются достаточно типовыми и понятными для любого финансового менеджера. Следует выделить 5 видов риска, которые являются специфическими для рынка высоких технологий.
Прежде, чем перейти к более детальному рассмотрению этих рисков, необходимо выявить те особенности Internet-компаний, которые отличают их от всех других проектов.
Internet-бизнес имеет сравнительно “молодой” возраст, всплеск развития которого приходится на середину-конец 90-х годов, и пока не имеет четко сформулированных правил и законов функционирования. Выделим особенности Internet-компаний.
1). В плане правового регулирования украинский Internet-бизнес развивается хаотично. Пока в украинском законодательстве нет ни одного четко сформулированного законопроекта, который регулировал бы отношения между пользователями сети. ЮРИДИЧЕСКИЕ РИСКИ
Юридический риск – это риск того, что в соответствии с действующими в данный момент законами клиент не обязан выполнять свои обязательства по договору. При этом не столь важно: то ли он просто не обязан этого делать и, следовательно, может на законных основаниях отказаться от выполнения своих обязательств; или же выполнение им своих обязательств приведет к нарушению закона, а следовательно, в соответствии с законом он должен отказаться от выполнения своих обязательств. Как видим, основной источник юридических рисков – отсутствие полной документации, регламентирующей договор и/или некорректность этой документации.
2). Internet обладает высокой динамикой смены бизнес-моделей – тот проект, который приносил доход вчера, завтра может оказаться неактуальным. Поэтому требуется напряженный мониторинг всех изменений в деловой нише Internet для того, чтобы поддерживать Internet-компанию в состоянии рентабельности. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РИСКИ
3). Сетевая инфраструктура и техническое обеспечение Internet в Украине остается одним из главных факторов, “тормозящих” развитие электронной коммерции. Телефонные сети, по которым осуществляется выход в Internet рядового пользователя (исключая корпоративный сектор), требуют замены на более совершенные, т.к. из-за перегруженности линий, выход в World Wide Web украинскому пользователю порой просто невозможен, что значительно сокращает время его работы в Internet. ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
Итак, технические риски связанны со сбоями в работе аппаратуры (маршрутизатор, сервер удаленного доступа), программного обеспечения (стандартные браузеры, почтовые и другие прикладные программы), а также с неполадками каналов связи клиента и сервера. При возникновении одного из перечисленных событий для мобильных пользователей обрывается доступ к компьютерной сети. Технические риски должны быть прописаны в договоре на Internet-обслуживание.
4). Скорость развития Internet влияет на высокую динамичность аудитории, клиентской базы того или иного среза электронного бизнеса – быстро меняется лицо потенциального клиента, его социальные и географические характеристики, то есть тот человек, который не является клиентом сегодня, может стать потенциальным завтра. Важно четко отслеживать, кем был потенциальный клиент вчера, кто он сегодня и кем он будет завтра.МАРКЕТИНГОВЫЕ РИСКИ
Маркетинговые риски характеризуют условия рынка (спрос, предложение, цены), в которых осуществляется деятельность Internet-компании.
5). РИСКИ ОТКРЫТОСТИ СЕТИ INTERNET связаны с противоправными действиями в Internet (удаленные атаки, мошенничество, перехват конфиденциальной информации). Следует отметить, что такие риски очень высоки, а скорость, с которой они могут меняться, стремительная: их количество ежегодно растет.
Internet – это мобильная информационная среда, обновление которой происходит с большой скоростью. В такой среде очень трудно держать “руку на пульсе”, адаптироваться к каждым новшествам, ориентироваться в потоке информации, оценивать ее объективность и достоверность – в этих условиях риск-менеджмент особенно востребован и является основным способом поддержки и сопровождения бизнеса.
3 Управление рисками Internet-компании
Управление рисками Internet-компании – это сложный процесс идентификации, оценки, управления, мониторинга и контроля над рисками. Таким образом, риск-менеджмент охватывает весь внутриорганизационный процесс принятия решений, исполнения решений и контроля за исполнением.
Основные этапы реализации системы управления рисками Internet-компании представлены моделью управления рисками на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель управления рисками Internet-компании
Рассмотрим более детально блоки управления рисками. Итак, информация. Наличие у менеджера надежной информации позволяет быстро принять правильное решение, что ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.
Блок анализа риска включает фиксацию рисков, которая состоит в ограничении количества существующих рисков с учетом наиболее значимых для оценки деятельности Internet-компании. Непосредственный анализ риска состоит из качественного (выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения) и количественного анализа.
Принятие решения состоит из трех этапов.
1 этап Предварительное принятие решения.
Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения.
2 этап Анализ критических значений.
На этом этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают критическую величину (к примеру, данная величина может быть равной 0.8). Необходимость данного действия состоит в выявлении и выделении тех составляющих, вероятность риска для которых очень велика, что может привести к потере всех вложенных средств и банкротству Internet-компании.
3 этап Принятие окончательного решения
Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений.
В блоке управления риском происходит выбор методов воздействия на риск. Каждый метод, в свою очередь, сопровождается совокупностью некоторых мер (инструментов) – организационных, технических, финансовых, иных действий и мероприятий, осуществляемых Internet-компанией с целью снижения риска. В рамках применения выбранного метода осуществляется мониторинг и прогнозирование рисков, а также реализация специальных мероприятий в рамках программ контролирования рисков.
И, наконец, оценка результатов проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью оценку эффективности использования отдельных инструментов риск-менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценки, используются при реализации последующих рисковых решений.
4 Заключение
Управлять рисками – значит, думать о будущем, а не о прошлом. Однако до сих пор одни компании предвидят изменения, другие реагируют на них, а третьи игнорируют. Первые будут процветать. Вторые – бороться за выживание. Третьи – обречены. Предвидеть изменения – это ключ к выживанию. Успех ждет тех, кто, выстраивая систему защиты от рисков, планирует и создает изменения. И это не теоретические размышления: они многократно и убедительно подтверждены практикой не только иностранных, но и лучших украинских компаний, где эта система работает. Представленная модель управления рисками Internet-компаний всесторонне охватывает процесс риск-менеджмента и позволяет на ее основе разработать теоретические модели влияния факторов риска на его величину.
Внедрение процесса управления рисками представляет собой сложную задачу, но, пройдя весь путь, организация может обеспечить себе условия для построения эффективной системы управления. Не внедрение же системы вполне может привести к тому, что специалисты называют рисковым менеджментом, т. е. такому управлению, в котором решения не подкреплены расчетами. Итак, управление рисками или рискованное управление? Выбор за вами.
Литература
- Прадедов С. Риск-менеджмент – требования сегодняшнего дня | Источник: http://it2b.ru
- Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2002.