СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

А.И. Суворов, доктор технических наук, генеральный директор Центра

Источник: http://cpeb.ru/analitic1_4.html

        Среди множества концепций управления стратегией развития компаний значительную популярность в последние годы приобрела Balanced Scorecard - система сбалансированных показателей (ССП), авторами которой являются Нортон и Каплан. По имеющимся данным к 2001 году 40 % компаний из списка Fortune -1000 в той или иной степени применяли ССП как методологическую основу для управления эффективностью, в 2001 около 500 компаний успешно внедрили и применяют ССП. Практически, на сегодня ССП стала стандартом в области стратегического управления.

        ССП обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетать уровни стратегического и оперативного управления, финансовых и нефинансовых показателей деятельности предприятия. Периодические измерения учитываемых показателей обеспечивают обратную связь и соответствующее регулирование действий. Степень достижения целей, эффективность бизнес-процессов и работы всего предприятия, его подразделений и каждого сотрудника при этом определяется значениями так называемых "ключевых показателей результативности". Если они связаны с системой мотивации работников, то ожидается, что последние будут ежедневно заинтересованы в достижении компанией установленных целей. Таким образом, ССП становятся своеобразным "базисом" для перевода стратегии организации в набор операционных целей, определяющих поведение предприятия и, следовательно, его финансовое благополучие.

        ССП в своем классическом варианте направлена на проектирование и реализацию эффективного менеджмента, обеспечивающего достижение стратегических целей, возникающих из видения инновационного развития организации в четырех взаимосвязанных главных перспективах:

        Концепция CCП исходит из представления о стратегическом развитии компании как процессе, требующем новых знаний и навыков (перспектива “обучение и рост”) и внедрения в бизнес-процесс новых технологий (перспектива “бизнес-процесс”), что позволит фирме позиционироваться и утвердиться на рынке (перспектива “клиенты”) и приведет компанию к желаемому финансовому благополучию (перспектива “финансы”).

        Концепция ССП постулирует возможность разложения стратегической цели на подцели, которые в свою очередь могут быть также разложены на подцели, вплоть до таких, которые допускают выработку конкретных управляемых действий для их достижения. Рассматриваемая в совокупности всех своих компонент, информационная таблица ССП представляет собой логико-метрическую модель стратегии предприятия.

        Использование ССП требует творческого отношения. Это выражается в том, что четких методических рекомендаций относительно того, как строить схему стратегии, или выбирать лидирующие индикаторы состояния, в самой концепции ССП не содержится. Концепция ССП оставляет возможность модификации и перечня базовых перспектив. Например, в базовый список перспектив может быть включена дополнительная перспектива "Поставщики" или "Регулирующие органы" и т.п.