Российский рынок CMS
16.02.2004 Рубрика: Формат: Аналитика Текст: Андрей Терехов
Данная статья – первый шаг к знакомству с рынком систем управления контентом. Как и многие другие сегменты российского бизнеса, связанного с Интернетом, он еще не сформировался окончательно. А значит, в ближайшее время здесь можно ожидать реформирования ценовых ниш, появления новых игроков и смены лидеров.
Типы CMS
Рынок CMS достаточно четко делится по двум основным видам представленных на нем продуктов – коробочные системы и внутренние услуги по установке и внедрению CMS, оказываемые компанией - разработчиком сайта. Нередко специалисты не относят решения второго типа к CMS. Но такой взгляд не вполне верен, поскольку подобные системы выполняют все стандартные функции CMS, хоть и не являются самостоятельными продуктами. Тем более что большинство популярных систем попадают как раз в эту промежуточную категорию.
Коробочные продукты
Основная особенность коробочного продукта состоит в том, что подобная система может быть самостоятельно установлена и введена в эксплуатацию без участия разработчика. Для этого необходимо, чтобы программа обладала следующими характеристиками: переносимость самой системы, наличие документации по ней для пользователей и разработчиков, возможность ее функционирования на стандартном ПО без дополнительной установки на сервере специализированных программ и др. Главный показатель качества коробочного продукта – преобладание внешних установок системы над внутренними. В идеале разработчик должен вообще не заниматься интеграцией, а лишь обеспечивать техническую поддержку и давать консультации.
Основные преимущества «коробки»: отчуждаемость, возможность установки системы собственными силами, развитая служба обновлений и технической поддержки, возможность самостоятельного добавления программных модулей (при наличии API) под систему.
Основные недостатки: относительно высокий уровень знаний, необходимых для установки системы, частые конфликты с другими программными продуктами (например, при интеграции в общую IT-структуру предприятия).
Ведущие игроки: «АИСТ» – система NetCat, «Битрикс» – система «Битрикс», Individ – система Saitistika.
Внутренние системы
Системы данного типа, как правило, не являются отдельно продаваемыми продуктами и обычно поставляются в стандартной комплектации вместе с разрабатываемым сайтом. У них часто нет единого учета версий – небольшие доморощенные системы вообще могут иметь различную модификацию на каждом отдельном проекте. Промышленные решения (вроде RBC Contents) поставляются все же как самостоятельные продукты, имеющие набор совместимых друг с другом версий.
К недостаткам таких систем прежде всего относятся: необходимость установки специального программного обеспечения на сервер, обязательное участие компании-разработчика в создании сайта, отсутствие подробной документации.
Подобным решениям свойственны и очевидные плюсы: возможность изменения системы под нужды каждого конкретного проекта, отсутствие проблем с ее внедрением и поддержкой (так как за этим следит разработчик), возможность интеграции с другими комплексными системами, поставляемыми компанией-разработчиком.
Ведущие игроки: RBC – система RBC Contents, «Гарант-Парк-Интернет» — система Optimizer, Reksoft — система DynaSite, Quantum Art — система Q-Publishing.
Стадия развития рынка
Рынок российских CMS-систем на начало 2004 года находится в ранней стадии своего формирования. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- Определился пул лидирующих систем, которые признаны большей частью профессиональных разработчиков.
- Порог вхождения на рынок по-прежнему достаточно низок – любая небольшая дизайн-студия в состоянии разработать свой движок и заявить его как полнофункциональную CMS.
- Публикаций о CMS критически мало (менее 20 независимых серьезных статей). Практически нет полномасштабных исследований рынка. Однако в последнее время появляются сетевые проекты, посвященные системам управления контентом (коммерческим и бесплатным). Например, сайты CMSList.ru и CMSinfo.
- Лидирующие системы имеют значительный процент присутствия на рынке, что говорит о постепенном насыщении рынка.
- Культура внедрения систем по-прежнему остается на низком уровне.
| |
|
Сергей Щербина, директор по маркетингу компании «Город-Инфо»
«Система управления содержанием стала обязательным атрибутом корпоративного сайта, спрос на такие системы растет. Кроме того, все больше клиентов стремятся выбрать достаточно развитую платформу для своего сайта, построенную на стандартных базовых технологиях, что гарантирует длительный жизненный цикл ресурса и значительное снижение стоимости владения им. Сейчас рынок достаточно четко делится на два сегмента: первый занимают системы для информационного обновления небольших сайтов (начальный уровень), а второй - серьезные решения для управления сложными корпоративными сайтами». |
|
- Малое присутствие зарубежных промышленных систем.
- Больше внимания стало уделяться стратегии продвижения систем и маркетинговому планированию, что свидетельствует о повышении уровня ведения бизнеса в целом.
- С коробочными продуктами, распространяемым по партнерским программам и лицензиям, начинают конкурировать бесплатные open-source системы ( Zope, Plone, PHP-Nuke и др.).
- Практически не существует общепринятых стандартов качества и классификаций систем. И, как следствие, отсутствует совместимость между различными системами. (Стандартный для большинства решений экспорт данных в виде XML-реплик нельзя считать полноценным механизмом совместимости.)
Эти противоречивые факты говорят о том, что за последний год-два произошли существенные подвижки в сторону формирования цивилизованного рынка, хотя о достижении этого рубежа говорить все же слишком рано.
Рыночные показатели
На данный момент, по оценкам разных специалистов, на рынке существует более 100 систем, заявленных разработчиками. Однако лишь около 30 из них могут считаться профессиональными. Критериев профессиональности системы не так много – постоянная группа разработчиков, коммерческая успешность, большое количество установок, высокая функциональность.
На сегодняшний день CMS установлены более чем на 70% коммерческих сайтов. Лидеры рынка в 2003 году имели в среднем более 100 установок в год, что существенно больше, чем в 2000-2001 годах.
Говорить о средней стоимости решений не имеет особого смысла, поскольку диапазон цен определяется интервалом от 200$ до 1500$ для систем легкого и среднего уровня и от 2000$ для систем высокого уровня.
Оценка стоимости внедрения внутренних систем с трудом поддается оценке, поскольку они поставляются заказчику вместе со всем комплексом услуг по созданию сайта.
Объем российского рынка коробочных продуктов в 2003 году можно оценить в $300-450 тыс. Однако при стремительных темпах развития данного бизнес-сегмента эти показатели могут в ближайшие два-три года вырасти на порядки.
Стоит отметить, что коробочными являются немногие системы, основная же масса CMS тяготеет к внутреннему типу.
Определить объем рынка услуг по внедрению внутренних CMS представляется затруднительным, но и так очевидно, что он больше на порядки и по приблизительным оценкам составляет от $3 до $10 млн за 2003 год. Имеет смысл производить расчеты по нему его как по отдельному сектору рынка веб-разработок, учитывая средние затраты на внедрение CMS в общем бюджете проекта.
Рынок CMS развивается стремительно, его лидеры могут смениться буквально за несколько месяцев. Постоянно появляются новые системы, а также выпускаются новые версии уже существующих CMS. Есть целый ряд качественных продуктов, которые в силу малой популярности и функциональности или невысоких технических характеристик не занимают лидирующих позиций в этой сфере, но при этом весьма перспективны.
Среди них Axiom.CM от «Город-Инфо», Imprimatur от «Студии Артемия Лебедева», Freehand Content Manager от Freehand.ru, Abo.Cms от Armex , MySite от «Атлас», Intellisite от креатив-группы болоtоv.ru, «Экспресс-Веб» от «Экспресс-Интернета», UpSite от «Коммуникационной группы Грейп», Actis WebBuilder от Actis Systems.
Тенденции развития
Каково же в перспективе развитие рынка CMS в России? Попытаемся определить основные тенденции на ближайшие три-четыре года.
| |
| Владислав Ухов, директор по маркетингу компании Individ
В перспективе на рынке будет появляться все больше и больше морально и технически устаревших template-driven систем управления информацией. Системы-лидеры будут развиваться в направлении интеграции с другими продуктами. Возможно, на рынок CMS выйдут те поставщики ERP, CRM и DM-систем, которые не присутствуют на нем сейчас.
В ближайшие год-два должны появиться системы нового типа, не привязанные к специфическим инструментам управления и малочувствительные по отношению к способам доступа к информации. |
|
1. Коробочные продукты прочно займут среднюю и легкую ценовые ниши и станут наиболее массовыми. Ключевой в коммерческом успехе подобных систем станет маркетинговая составляющая. Стоимость решений легкого уровня будет лежать в интервале $300-1000, среднего – $1500-5000.
2. В дорогой ценовой нише - от $5 000 - закрепятся внутренние системы, являющиеся по сути частью программного комплекса для управления предприятием. Важным моментом станет возможность интеграции и совместимости со стандартными модулями автоматизации (например, «1С»).
3. На рынок придут крупные зарубежные игроки, такие как Vignette, IBM (семейство WebSphere), Microsoft.
4. Также будет иметь место постепенный переход от тонкого клиента к толстому. Конкуренция будет возникать на уровне выбора компании-поставщика IT-аппарата для управления предприятием.
5. Насыщение рынка вызовет жесткую конкуренцию среди систем среднего уровня, что приведет к созданию и принятию официальных стандартов, а также активному информационному сопровождению и освещению рынка.
6. Отдельную нишу займут open-source системы (такие как Zope, PHP-Nuke), на которых будут разрабатываться сайты компаний, не имеющих возможности писать свои CMS и не желающие по каким-либо причинам использовать коммерческие продукты. За счет мощной поддержки коммьюнити разработчиков такие системы займут прочное положение на рынке.
Андрей Терехов
Адрес оригинала статьи
|