Автобиография | Автореферат | Инд. задание | Ссылки | Библиотека | Магистры | ДонНТУ |
В разведочном бурении аварии подразделяются на аварии в скважине и аварии с буровой установкой.
Авария в скважине — непредвиденное прекращение углубки скважины, вызванное нарушением состояния скважины или находящегося в ней бурового инструмента. Отличительные признаки таких аварий — наличие оставленных в скважине технологического, вспомогательного, аварийного и специального бурового инструмента, а также геофизических (гидрогеологических) приборов (устройств) и посторонних предметов, для извлечения которых необходимо применять специальные методы, способы и технические средства.
Авария с буровой установкой — неожиданная, внезапная остановка бурового станка, насоса, глиномешалки или другого устройства из-за повреждения его механизмов, узлов и отдельных деталей.
По степени тяжести последствий аварии делятся на простые и сложные. К сложным относятся аварии, устранение которых требует более трех — пяти суток, а также вызвавшие ликвидацию скважины или существенное изменение ее глубины, пространственного положения и конструкции. Единого критерия для разграничения степени тяжести аварии не существует. В практике показатель тяжести определяется методом экспертной (геологической, технической) оценки состояния скважины, а также положения и целостности оставленных в скважине устройств (бурового инструмента, геофизических приборов, посторонних предметов и др.). Различают аварии, происшедшие по субъективным и объективным причинам. Первые возникают, как правило, по вине исполнителя рабочего процесса. Наибольшее количество аварий возникает по субъективным причинам.
По порядку отражения в документах оперативного и статистического учета и отчетности различают регистрируемые и учитываемые аварии. Регистрации подлежат все аварии, независимо от времени, затраченного на их ликвидацию, а также внутрисменные продолжительностью менее 8 ч. К учитываемым авариям относятся те, на ликвидацию которых затрачено более 8 ч . Началом аварии считается время ее возникновения, хотя выявлена она может быть позднее, а окончанием — момент восстановления нормальных условий, предусмотренных ГТН (производственными инструкциями) для продолжения углубки скважины. Авария, которая возникла во время ликвидации существующей (осложнение аварии), отдельно не учитывается. Время на ее ликвидацию суммируется.
В зависимости от характера нарушения целостности стенок скважины и наличия находящегося в ней бурового инструмента аварии разделяются на группы, каждая из которых обладает общим качественным признаком, например обрыв или прихват.
Существует более мелкое деление аварий по месту возникновения, форме, количеству, характеру проводимых операций, времени обнаружения, положения в скважине и др. Кроме того, выделяют специфические аварии при бурении с продувкой, при гидроударном, шнековом и вибрационном бурении, скважинных исследованиях, искусственном искривлении скважин и т. д.
Наиболее распространенные аварии в разведочном бурении — обрыв бурильных труб и их соединений. Различают следующие типы обрывов.
По месту слома:
1) в сжатой части бурильной колонны;
2) растянутой части бурильной колонны.
По месту обрыва:
1) в целом теле бурильных труб, замков и муфт;
2) в резьбовых соединениях бурильных труб;
3) в соединительном ниппеле переходника колонковой трубы на бурильные трубы.
Последний вид имеет подвиды:
обрыв тела труб в месте нарезки;
срыв витков трубных резьб, деталей замка, муфт и самой трубы;
поломка корпуса ниппеля замка; срыв ниток резьбы конуса ниппеля; выкрашивание отдельных витков конуса ниппеля.
По форме обрыва:
1) клиновидный;
2) прямой;
3) фигурный;
4) спиралевидный.
По количеству разрушений, возникающих одновременно:
1) одинарный;
2) двойной.
По характеру проводимых операций, во время которых произошла авария:
1)спуск бурового снаряда;
2) установка снаряда на забои;
3) углубка скважины;
4) подъем бурового снаряда;
5) натяжение или расхаживание бурильной колонны;
6) в процессе заклинивания керна.
По оборванному концу в скважине:
1) в желобах, кавернах и пустотах;
2)параллельно оси скважины.
По времени обнаружения обрыва:
1) непосредственно после возникновения;
2) своевременно не замеченный.
Обрыв колонковых труб имеет три разновидности:
слом тела труб в месте нарезки;
срыв витков трубных резьб;
обрыв по телу трубы.
Специфические виды аварий с породоразрушающим инструментами.
с алмазными коронками (отрыв матриц, поломка секторов и выкрашивание
из них алмазов, срыв резьб, слом тела в резьбовой части);
с алмазными расширителями (выпадение алмазосодержащих штабиков;
срыв резьб, слом тела в резьбовой части;
с мелкоалмазными долотами (отрыв, скол и выкрашивание алмазов из матриц, срыв резьбы, слом тела в резьбовой части);
с твердосплавными коронками (выпадение твердосплавных резцов (пластин), срыв резьбы, слом тела в резьбовой части);
с шарошечными долотами для бескернового бурения (отрыв шарошки; скол и выпадение вооружения шарошки, срыв резьбы, слом тела в резьбовой части).
Существуют три основных вида обрыва обсадных труб: обрыв труб в резьбовом соединении; смятие труб по телу; протирание труб замками и муфтами бурильных труб при спускоподъемных операциях и бурении.
Прихваты — самая распространенная группа аварий в разведочном бурении. Их отличает большая сложность и трудоемкость ликвидационных работ. Прихваты колонковых наборов породоразрушающих инструментов разделяются на следующие виды.
1. Прихват шламом. По месту расклинивания колонкового набора различают верхний прихват — при накоплении шлама над шламовой трубой или переходником, боковой — при оседании шлама ниже переходника; полный — когда снаряд зажат как сверху, так и по боковой поверхности.
2. Прихват горными породами. Он возможен при обвале стенок скважины, прижоге коронок, зажиме снаряда пучащимися породами, расклинке керном, распределенным по стволу скважины, при расчленении колонкового набора подвижными блоками горных пород с большими поверхностями скольжения, при затяжке в желоба, бурении трещиноватых зон, где наблюдаются отдельные вывалы и др. Прихваты горной породой также могут быть верхними, боковыми и полными, с прекращением и без прекращения циркуляции промывочной жидкости.
3. Прихват глинистой коркой. Такой прихват возникает вследствие прилипания бурового снаряда к глинистой корке под действием перепада давления жидкости.
4. Прихват осколками железа разбуренных колонковых труб и породоразрушающих инструментов или отколовшимися кусками муфтовозамковых соединений.
5. Прихват дробью.
6. Прихват предметами, упавшими в скважину.
7. Сложный (комбинированный) прихват, представляющий собой сочетание описанных выше видов прихватов.
Автобиография | Автореферат | Инд. задание | Ссылки | Библиотека | Магистры | ДонНТУ |