Автобиография | Автореферат | Инд. задание | Ссылки | Библиотека | Магистры | ДонНТУ |
При этом изучение физико-механических свойств грунтов возможно на любом интервале ствола скважины, а конечная глубина зондирования ограничена лишь мощностью буровой установки, которая для применяемых в настоящее время в морских инженерно-геологических изысканиях буровых станков соответствует общей глубине скважины 400-600 м (глубина бурения по породе составляет 50-150 метров).
К основным задачам бурения относятся следующие: получение исчерпывающих сведений о геологическом строении исследуемого участка; отбор керна; Отбор проб грунта с минимальным нарушением его структуры (монолитов) с целью дальнейшего определения физико-механических свойств грунта в судовой и береговой лабораториях; изучение физико-механических свойств грунтов непосредственно в процессе бурения методами in situ.
С учетом особой сложности веса и габаритов морских нефтегазопро-мысловых сооружений, строящихся в настоящее время за рубежом, понятно стремление зарубежных изыскательских фирм к получению в процессе бурения максимально возможной, всесторонней и достоверной информации о качествах грунтового основания.
В связи с этим методы in situ (натурные методы) представляют изыскателям самые широкие возможности и поэтому зарубежные буровые инженерно-геологические суда несут на себе, как правило, единый тех-нологический комплекс оборудования, предназначенный для проведения как буровых, так и геотехнических (скважинных и донных) работ.
Важной особенностью более производительных по сравнению с лабораторными натурных методов является то, что при достаточной изученности того или иного района они позволяют значительно сократить объем анализов проб грунтов и тем самым ускорить бурение скважин, а при исследованиях на малые глубины и наличии достаточно благоприятного геологического разреза вообще сократить до минимума объемы дорогостоящего бурения. Зарубежные исследователи предполагают, что в ближайшее время в ряде случаев статическое зондирование вообще может вытеснить лабораторные исследования.
Следует особо подчеркнуть, что бурение инженерно-геологических скважин в море имеет существенное отличие от сухопутного, что связано с воздействием на процесс бурения целого ряда факторов, присущих только морской среде. Главной природной особенностью морей является их ветровое волнение. Буровые установки подвержены в море действию течений, связанных с ветровой, приливно-отливной и общей циркуляцией вод (скорости течений в некоторых морях достигают больших значений). Воздействие течений изменяется во времени, скорости и направлениях, что требует постоянного контроля положения ПБУ. Ограничивает время бурения на море также снижение видимости (туманы, морось, низкая облачность). Отсюда тенденция - максимально ускорить процесс бурения скважин и расширить диапазон гидрометеорологических условий, при которых оно возможно[3].
Современная практика морских инженерных изысканий располагает множеством способов бурения скважин, которые в той или иной степени решают вышеперечисленные задачи. Однако несомненными преимуществами по сравнению с другими обладает вращательный способ бурения. Этот способ производительный и обеспечивает при использовании бурильных труб большого диаметра максимально высокую в настоящее время степень информативности об изучаемом геологическом разрезе. Это и послужило причиной наибольшего распространения вращательного способа бурения инженерно-геологических скважин с плавсредств, как в нашей стране, так и за рубежом.
Автобиография | Автореферат | Инд. задание | Ссылки | Библиотека | Магистры | ДонНТУ |