Необходимость создания данного метода продиктована не совершенством существующих методик определения стоимости затратным методом, которые дают сбой при возрасте автомобиля старше 5 лет и мало применимы из-за нелинейной характеристики изменения стоимости автомобилей во времени. В тоже время существует необходимость максимально точно знать стоимость автомобиля при принятии решения о тотальном уничтожении и решении о величине материального ущерба по стоимости автомобиля.
Предлагаемый метод проведения расчета стоимости автомобилей не относится на прямую к матричным, а использует матрицу как вспомогательное средство для принятия решения и является многоступенчатым комбинированным методом и может использоваться в комплексе с методом модального анализа и методом выровненной средней. Хотя использование более громоздкого математического аппарата автору кажется не целесообразным, достаточно делать выборки по рынку с исключением крайних значений до 50% и применением величины торга обычно 5-10%.
Область применения — рыночное исследование стоимости объекта оценки при недостатке сведений о конкретном автомобиле на рынке.
При использовании данного метода необходимо понимать, что определяется наиболее вероятная стоимость объекта оценки.
Пусть имеется автомобиль, стоимость которого необходимо определить, но нет аналогов, на которые можно сослаться при принятии решения выше указанными методами. Последовательность решения задачи (для упрощения описания расчетных формул вводятся сокращенные обозначения значений величин на мнемонической основе в русском шрифте):
Итоговая формула приобретает вид: Ср=Сс*Ка*Кг
где Ср — искомая рыночная стоимость автомобиля, Кг — определяется с целью корректировки стоимости по комплектности автомобиля и году выпуска и рассчитывается по формуле: Кг=Цо/Ца
где: Цо — цена объекта оценки в год его выпуска с учетом фактической комплектности, Ца — цена аналога той же марки в год его выпуска с учетом фактической комплектности аналога.
Ка — определяется для перевода стоимости аналогов в стоимость объекта оценки и рассчитывается по формуле: Ка=Сао/Сс
где: Сао — стоимость автомобиля той же марки, что и оцениваемый объект, Сс — стоимость автомобилей аналогов того же года выпуска, что и автомобиль аналог объекта оценки.
Для определения Сс используется метод расчета с использованием весовых коэффициентов. Именно для расчета весовых коэффициентов используется матричный метод.
Построение матрицы:
Аналоги-параметры участвующие в расчете (критерии сравнения) | Аналог 1 | Аналог 2 | Аналог 3 |
---|---|---|---|
АБС | 1(W1a) | 1 | (W1b) |
Электропакет | 2 | 3 | 1 |
Состояние кузова | 3 | 1 | 2 |
Состояние салона | 2 | 2 | 1 |
Исправность агрегатов | 1(Wna) | 3 | 2 |
Формула1 | Сумма Зф1 | ||
Формула2 | Контроль | ||
Стоимость аналогов | Итоговая стоимость |
Значение параметров W матрицы принимаются по следующей методике:
При этом нам не важно, в какую сторону лучшую или худшую — главное, что несоответствие есть.
Значение строки Формула1 заполняются расчетом: Зф1=(W1*W2*……*Wn)n
Строки Формула2 заполняются расчетом: Зф2=Зф1/Сумма Зф1
Значение ячеек Формула2 и будет расчетным значением весовых коэффициентов.
Значение ячейки Контроль равно сумме значений и всегда равна 1.
Количество и сами критерии сравнения выбираются исходя из условий проведения работы. Руководствоваться при этом необходимо факторами, влияющими на стоимость автомобиля не в абсолютных, а в относительных величинах. Например, нет необходимости вводить критерий наличия АВС если все машины выбранные для исследования ими укомплектованы, в тоже время если исследуемый автомобиль не имел АВС в стандартной заводский комплектности следует ввести фактор "наличие дополнительного к стандартной комплектности оборудования". Критериями могут быть такие показатели как срок эксплуатации или мощность двигателя, избыток которой делает подержанные автомобили мало привлекательными из-за налогов.
Расчет, приведенный выше, с подробным описанием, использовался при проведении судебной экспертизы. Кроме того, сама матрица может постоянно использоваться при проведении оценки рыночным методом. Она позволяет более объективно ставить коэффициенты приведения при согласовании результатов в случаях, когда количество автомобилей находящихся в продаже на рынке недостаточно для применения методов выровненной средней, модального анализа или иного, применяемого в настоящее время метода, рассчитанного на большой объем исходных данных.
Шувалов Геннадий Юрьевич
expert-auto@narod.ru