Эконометрические модели для расчёта цен на подержанные автомобили, используемые ООО «РеаЛист.Ру»

Вступление

Что представляют собой рыночные цены

Рыночная цена автомобиля складывается из стоимости собственно машины и дополнительных комплектующих изделий. Методом первичных исследований фиксируется цена, по которой продаются автомобили на рынке, и определяется воздействие влияющих на цену факторов.

Репрезентативность

Выборка для каждого исследования составляет 7-10 тысяч единиц, то есть 30-50% от общего числа продаваемых подержанных автомобилей в г.Москве. в исследование включены только те модели и модификации, сделки по которым осуществлялись на рынке. Напоминаем, что рыночная цена редкостных и уникальных автомобилей подвержена значительным колебаниям.

Из обследования исключаются все автомобили, которые были в авариях, либо находятся в нерабочем состоянии, либо имеют иную негативную историю. Это делается потому, что классифицировать степень их повреждений и определить влияние на цену для всего рынка невозможно. Расчет для каждой машины делается индивидуально.

В результаты исследований включены только те автомобили, по которым собрано достаточно данных, чтобы уверенно рассчитать среднерыночную цену. Редкостные автомобили исследуются по мере сбора достаточного количества информации.

Методика сбора данных

1. Кабинетные исследования

Информация по предложению к продаже подержанных автомобилей из газет «Из рук в руки», «Автовитрина», из досок объявлений в Интернете и других источников.

Сбор данных осуществляется в три этапа:
  а) методом телефонного интервью обученные интервьюеры «пытаются купить» интересующий автомобиль, они обсуждают достоинства и недостатки конкретного товара; при этом обязательно учитывается возможность торга;
  б) далее по меньшей выборке — личный контакт с продавцом — осмотр автомобиля и определение конечной цены;
  в) повторные звонки через определённый промежуток времени (для каждой марки автомобиля он может различаться в зависимости от среднего срока продажи) с целью определить: продан ли автомобиль, или же продавец снижает цену.

Таким образом, в результате данного исследования фиксируется цена реальной сделки, а не заявленная в объявлении.

Сбор сведений о ценах на новые автомобили происходит по базе данных участников автомобильного рынка г. Москвы согласно существующим прайc-листам.

2. Влияние километража на цену

Результаты исследований определили гипотезу, что марка автомобиля не влияет на его пробег. То есть для любого легкового автомобиля средний годовой пробег составляет 15-20 тысяч километров.

Влияние пробега на цену различается для отечественных автомобилей и автомобилей иностранного производства. Причиной этому служит более высокая надежность иномарок и более высокая цена ремонта. Для внедорожников пробег не влияет на цену, потому что у них высокий запас прочности, и, если машина не использовалась в экстремальных условиях (гонки на выживание, спасательные операции, активная эксплуатация на пересечённой местности и т.д.), пробег не влияет на её состояние.

Модель влияния пробега на цену автомобиля. Для каждого года рассчитывается отдельно коэффициент α из модели

Модель влияния пробега на цену автомобиля

где mileage — пробег (километраж), а D1 – Dn — все модели автомобилей, которые производились в этом году и которые были достаточно широко представлены на рынке подержанных автомобилей.

Полученный коэффициент показывает влияние дополнительной тысячи километров на цену. Влияние выражено в процентах. То есть, сколько процентов потеряет цена автомобиля, если его пробег увеличится на одну тысячу километров.

3. Влияние дополнительных опций на цену

Влияние дополнительного оборудования рассчитывается отдельно для отечественных автомобилей, иномарок, дорогих иномарок (BMW и Mercedes) и внедорожников. Причина в том, что у этих автомобилей разные целевые аудитории, которые придают разное значение дополнительным опциям при покупке автомобиля.

Владельцы внедорожников больше готовы платить за повышение проходимости, и меньше за элементы комфорта. Для владельцев дорогих автомобилей, например Mercedes, наоборот, важной составляющей являются элементы комфорта и престижности.

Напоминаем, что помимо цены автомобиль обладает привлекательностью для покупателя. Поэтому многие комплектующие не влияют на цену автомобиля, однако влияют на его привлекательность, т.е. их наличие будет для покупателя поводом купить именно этот автомобиль.

Модель влияния опций на цену автомобиля:

Модель влияния опций на цену автомобиля

где age — возраст автомобиля, D1 – Dn — все модификации автомобилей, которые включены в справочник, A1 – Am — все возможные дополнительные опции.

При анализе выбираются те дополнительные опции, которые влияют на цену. Коэффициенты γ дают процентное влияние опции на цену автомобиля.

4. Расчёт цены автомобиля

В предыдущей модели мы ставим своей целью максимально точно рассчитать значения коэффициентов влияния дополнительных опций на цену, теперь мы стремимся оптимизировать значения цен автомобилей. Для каждой модели автомобиля мы проводим отдельное исследование, чтобы как можно более полно выявить индивидуальные отличия.

Модель для расчёта цен автомобилей:

Модель для расчёта цен автомобилей

где D1 – Dn — все модификации модели автомобиля, которые включены в справочник.

По этой модели однозначно определяются цены на все модификации любого года выпуска.

ООО "РеаЛист.Ру"
http://www.realist.ru/


Shestopalov Alex•2005