Ким Рахлин, Лариса Скрипко. Принципы планирования и учёта затрат на качество // Стандарты и качество. - 2000. - № 3. - С. 60-62.

 

В настоящее время работа по принципу «качество любой ценой» уже никого не может удовлетворить. Кроме того, важно, чтобы результаты деятельности предприятия в области качества выражались на языке высшего руководства — языке денег. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности предприятия становится управление затратами на качество.

 

Методы определения, планиро­вания и учета затрат на каче­ство являются важной состав­ной частью TQM. Именно поэтому в про­екте стандартов ИСО серии 9000 вер­сии 2000 г. предусмотрено обязатель­ное определение затрат на качество.

И действительно, система качества, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, так как мировая практика убедительно свидетельствует, что только организа­ционными мерами обеспечить конку­рентоспособность продукции невоз­можно. Именно поэтому система каче­ства, игнорирующая экономические аспекты управления, — это «хромая» система.

Однако изучение опыта показывает, что на многих российских предприяти­ях, имеющих сертифицированную сис­тему качества, экономические методы управления качеством практически не используются. Это обусловлено в ос­новном следующими двумя причинами:

первая — сертификация систем ка­чества осуществляется на соответст­вие стандартам ИСО серии 9000, в ко­торых обязательные требования, свя­занные с планированием, учетом и анализом затрат на качество, отсутст­вуют;

вторая — сложность решения на предприятиях проблемы классифика­ции и обоснования состава статей за­трат на качество,

К сожалению, большинство специа­листов экономических служб идут по легкому пути, пытаясь приспособить существующую систему учета затрат к учету затрат на качество на основе классификации А. Фейгенбаума. Одна­ко действующая в настоящее время система первичного, оперативного и бухгалтерского учета, решая задачи го­сударственного контроля за деятель­ностью предприятий, не предусматри­вает использования информации, не­обходимой для полного учета затрат на качество. Кроме того, классификация А. Фейгенбаума, по которой все затра­ты на качество делятся на четыре груп­пы —

· затраты на предупреждение,

· на контроль качества и

· потери от внутрен­них и

· внешних несоответствий, —

име­ет ряд недостатков, о которых неодно­кратно упоминалось . Поэтому получить достаточное количество дан­ных о затратах на качество, необходи­мых для принятия управленческих ре­шений, не удается. Вместе с тем имен­но классификация является основой для формирования состава затрат на качество, а принципы планирования и учета этих затрат тесно связаны с под­ходами к их классификации.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ

На основе ретроспективного крити­ческого анализа существующих клас­сификаций затрат на качество был раз­работан метод их классификации по видам деятельности . При его ис­пользовании каждому виду деятельно­сти, осуществляемой в рамках систе­мы качества, соответствует статья за­трат. Это позволяет, сравнив аналогич­ные элементы затрат на качество, вы­явить несоответствия между измене­нием затрат и эффективностью дея­тельности. Кроме того, накопление данных о затратах идет таким образом, чтобы любое отклонение можно было отнести на ответственное лицо.

В результате фактически осуществ­ляется переход от традиционного спо­соба планирования и учета затрат ме­тодом калькуляции к БЮДЖЕТНОЙ ФОРМЕ планирования и учета затрат на качест­во. Этот переход не является принци­пиально новым. Почти все зарубежные фирмы и организации используют в своей деятельности финансовое уп­равление, предусматривающее срав­нение фактических затрат с бюджетны­ми. В крупных организациях такое управление обычно распространяется на структурные подразделения и отде­лы. Устанавливаются бюджеты подраз­делений, руководители которых несут ответственность за то, чтобы произве­денные расходы их не превышали.

Таким образом, планировать затраты на качество надо путем составления бюджетов (смет затрат) подразделе­ний предприятия на основе текущих и перспективных планов по качеству, а учет затрат — на основе субсче­тов по каждому подразделению.

Естественно, что для каждого пред­приятия система планирования и учета будет индивидуальной. Однако прин­ципы организации планирования и уче­та затрат на качество для всех пред­приятий и организаций должны быть общими.

 

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ

Основные принципы планирования и учета затрат на качество:

· периодичность;

· взаимосвязь с видами деятельности, реализуемыми в системе качества;

· экономическая значимость затрат;

· децентрализация;

· использование единых планово-учетных единиц измерения;

· достаточность информации;

· преемственность и многократность использования;

· бюджетное (сметное) управление за­тратами.

Рассмотрим каждый из перечислен­ных принципов подробнее.

Периодичность в зависимости от сложности продукции, сроков изготов­ления и других особенностей предпри­ятия может как отражать производст­венный или коммерческий циклы, так и основываться на календарном плане работы. Обычно периодичность плани­рования и учета затрат на качество, как и сроки представления планов и отче­тов, устанавливаются внутренними до­кументами предприятия и не зависят от периодичности бухгалтерского учета.

Взаимосвязи с видами деятельно­сти, реализуемыми в системе каче­ства, с одной стороны, способствуют тому, что система планирования и уче­та затрат становится одной из состав­ляющих деятельности предприятия в области качества, а с другой, — позво­ляют подойти к решению проблем оценки не только затрат на качество, но и эффективности функционирования системы качества, выявления неэф­фективных видов деятельности, сниже­нию и оптимизации затрат на качество.

Экономическая значимость за­трат — принцип, позволяющий рацио­нально сформировать состав затрат на качество. Дело в том, что некоторые категории затрат могут быть настолько незначи­тельны, а организация их учета такой сложной, что можно отказаться от их планирования и учета без особых иска­жений в общей картине затрат на каче­ство. Однако для исключения возмож­ных ошибок необходимо учитывать по возможности все факторы, обуслов­ленные спецификой производственной деятельности.

В соответствии с принципом децен­трализации планирование (а частично и учет) затрат должно осуществляться непосредственно руководителями со­ответствующих подразделений пред­приятия. Это позволяет не просто бо­лее точно спланировать затраты на ка­чество, но и определять должностные лица, ответственные за их использова­ние. Фактически речь идет о реализа­ции принципа : «Я отвечаю за все, что могу контролировать». В результате практически все работники оказывают­ся не просто вовлечены в экономиче­скую деятельность предприятия, но и непосредственно заинтересованы в получении наилучших финансовых ре­зультатов.

Использование единых планово-учетных единиц измерения в плани­ровании и учете затрат на качество обеспечивает прямую и обратную связь между общей сметой затрат по предприятию и сметами конкретных подразделений.

При использовании единых планово-учетных единиц создается реальная возможность разработки системы уче­та, основанной на взаимосвязи показа­телей управленческого учета произ­водства и бухгалтерского учета затрат, а также показателей определения ре­зультатов деятельности отдельных структурных подразделений предпри­ятий. На разных уровнях планирования и учета планово-производственные единицы могут быть или детализирова­ны или, напротив, укрупнены. В основе детализации заложен принцип перехо­да от более крупных единиц на уровне предприятия в целом к более мелким на уровне цеха, участка, отдела. Кроме того, использование единых планово-учетных единиц измерения обеспечи­вает возможность экономического ана­лиза затрат методом сравнения.

В соответствии с принципом доста­точности информации количество по­казателей, включенных в планы и отче­ты, должно быть минимально необхо­димым, но достаточным для анализа и не требовать дополнительной аналити­ческой обработки.

Соблюдение в процессе планирова­ния, сбора и учета первичных данных принципа преемственности и много­кратности использования упрощает систему планирования и учета и повы­шает ее эффективность. При оператив­ном управлении информация управ­ленческого учета подкрепляется, а иногда и дополняется бухгалтерскими данными.

Сущность рассматриваемого прин­ципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или произведенных расчетах и многократ­ного их использования при всех видах управленческой деятельности без по­вторной фиксации, регистрации или расчетов. Это позволяет создать на предприятии рациональную систему учета затрат на качество сообразно размерам и масштабам производст­венной деятельности. В результате из минимального количества данных по­лучают достаточное количество инфор­мации, необходимой для принятия управленческих решений.

И последний принцип — принцип бюджетного или сметного управле­ния затратами означает, что все опи­санные выше процедуры могут быть осуществлены только на основе плани­рования и учета затрат на качество пу­тем составления бюджетов подразде­лений предприятия (организации). При этом бюджетное планирование и учет затрат выступают, в первую очередь, как средство управления производст­венной деятельностью в области каче­ства. А управленческий учет не только будет отличаться от традиционного бухгалтерского по форме, но и иметь ряд отличительных признаков, которые необходимо учесть при организации системы планирования и учета затрат на качество. Сравнительная характери­стика этих двух видов учета приведена в таблице.

 

Таблица

 

Сравнительная характеристика управленческого и бухгалтерского учета затрат

 

Характеристика

Управленческий учет

Бухгалтерский учет

Цель учета

Подготовка финансовой информации для должностных лиц организации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений

Сравнение затрат с доходами для определение прибыли

Форма учета

Произвольная форма, установленная внутренними документами предприятия

Общепринятые формы учета

Юридические требования

Отсутствуют

Ведется обязательно в соответствии с требованиями законодательства

Точность учета

Устанавливается руководством и регламентируется внутренними документами

Регламентируется государственными органами

Частота подачи информации

Регламентируется внутренними документами предприятия

Раз в год (полгода, квартал, месяц)

Масштаб учета

Охватывает отдельные подразделения предприятия или сферы деятельности в зависимости от коммерческих интересов

Охватывает деятельность предприятия в целом

Временное соотнесение информации

Информация имеет характер прогноза; информация об уже свершившихся фактах; детальная информация о предполагаемых затратах и доходах

Отчет об уже свершившихся операциях и фактах

 

Таким образом, основной задачей бюджетного планирования затрат на качество является распределение ре­сурсов по видам деятельности, реали­зуемым в системе качества, и контроль за их использованием со стороны руко­водителя подразделения и высшего руководства. В этом случае всю дея­тельность предприятия по реализации и использованию экономических ас­пектов управления качеством можно разбить на пять этапов:

1 ) составление смет затрат на каче­ство в подразделениях;

2) согласование и утверждение смет затрат на качество предприятия;

3) ведение учета затрат на качество и контроль за исполнением смет;

4) проведение анализа причин откло­нений от смет затрат на качество;

5) принятие управленческих решении, направленных на снижение за­трат.

В заключение еще раз отметим дос­тоинства описанного подхода.

Использование метода планирова­ния и учета затрат на качество по ви­дам деятельности позволяет руководи­телю каждого подразделения принять непосредственное участие в экономи­ческих процессах деятельности пред­приятия. Кроме того, обеспечивается оперативный контроль за используе­мыми ресурсами, появляется реальная возможность выявления неэффектив­ных видов деятельности, снижения и оптимизации затрат на качество без ущерба самому качеству, а также воз­можность оценки инвестиций в качест­во и их эффективности.