Пушин Д.Н., Рыбина С.А. (ДонНТУ, г. Донецк, Украина) ИНЖЕНЕР: студенческий научно-технический журнал / Донецк: ДонНТУ, 2004, № 5. - С.150-152.
В данной статье рассмотрен один из методов построения призматической детали в прикладном пакете T-FLEX CAD 7.2.
Рис. 1. Прихват
Проведем анализ детали «Прихват» (рис.1.). Деталь призматическая, имеет два паза, отверстие перпендикулярное к одному пазу. Отверстие начинается и заканчивается фасками. На двух ребрах имеются скругления. Целесообразно построить профиль детали на рабочей плоскости «Вид сверху», после этого выполнить команду B>
«Выталкивание»
на необходимую высоту детали, создать отверстие и на последнем этапе сформировать фаски и скругления.
Создадим новую 3D модель Файл/Новый/3D модель
Активизируем плоскость «Вид сверху» . Вызываем команду «Открыть 2D окно с активной рабочей плоскостью» . Создадим базовые линии построения (вертикальную и горизонтальную) и узел в точке (0,0). Относительно горизонтальной линии симметрично вверх и вниз строим необходимые горизонтальные линии построения. Относительно базовой вертикальной линии строим необходимые вертикальные линии построения.
В команде «Создать изображение» обводим контур нашей детали, пошагово, указывая необходимые узлы (рис.2.).
Рис. 2. Построение контура детали
Следующим этапом зальем контур штриховкой. В команде «Создать штриховку» в режиме автоматического поиска контура указываем левой кнопкой мыши на наш контур, вызываем команду «Установить параметры выбранных элементов» указываем метод заполнения «Невидимая» . Подтверждаем ОК . И завершаем команду кнопкой «Закончить ввод» (ОК).
Возвращаемся в 3D окно «Завершить черчение на активной РП» .
Рис.3. Профиль детали.
Полученный профиль (рис.3.) необходимо вытолкнуть. Активизируем команду «Создать выталкивание» . Левой кнопкой мыши указываем на наш контур. Задаем параметры элемента, в закладке Операция , в поле Вектор выталкивания указываем длину вектора равную высоте детали, в нашем случае 10 мм. Подтверждаем выбранные параметры кнопкой ОК . и заканчиваем ввод командой ОК . Зальем деталь «Показать рендеринг» (рис.4.).
.
Рис. 4. Каркас детали
Для создания отверстия активизируем плоскость «Вид спереди» , спроецируем на нее все элементы и откроем 2D окно с активной РП.
Создадим линии построения, задающие положение центра окружности, построим окружность с радиусом 4 мм (рис.5.).
Рис. 5. Построения контура отверстия.
В команде «Создать изображение» создаем полную окружность. Вызываем команду «Создать штриховку» , и заливаем контур окружности штриховкой.
Возвращаемся в 3D окно.
Полученный профиль окружности (рис.6.) необходимо вытолкнуть через все тело, не забывая выполнить булевую операцию «Вычитание» . На рисунке хорошо видно сквозное отверстие, профиль отверстия.
Для создания фасок вызовем команду «Создать сглаживание» , задаем параметры элемента и в закладке Ребро в поле Тип указываем Фаска (длина-угол ), параметры фаски 1х45. Подтверждаем выбранные параметры кнопкой ОК . И указываем левой кнопкой мыши на необходимые ребра отверстия. Подтверждаем выбранные поверхности кнопкой ОК (Закончить ввод) (рис.7.).
Создадим на ребрах скругления радиусом 2 мм.
Для этого повернем деталь так, чтобы были видны необходимые ребра (рис.8.).
Активизируем команду «Создать сглаживание» , задаем параметры элемента, в закладке ребро, в поле Тип указываем Скругление , радиус 2 мм. Подтверждаем параметры кнопкой ОК . Левой кнопкой мыши по очереди указываем все четыре ребра и завершаем команду кнопкой ОК (Закончить ввод).
Представленный метод создания 3 D модели детали «Прихват» на наш взгляд является наиболее простым из возможных вариантов. Представленный в статье материал можно использовать как исходные данные для построения различный призматических деталей (призм, прихватов, рычагов).