Сборочные роторные машины (рис.1) предназначены для 
механического объединения нескольких элементов в единое целое, т.е. для 
сопряжения (навивка, ввинчивание, обмотка, вставка, заливка и т.д.) и крепление 
элементов деталей (сварка, связывание, сшивание, завальцовка, обжим, пайка, 
клёпка, гибка и др.) с обеспечением требуемой точности, надёжности соединения, 
определённого взаимного расположения деталей. Такие машины имеют несколько 
входов и один выход.
Рисунок 1 - Типовая единичная группа автоматической роторной 
линии для сборки двух деталей:
а-схема, б-проекция движения потока предметов 
труда на горизонтальную плоскость.
1 - блок нижней системы привода сборочного ротора; 2 - ползуны 
нижнего привода; 3 - нижний шток инструментального блока; 4 - нижний диск 
транспортного (загрузочного) ротора; 5 - собираемые элементы; 6 - клещевые 
захваты; 7 - верхний диск транспортного (загрузочного) ротора; 8 - вал 
транспортного ротора;9 - блок верхней системы привода сборочного ротора; 10 - 
зубчатая передача транспортного вращения роторов; 11 - верхняя часть станины; 12 
- торцовый кулачок верхней системы привода; 13 - ползун верхней системы 
привода;14 - пазовый кулачок верхней системы привода; 15 - блокодержатели; 16 - 
собранные детали;17 - инструментальный блок; 18 - нижняя часть станины;19 - 
основной вал сборочного ротора.
Сборочные машины, предназначенные для объединения нескольких 
одинаковых деталей или элементов в едином корпусе или упаковке, т.е. для 
выполнения операций комплектации, также имеют несколько входов и один выход. 
Наличие подпотоков влияет на плотность потока комплектуемой продукции. При 
пропусках наблюдаются недоукомплектованные потоки.
По основному технологическому назначению различают сборочные 
роторы: для выполнения сборочных операций, требующих вращательного и 
поступательного осевого движения (навивка, ввинчивание и т.п.); для выполнения 
сборочных операций, требующих вращательного и поступательного радиального 
движения (обмотка, завальцовка и т.п.); для выполнения сборочных операций, 
требующих одного поступательного движения (запрессовка, клёпка, гибка, вставка и 
т.п.).
По числу позиций в одном инструментальном блоке сборочные 
роторы могут иметь одну сборочную (комплектующую) позицию или две и более 
позиций.
Рассмотрим автоматизацию сборки гидрозамка КГУ3.020ПР-01
В гидросистемах и гидропередачах широко распространены 
гидрозамки, служащие для запирания поршней гидроцилиндров в фиксированном 
положении при отсутствии подачи жидкости от питающей установки. Гидрозамки 
одностороннего действия чаще всего применяют в горной практике для запирания 
поршневых полостей стоек гидрокрепей при распоре их между почвой и кровлей 
выработки и для отпирания при загрузке. При повышении давления в одной из 
внешних гидролиний управляющий поршень смещается в сторону меньшего давления и 
открывает клапан, обеспечивающий слив жидкости из полости гидроцилиндра, в 
сторону которой должен начать смещаться его поршень. Таким образом, блокировка 
гидроцилиндра снимается.

Рисунок 2 - Сборочный чертёж гидрозамка 
КГУ3.020ПР-01
используемого в секциях шахтных крепей КМТ, 1КД80, на 
автоматической роторной линии. В настоящее время сборка данного гидрозамка 
осуществляется с помощью частично механизированного и частично 
автоматизированного ручного труда. Так, автоматизированной частью сборки 
гидрозамка является сборка резинового кольцевого уплотнения 5 и цилиндрической 
детали - толкателя 10[8].
 
Гидрозамок односторонний состоит из таких деталей, как 
корпус, поршень, толкатель, втулка и золотник, комплектуемые совместно с 
прокладками и кольцами, также в состав изделия входит 2 цилиндрические пружины, 
втулка (без уплотнительного кольца) и гайка. Перед сборкой все детали необходимо 
промыть, чтобы их чистота соответствовала требованиям. К гидрозамку 
предъявляются высокие требования, следовательно, необходимо соблюдать такие 
положения, как: резиновые и защитные кольца и место их установки необходимо 
смазывать маслом И-20А ГОСТ 20799-75, не допускается их перекручивание и 
повреждение; при сборке гайку заворачивать моментом не менее 50Нм до 
упора.
Сборка данного изделия производится в следующем порядке. В 
корпус 4, на который одеты два резиновых кольца 17, вставляется предварительно 
собранный сборочный узел, состоящий из поршня 1 с уплотнительным кольцом 16 и 
толкателя 10 с кольцом; в канавку между корпусом и поршнем вставляется стопорное 
кольцо 2. Далее производится вставка в полученную сборочную единицу пружины 8. 
Втулка 11 совместно с кольцом 15 устанавливается в корпус до упора, а потом 
золотник 6 совместно с резиновым кольцом 14 и прокладкой 5 устанавливается в 
данный сборочный узел до резинового кольца. Затем последовательно вставляется 
втулка 7, пружина 12 и закручивается гайка 9 до упора.
   
Технологический процесс сборки представляется в виде графа (рис 3):

Рисунок 3 - Технологический процесс сборки гидрозамка
На основании данного технологического процесса сборки 
составлена автоматическая роторная линия сборки данного изделия согласно 
принципам [1,7](рис.3).

Рисунок 4 - Схема автоматической роторной линии сборки 
гидрозамка
 Рассмотрим новый способ сборки 
кольца и корпуса? и схема инструментального блока технологического ротора (см. 
рисунок 5).

Рисунок 5 - Схема приспособления для вставки стопорного кольца в корпус
Приспособление состоит из:
1. Корпус
2. Стойка
3. Толкатель
4. Ролик
5. Магазин с кольцаци
6. коническая матрица
7. Шаговый податчик колец
8. Разрезной пуансон
 
Процесс сборки происходит следующим образом . В приспособ роторе коническая 
матрица 6 закреплена подвижно с толкателем посредстров пластинчатой пружины, что дает  им в какой-то степени возможность независимо двигаться.Шаговым податчиком выдается из магазина кольцо, оно попадая в прорезь между разрезным пуансоном попадает в коническую матрицу под определенным углом (Силы тяжести кольца разворачивают его по отношению к нормали конуса матрицы на прямой угол).Ролик 4 двигаясь по копиру двигает толкатель, а он в свою очередь пуансон и кольцо. Кольцо  двигаясь вместе с матрицей подходит к корпусу. После того как матрица упрется в корпус начинает сжиматься кольцо, до тех пор пока не выйдет из приспособления и не установится в корпусе. После этого толкатель вместе с матрицей поднимается и процесс повторяется.  
 
  
Электронная библиотека