<<< Предыдущая | Вернутся к Библиотеке | Следующая >>> |
Калачев Ю.Н. "Управляемый асинхронный электропривод" |
||||||||||||||||||||||||||||||
Источник:http://www.privod.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||
Еще недавно, лет шесть-семь назад, в нашей стране, утверждение о том, что обычный общепромышленный асинхронный двигатель может с успехом использоваться в регулируемом по скорости электроприводе, вызывало удивление, или недоверие, у многих главных и не очень главных конструкторов и инженеров. Сегодня же, можно сказать, что страна вполне активно включилась в общемировой бум по использованию регулируемого по скорости асинхронного электропривода во всех областях промышленности и хозяйства. Развитие асинхронного электропривода, и вытеснение им других типов управляемых электроприводов, в первую очередь, связано с непревзойденными эксплуатационными свойствами асинхронного электродвигателя. Эта “рабочая лошадка” мирового прогресса, не имеет аналогов по простоте и надежности.
Несмотря на это, до недавнего времени, в качестве регулируемых по скорости электроприводов, в нашей стране, в основном, использовались электропривода постоянного тока. Системы регулирования скорости двигателя постоянного тока достаточно просты, но слабым местом такого электропривода является двигатель. Он дорог а, коллекторно-щеточный механизм является его основной проблемой. При работе, коллектор подгорает, двигатель требует постоянного обслуживания, не может работать в запыленной и агрессивной среде. Асинхронный двигатель дешев. Он не имеет подвижных контактов, что определяет его высокую надежность, но управление им до недавнего времени вызывало большие проблемы. То есть, теория то в нашей стране, как всегда развивалась хорошо. Основной закон управления асинхронным двигателем в частотном режиме был сформулирован еще в тридцатых годах академиком Костенко. Реализовать данный закон удалось гораздо позже, когда появились мощные тиристоры. Совершенствование и дальнейшее развитие асинхронного электропривода было связано с силовыми транзисторными схемами. Примерно в одно и то же время, в России, Германии и Японии были разработаны принципы векторного регулирования скорости асинхронного двигателя, но реализовали эти принципы впервые, на фирме “Сименс”, в ставшей хрестоматийной системе “Трансвектор”. Отставание практики от теории в области асинхронного электропривода, у нас в стране, было в первую очередь, обусловлено отставанием уровня развития силовой электронной элементной базы от мирового уровня. Советские разработчики зажатые рамками доступной элементной базы не могли создать простых и надежных систем, в то время, как в Европе, Японии и США такие системы успешно разрабатывались и внедрялись. Эти системы получили название преобразователей частоты. В настоящее время, широкий поток зарубежных преобразователей потихоньку заливает необъятные просторы нашей Родины. Что же такое преобразователь частоты. Частотное регулирование Структура преобразователя частоты
Звено постоянного тока состоит из неуправляемого выпрямителя и фильтра. Переменное напряжение питающей сети (L1, L2, L3) преобразуется в нем в напряжение постоянного тока (+, -). Силовой трехфазный импульсный инвертор состоит из шести транзисторных ключей соединенных по схеме приведенной выше. Каждая обмотка двигателя подсоединяется через соответствующий ключ к положительному и отрицательному полюсу звена постоянного тока. Инвертор осуществляет преобразование напряжения постоянного тока в трехфазное переменное напряжение изменяемой частоты и амплитуды (U, V, W), управляющее двигателем.
Система управления осуществляет управление силовым инвертором. Прочитав последние строки и внимательно посмотрев на рисунок, Вы можете задаться вопросом: “ А как же это с помощью ключевых схем можно осуществить преобразование постоянного напряжение в синусоидальное напряжение переменной частоты и амплитуды? Неувязочка у Вас, автор, получается.” Действительно, непосредственно, приложить синусоидальное напряжение переменной частоты и амплитуды к обмоткам двигателя данная схема не позволяет, но она позволяет, используя Широтно Импульсную Модуляцию (сокращенно ШИМ), импульсно прикладывать к обмоткам двигателя напряжение звена постоянного тока, таким образом, что эффект оказывается практически эквивалентен, приложению синусоидального напряжения, требуемой частоты и амплитуды. ШИМ ШИМ характеризуется периодом модуляции, внутри которого вывод обмотки подключается, по очереди, к положительному и отрицательному полюсам звена постоянного тока. Длительность этих состояний, внутри периода ШИМ, модулируется по синусоидальному закону. При высоких (обычно 2 … 15 кГц), тактовых частотах ШИМ, в обмотках двигателя, вследствие их фильтрующих свойств, протекают синусоидальные токи. Их частота и амплитуда определяются соответствующими параметрами модулирующей функции. Подобное импульсное управление позволяет получить очень высокий КПД преобразователя и практически эквивалентно, аналоговому управлению с помощью частоты и амплитуды напряжения. Векторное регулирование Преимущества векторного регулирования:
Примеры применения преобразователей частоты. ПРИМЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Г. Зеленоград, ПУ “Зеленоградводоканал”, станция подкачки №164 Функцией насосной станции подкачки является поддержание заданного давления в сети, причем расход перекачиваемой жидкости, как правило, может существенно изменяться в зависимости от конкретных условий. В случае применения преобразователя частоты, осуществляется поддержание давления в гидросистеме независимо от расхода, с помощью регулирования частоты вращения электродвигателя насоса. Таким образом, при малых расходах насос вращается на малой скорости необходимой только для поддержания номинального давления и не расходует лишней энергии. На станции подкачки, предназначенной для подачи холодной питьевой воды в несколько жилых домов с населением 5026 человек, на насос К-90/35, мощностью 11 кВт, был установлен преобразователь частоты MITSUBISHI ELECTRIC. Приведенный справа график был снят во время работы преобразователя и иллюстрирует процесс регулирования.В течение суток расход воды меняется почти в 6 раз. Ночью он минимален, а утром и вечером наблюдаются максимумы. За счет плавного регулирования скорости вращения двигателя насоса, преобразователь частоты в любых условиях, даже при резком изменении расхода, поддерживает напор в системе постоянным.
При сравнении с нерегулируемым режимом насоса, были получены следующие результаты :экономия электроэнергии 54% (за счет оптимизации расхода энергии) экономия холодной питьевой воды 34% (за счет отсутствия избыточного давления ночью) Подобные цифры экономии не являются исключением. Как правило, экономия энергии при таком использовании преобразователей составляет 25-60%. Пример регулирования 2 Г. Жуковский, МП “ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ” На данном предприятии, по инициативе НТЦ “Пиводная Техника”, был проведен эксперимент по оценке эффективности использования преобразователей частоты на тепловых станциях для управления приводами дымососов и вентиляторов газовых котлов. В зависимости от различных внешних условий (расхода воды, температуры воздуха, лимитов газа и т. д.) из карты режимов выбирается тот или иной режим работы котла. Режим работы котла определяется расходом газа, который, в свою очередь, связан с давлением воздуха на входе котла и разрежением на выходе. Давление создается с помощью нагнетающего вентилятора, а разряжение с помощью дымососа. Традиционно для регулирования давления и разряжения используются заслонки, так называемые шибера, которые изменяют производительность вентилятора и дымососа. При использовании регулируемого привода, производительность дымососа и вентилятора может изменяться, за счет изменения скорости вращения соответствующих электродвигателей. Испытания проводилось в два этапа: Затраты электроэнергии измерялись при следующих расходах газа: Среднее значение 1 – 2200 м3/час Среднее значение 2 – 1450 м3/час Минимальный расход (30% загрузка) – 900 м3/час В “Журнале учета электроэнергии” фиксировались показания счетчиков Результаты эксперимента приведены ниже.
Приведенные цифры могут вызвать у Вас улыбку и серьезные подозрения во вменяемости автора, но в действительности, они показывают лишь состояние дел в области энергосбережения, у нас в стране. Такая экономия не может получаться при правильном проектировании и нормальном состоянии оборудования. Например, в вышеприведенном случае, после проведения эксперимента, стало ясно, что при использовании преобразователей, в данной системе, могут применяться двигатели существенно меньшей мощности. Внедрение преобразователей в системы управления на этапе проектирования, позволит оптимизировать состав систем, что приведет к уменьшению их стоимости и повышению энергоэффективности. Отечественные преобразователи частоты, пока не могут конкурировать с зарубежными, по надежности и функциональности. Наша задача - решить эту проблему и обеспечить оптимальное соотношение цена-качество в новых преобразователях частоты отечественного производства. То ли еще будет … Источник:http://www.privod.ru |
<<< Предыдущая | Вернутся к Библиотеке | Следующая >>> |