Фрагмент книги Riefenstahl, U: Elektrische Antriebstechnik. B.G. Teubner Stuttgart Leipzig, 2000.

Перевод на русский - Кателло З.И.

Задачи, функциональные компоненты и параметры систем электропривода

 

Электроприводы, в течение последних 100 лет получили широкое промышленное развитие. Сегодня они образуют стык между электротехникой и автоматикой. Электроприводы являются составной частью многих машин и механизмов. Они, различным образом, определяют их стоимость, степень эффективности преобразования энергии, а также качество изготовления изделий.

В течение прошедших столетий приводные машины были связаны с устройствами выработки электроэнергии (водяные и ветряные установки, паровые двигатели и т.д.). Только с появлением эффективных электрических машин, таких как генераторы и моторы, а также надежных линий электропередач между электростанцией и электроприводом, примерно в конце прошлого столетия, стала возможной рентабельная эксплуатация больших фабрик. Вместе с тем была создана предпосылка для всестороннего преобразования всех производственных процессов, следствием чего явилась первая техническая революция. В последствии, сначала преобладающий, централизованный однодвигательный привод соединенный с обширной механической системой редукторов, был заменен децентрализованными многодвигательным приводом. Сегодня, современные машины и механизмы содержат множество приводимых в движение в отдельности ведущих осей, а  замена позволила значительно сократить число редукторов, в сравнении с более старыми механизмами.

Следующим значительным шагом в развитии электроприводной техники было появление эффективных электронных исполнительных устройств с настраиваемыми компонентами управления и регулирования. Чрезвычайный прогресс силовой электроники и микроэлектроники, а также информационной техники в течение последних лет, сильно повлиял на электропривод и его качество. Из простого классического привода, состоящего из мотора, редуктора и распределительного устройства, возникла комплектная система привода, которая вместе с силовыми элементами содержит функциональные компоненты для регистрации измеряемых величин, управления, регулирования и обработки информации, а также для обслуживания и коммуникации. Современные системы привода позволяют точно, быстро и почти без потерь управлять числом оборотов и крутящим моментом двигателя и рабочей машины. Развитие привело к „интеллектуальной системе привода", которая может наблюдать за собой и частично оптимизировать свое динамическое поведение. Системы электропривода являются важным условием для многих современных технологий и процессов.

 

Задачи систем электропривода

 

Электрический привод должен исполнять в основном две главных задачи:

1. электромеханическое преобразование энергии с возможно более высокой степенью эффективности

2. преобразование информации в процесс движения, т.е. реализацию процессов движения соответственно заданным значениям при высоких  требованиях точности как в статике так и в динамике.

Отрасль электропривода является составной частью как электротехники, так и  автоматики.

В высокоразвитых индустриальных странах в настоящее время уже больше чем 60% произведенной электрической энергии преобразовывается в механические виды энергии с помощью электропривода. Электропривод как преобразователь энергии играет решающую роль в определении степени эффективности многих машин и механизмов, экономичности технологий и качества изделий. Одновременно они зачастую служат интеллектуальными исполнительными устройствами для управления процессами движения в автоматизированных процессах. Они прежде всего создают предпосылки для использования современных производственных технологий с применением вычислительной техники.

Типичные области применения электрических приводов - это реализация процессов движения для:

·        Регулировочных устройств, например, для вентилей, задвижек и т.д.,

·        Процессов обработки, например, при вращении, на фрезерных станках, ножницах, пилах и т.д.,

·        Позиционирования и регулирования положения, например, в роботах, манипуляторах, станках и т.д.,

 

Оптимизация контуров регулирования многоконтурных систем регулирования

Регулирование электроприводов требует одновременного управления и ограничения нескольких регулируемых величин, таких как,  ток якоря, ток возбуждения  и статический ток, поток возбуждения, момент двигателя или ускорения, число и угол поворотов вала двигателя или рабочей машины, синхронность нескольких связанных приводов и т.д. Регулируемый объект, как правило, содержит несколько больших постоянных времени и возмущающие воздействия, которые необходимо компенсировать регулирующим устройством. Для этого в электроприводе применяется подчиненное регулирование и регулирование по оценкам координат.

Подчиненное регулирование

Если регулируемый объект можно разделить на простые передаточные звенья с измеряемой выходной величиной в цепи обратной связи, то подчиненное регулирование  с одними или несколькими подчиненными контурами оказывается на практике особенно эффективным. Отдельные контуры регулирования содержат один регулируемый объект с одной преобладающей большой постоянной времени и возмущающим воздействием, которые относительно просто может компенсировать ПИ- регулятор.

Рисунок 6 .25 демонстрирует принцип подчиненного регулирования на примере регулирования числа оборотов двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением с вложенным контуром регулировании тока якоря.

Рисунок 6 .25 - Контур регулирования скорости двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением с вложенным контуром регулировании тока, Grw регулятор скорости, Gri регулятор тока, Gsi объект регулирования контура регулирования тока якоря, igr ограничение значение контура регулирования тока, Gsw объект регулирования  контура регулирования скорости.

 

Исходя из прежних соображений, вектор полного состояния системы  x состоит из имеющихся в распоряжении измеренных величин. Тем не менее, часто это не так. Тогда применяют наблюдатель Люенбергера. Он может восстановить из измеряемых входных и выходных величин u и y объекта регулирования вектор состояния x, см. рис.6.31.

 

Рисунок 6.31 Принцип регулирования по оценкам координат с наблюдателем Люенбергера