НИЗКОВОЛЬТНЫЕ АСИНХРОННЫЕ
ДВИГАТЕЛИ
ПРЕИМУЩЕСТВА ТИРИСТОРНЫХ ПУСКОВЫХ
УСТРОЙСТВ
Анатолий Загорский, д.т.н.,
профессор, заведующий отделом машинно-вентильных
систем, энерго- и ресурсосберегающих
технологий
Зоя Захарова, к.т.н., заведующий
сектором автономных систем
электроснабжения и нетрадиционных
источников энергии
Игорь Пар, к.т.н., ведущий научный
сотрудник ОАО «ВНИИЭ», г. Москва
http://www.news.elteh.ru/arh/0/09.php
Схема
Рис. 1. Типичные кривые изменения пускового тока и пускового момента
Кривые 1 – при прямом пуске,
кривые 2 – при пуске переключением со
звезды на треугольник,
кривые 3 – при применении ТПУ
а)
б)
Рис. 2. Тиристорный регулятор напряжения/em>
а)
б)
Рис. 3.
Кривые изменения напряжения на двигателе
в режиме пуска:
кривая 1 – экспотенциальный закон,
кривая 2 – линейный закон,
кривая 3 – кусочно-линейный закон
Рис. 4.
кривая 1 – экспотенциальный закон,
кривая 2 – линейный закон,
кривая 3 – кусочно-линейный закон
Рис. 5.
кривая 1 – экспотенциальный закон,
кривая 2 – линейный закон,
кривая 3 – кусочно-линейный закон
кривая 1 – экспотенциальный закон,
кривая 2 – линейный закон,
кривая 3 – кусочно-линейный закон
Основная задача, решаемая при пуске, –
получение плавного нарастания тока,
момента и частоты вращения двигателя. При
использовании ТПУ она обеспечивается
плавным нарастанием напряжения на
двигателе, изменяющегося по выбранному
закону. На рис. 3 приведены типичные кривые
изменения напряжения на двигателе в
режиме пуска. ТПУ позволяет начать пуск
двигателя не при нулевом, а при некотором
начальном моменте, величина которого
задается уровнем начального напряжения (U1
на рис. 3).
Для механизмов с фрикционным характером
нагрузки может применяться пуск с одним
или несколькими начальными импульсами
тока (так называемый «кик-старт») (рис. 4),
применение которого позволяет устранить
проскальзывание шкивов и фрикционов.
При ограничениях по мощности силовой
питающей сети ТПУ может работать в режиме
ограничения (стабилизации) пускового тока,
величина которого выбирается из условий
создания момента, достаточного для
приведения механизма во вращение, с одной
стороны, и исключения недопустимой
перегрузки питающей сети – с другой.
Регулирование напряжения при останове
позволяет так же, как и при пуске
сформировать требуемые динамические
характеристики привода. Плавное
уменьшение напряжения на двигателе (кривая
1 на рис. 5) исключает возникновение опасных
перенапряжений и, как следствие, приводит
к большему сроку службы изоляции по
сравнению с отключением контактной
аппаратурой. При использовании ТПУ для
привода насосного оборудования
применение специального алгоритма
торможения двигателя (кривая 2 на рис. 5)
позволяет исключить обратный
гидродинамический удар и удар обратного
клапана. В ряде устройств реализовано
торможение двигателя постоянным током, а
при реверсивном исполнении – торможение
противовключением по специальному
алгоритму.
По окончании процесса пуска тиристоры
переводятся в режим постоянного включения
или могут шунтироваться специальным
контактором (на рис. 2 – контакты 1К, 2К, 3К),
который подключает двигатель напрямую к
сети. Применение шунтирующего контактора
позволяет повысить КПД устройства,
увеличить срок службы тиристоров и
исключить влияние полупроводниковых
элементов на сеть. Некоторые
производители рекламируют наличие в ТПУ
режима энергосбережения, хотя только
некоторые из них её действительно имеют. В
соответствии с алгоритмом, принятым
изготовителем, ТПУ в зависимости от
нагрузки двигателя и режима работы
электропривода регулирует напряжение на
двигателе, минимизируя потребление
электродвигателем активной и реактивной
мощностей [4]. Как показала практика,
установка ТПУ с функцией энергосбережения
на механизмах с переменной нагрузкой на
валу позволяет сократить на некоторых
механизмах (ленточные машины, фрезерные
станки) потребление активной энергии до 15%,
реактивной энергии – до 30–50%. При этом
следует учитывать, что включение этой
функции для асинхронных двигателей (АД)
мощностью более 20–30 кВт не приносит
существенной экономии, а в некоторых
случаях может вызвать и увеличение
потребления за счет несинусоидальности
кривых напряжения и тока на двигателе [4].
Дополнительно к функциям управления пусковыми режимами и режимами останова, ТПУ снабжаются функциями защиты АД и защиты ТПУ от аварийных режимов. К стандартным функциям относятся:
Система управления
Интерфейсная часть системы управления
содержит, как правило, две части: интерфейс
оператора и интерфейс оборудования.
Интерфейс оператора выполняется обычно на
основе жидкокристаллического индикатора (ЖКИ)
и клавиатуры, расположенных на лицевой
панели устройства. С помощью ЖКИ и
клавиатуры производится программирование
устройства и на ЖКИ выводится информация о
режимах работы устройства. Ряд
изготовителей недорогих устройств малой
мощности реализует интерфейс оператора на
основе светодиодной индикации и
микропереключателей (устанавливаемых
перемычек).
Интерфейс оборудования предполагает
развитую систему ввода управляющих
сигналов и вывода сигналов о состоянии
устройства. Так, команды «пуск/стоп» могут
приниматься в виде уровней напряжения,
унифицированных токовых сигналов или
сигналов типа «сухой контакт». Последние
модели устройств содержат в своем составе
последовательные каналы связи на основе
шин RS-232, RS-432, CAN, через которые может
производиться как программирование
устройства, так и задание команд пуска/останова
и считывание информации о режиме работы.
Общее количество входных, выходных
сигналов может достигать 15–20 каналов.
В настоящее время ТПУ выпускают такие
мировые производители, как ABB, Siemens, Emotron AB,
Softronic, Telemecanique, Ansaldo и ряд других. Выпуск ТПУ
освоили и российские фирмы. Большинство
фирм выпускает ТПУ в виде моноблока, в
котором размещаются силовая часть,
система управления и вспомогательные
элементы. Следует отметить, что
большинство зарубежных устройств не имеют
в своем составе шунтирующего контактора, а
в системе управления предусматриваются
только элементы управления внешним
контактором.
В качестве примера отечественного ТПУ
можно привести ТПУ4К на мощности 55–160 кВт
[5]. Оно построено по классической схеме,
имеет встроенный шунтирующий контактор и
использует в качестве ядра системы
управления микроконтроллер производства
Atmel. Интерфейс оператора комбинированный,
включающий в себя ЖКИ, подключаемую на
время ввода параметров клавиатуру и ряд
потенциометров, задающих величины токовых
уставок для различных режимов работы. ТПУ
имеет следующие функции защиты: от
установившегося короткого замыкания на
выходе ТПУ; от заклинивания вала двигателя
при пуске; от перегрузки по току в рабочем
режиме; от обрыва фаз; от невключения
шунтирующего контактора; тепловая защита
двигателя.
При срабатывании любой защиты ТПУ
отрабатывает процедуру останова
двигателя в соответствии с алгоритмом,
оптимизированным для конкретного вида
привода. ТПУ выполнен инвариантным по
отношению к чередованию фаз на входе,
поэтому не нуждается в защите от
неправильной фазировки питающей сети. Из
сервисных функций следует отметить
наличие выхода, сигнализирующего о
безаварийном окончании процесса пуска.
Большое разнообразие пусковых устройств
различных производителей, имеющих
примерно одинаковые технические
характеристики, заставляет потребителей
обращать внимание на стоимостные,
эксплуатационные и «пользовательские»
характеристики.
Примечателен тот факт, что изделия
отечественных производителей существенно
дешевле, чем зарубежные. Кроме того,
некоторые отечественные производители, в
отличие от иностранных, в цену устройства
закладывают затраты на ввод в
эксплуатацию, адаптацию изделия к
конкретному приводу и оптимизацию его
характеристик применительно к
конкретному механизму. Наличие
микроконтроллера позволяет отдельным
отечественным производителям оперативно
адаптировать алгоритмы и параметры под
требования конкретного заказчика и
конкретного вида привода, в то время как
представители западных компаний таких
услуг не предоставляют.
Практически невозможно определить
отрасль промышленности, в которой бы не
нашли применение ТПУ. Так, в
технологическом оборудовании, служащем
для обработки волокнистых материалов (ленточные,
ровничные, прядильные, чесальные машины и
т.д.), применение плавного пуска без
управления торможением позволяет резко
снизить обрывность нити и тем самым
улучшить качество готовой продукции,
увеличить ее выпуск за счет сокращения
расхода сырья и материалов.
В деревообрабатывающем производстве ТПУ
находят применение как на приводах
конвейеров для исключения динамических
ударов транспортирующего элемента, так и в
прессовом производстве, где происходит
частое включение насоса, создающего
давление (цикл прессования 5–7 мин.).
При работе двигателя с механизмами,
работающими на линию с противодавлением, в
свою очередь очень важно притормозить
двигатель при его останове. Например,
использование плавного пуска и торможения
у насосных агрегатов позволяет избавиться
от гидравлических ударов в трубопроводе и
быстрого выхода из строя обратных
клапанов, у ленточных транспортеров – от
обрыва ленты, у подъемников – повысить
комфортность перевозки людей.