ВЛИЯНИЕ ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ И ВИДА ТОРМОЖЕНИЯ НА ДОПУСТИМОЕ ЧИСЛО ВКЛЮЧЕНИЙ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ В РЕЖИМЕ S5
Бурковский А.Н., Рыбалко О.А., Романова К.В., Ильюшенкова Л.Д. Готовится к печати в сборнике УКРНИИВЭ, Донецк, 2006 г. |
Постановка проблемыНа ряде механизмов в промышленности асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым ротором работают в повторно-кратковременных режимах S5 (ГОСТ 183) с электрическим торможением. Допускаемое число включений в час АД в режимах S5 определяется допустимым нагревом обмоток, механической прочностью и долговечностью вращающихся частей и соединений, стойкостью витковой изоляции к коммутационным перенапряжениям. Нагрев обмоток в этих режимах зависит от величины нагрузки, продолжительности включения, величины потерь энергии в обмотках в переходных режимах пуска и торможения (противовключением или динамического). В условиях эксплуатации нужны точные решения для каждого электропривода, которые можно получить экспериментальным или теоретическим методом. Определять экспериментальным способом влияние указанных факторов на допустимое число включений затруднительно в связи с необходимостью проведения значительного количества экспериментов.Цель статьиПровести расчетно-теоретический анализ влияния величины нагрузки и способа электрического торможения на допустимое число включений закрытого асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в режиме S5.Результаты исследованийВыражение для определения допустимого числа включений в час запишем, исходя из условия равенства средних превышений температур обмоток в продолжительном и повторно-кратковременном режимах по методу средних потерьгде сумма греющих потерь в двигателе в номинальном режиме S1, (ГОСТ 23111-78): P2Н – номинальная мощность в S1, (Вт); КДН – коэффициент реальных добавочных потерь; η – коэффициент полезного действия (%); КМЕХ – коэффициент механических потерь. ΣΔPГР(ПВ) – сумма греющих потерь в АД в повторно-кратковременном режиме; ; tпер, tр, tц – время переходных процессов; в режиме S5 время переходных процессов состоит из времени пуска (tп) и торможения (tт) – tпер= tп+tт; работы под нагрузкой и цикла, (сек);α, β – коэффициенты ухудшения охлаждения при пуске и паузе. Суммарное количество потерь энергии в обмотках в переходных режимах в каждом цикле: При полезной мощности P2(ПВ), отличной от номинальной P2Н, суммарные греющие потери:
где ΔPС – потери в стали, Вт. Потери энергии при динамическом торможении при условии пренебрежения мощностью затрачиваемой на возбуждение статора от источника постоянного тока, (Чиликин М.Г., 1978)
Анализ влияния величины нагрузки на число включений АД проведем численным расчетом для взрывозащищенного двигателя B100L4 (номинальная мощность в режиме S1 – 4 кВт, номинальный ток статора I1Н=9,2 А).
в соответствии с ГОСТ 23111-78: β=0,349; α=0,727.
на опыте получено Z=335 вкл/час; (расхождение расчета с опытом +2,98%).
В режимах S5 (ПВ=40%, FJ=4,2) рассчитано допустимое число включений в час при условии, ΔAТ.ПР=ΔАпΣ, при легких и тяжелых условиях пуска; при этом время торможения принято tТ.ПР=0,6tп=0,15 с в соответствии с [1]. Результаты расчетов при различных уровнях нагрузки приведены на рис.1; в качестве базовых принято допустимое число включений при номинальной нагрузке для режима S1 при легких условиях пуска (Zн=172 вкл/час – расчетная величина; на опыте получено Zн=188 вкл/час; отклонение ≈-8,5%). Затем были выполнены расчеты числа включений при динамическом торможении; при FJ=4,2; -ΔАТ.ДИН=801 Вт·с; результаты расчетов также приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Изменение допустимого числа включений в режиме S5 (ПВ-40%, FJ=4,2) от величины нагрузочного тока двигателя B100L4:
Рисунок 2 – Изменение допустимого числа включений от величины нагрузочного тока в режимах S4 взрывозащищенных двигателей:
ВыводРасчетно-теоретическим методом можно установить с удовлетворительной для практики точностью допустимое число включений закрытого АД с короткозамкнутым ротором в режимах S5 при различных видах торможения; динамическое торможение по сравнению с торможением противовключением позволяет существенно (в рассмотренном случае на 35-40%) увеличить число включений при любом уровне (не выше номинальной для режима S1) нагрузки на валу.
Список литературы
|