ВЛИЯНИЕ ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ И ВИДА ТОРМОЖЕНИЯ НА ДОПУСТИМОЕ ЧИСЛО ВКЛЮЧЕНИЙ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ В РЕЖИМЕ S5

Бурковский А.Н., Рыбалко О.А., Романова К.В., Ильюшенкова Л.Д.

Готовится к печати в сборнике УКРНИИВЭ, Донецк, 2006 г.


<<Назад к библиотеке

Постановка проблемы

        На ряде механизмов в промышленности асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым ротором работают в повторно-кратковременных режимах S5 (ГОСТ 183) с электрическим торможением. Допускаемое число включений в час АД в режимах S5 определяется допустимым нагревом обмоток, механической прочностью и долговечностью вращающихся частей и соединений, стойкостью витковой изоляции к коммутационным перенапряжениям. Нагрев обмоток в этих режимах зависит от величины нагрузки, продолжительности включения, величины потерь энергии в обмотках в переходных режимах пуска и торможения (противовключением или динамического). В условиях эксплуатации нужны точные решения для каждого электропривода, которые можно получить экспериментальным или теоретическим методом. Определять экспериментальным способом влияние указанных факторов на допустимое число включений затруднительно в связи с необходимостью проведения значительного количества экспериментов.

Цель статьи

        Провести расчетно-теоретический анализ влияния величины нагрузки и способа электрического торможения на допустимое число включений закрытого асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в режиме S5.

Результаты исследований

        Выражение для определения допустимого числа включений в час запишем, исходя из условия равенства средних превышений температур обмоток в продолжительном и повторно-кратковременном режимах по методу средних потерь

формула 01,

где сумма греющих потерь в двигателе в номинальном режиме S1, (ГОСТ 23111-78):

формула 02;

P – номинальная мощность в S1, (Вт); КДН – коэффициент реальных добавочных потерь; η – коэффициент полезного действия (%); КМЕХ – коэффициент механических потерь. ΣΔPГР(ПВ) – сумма греющих потерь в АД в повторно-кратковременном режиме;

формула 03;
формула 04;

tпер, tр, tц – время переходных процессов; в режиме S5 время переходных процессов состоит из времени пуска (tп) и торможения (tт) – tпер= tп+tт; работы под нагрузкой и цикла, (сек);α, β – коэффициенты ухудшения охлаждения при пуске и паузе. Суммарное количество потерь энергии в обмотках в переходных режимах в каждом цикле:

формула 05.

         При полезной мощности P2(ПВ), отличной от номинальной P, суммарные греющие потери:

формула 06

где ΔPС – потери в стали, Вт.
         Потери в обмотках при пуске достаточно точно определяются расчетным способом (путем замены интеграла при определении количества электроэнергии в обмотке ротораформула 07суммами средних значений при различных значениях скольжения S), при этом суммарное количество тепла в обмотках статора и ротора за пускформула 08, где формула 09– сопротивления обмотки статора и приведенное обмотки ротора.
         В работе [1] показано, что при торможении противовключением суммарное количество тепла, выделяемого в обмотках, несколько выше, чем при пуске (до 20%), а для практических расчетов рекомендовано принять

формула 10

         Потери энергии при динамическом торможении при условии пренебрежения мощностью затрачиваемой на возбуждение статора от источника постоянного тока, (Чиликин М.Г., 1978)

формула 11

         Анализ влияния величины нагрузки на число включений АД проведем численным расчетом для взрывозащищенного двигателя B100L4 (номинальная мощность в режиме S1 – 4 кВт, номинальный ток статора I=9,2 А).
         Вначале для оценки корректности метода расчета выполним расчет допустимого числа включений в повторно-кратковременном режиме S4 при номинальной мощности (P2H=4000 Вт)

формула 12Вт;

в соответствии с ГОСТ 23111-78: β=0,349; α=0,727.
Суммарная величина пусковых потерь энергии в двигателе (при коэффициенте инерции FJ=4,2):
         а) при легких условиях пуска (т.е.МС≡ni/nн2):формула 13Вт·с;
         б) при тяжелых условиях пуска (МСН=const):формула 14Вт·с. Для выполнения расчета и учета всех факторов задаемся предварительным числом включений; пусть Z=120 вкл/ч; тогда tц=30 с; ε'=0,008 (tп=0,247 с); при ПВ=40%; величина ε"=0,392.
Еcли мощность в режиме S4 равна номинальной мощности в режиме S1:

формула 15вкл/час;

на опыте получено Z=335 вкл/час; (расхождение расчета с опытом +2,98%).
        Результаты расчетов в режиме S4 при нагрузке меньше номинальной и разных условиях пуска приведены в таблице.

I/Iн10,750,550,46Условия пуска
Z345613717794легкие
179319373413тяжелые

В режимах S5 (ПВ=40%, FJ=4,2) рассчитано допустимое число включений в час при условии, ΔAТ.ПР=ΔАпΣ, при легких и тяжелых условиях пуска; при этом время торможения принято tТ.ПР=0,6tп=0,15 с в соответствии с [1]. Результаты расчетов при различных уровнях нагрузки приведены на рис.1; в качестве базовых принято допустимое число включений при номинальной нагрузке для режима S1 при легких условиях пуска (Zн=172 вкл/час – расчетная величина; на опыте получено Zн=188 вкл/час; отклонение ≈-8,5%).
        Затем были выполнены расчеты числа включений при динамическом торможении; при FJ=4,2; -ΔАТ.ДИН=801 Вт·с; результаты расчетов также приведены на рисунке 1.

Рисунок 1

Рисунок 1 – Изменение допустимого числа включений в режиме S5 (ПВ-40%, FJ=4,2) от величины нагрузочного тока двигателя B100L4:
        1,2 – при торможении противовключением;
        3,4 – при динамическом торможении;
        1,3 – легкие условия пуска;
        2,4 – тяжелые условия пуска.
        Как видно из рисунка 1:
         -при торможении противовключением с уменьшением нагрузки допустимое числа включений увеличивается весьма существенно, изменяясь по нелинейной зависимости; так при токе I=0,7Iн, допустимое число включений увеличивается примерно в 1,85 раз по сравнению с числом включений при номинальной нагрузке;
         -при динамическом торможении и I=0,7Iн, допустимое число включений увеличивается в 2,55 раз.
         Это говорит о весьма существенной эффективности динамического торможения для увеличения допустимого числа включений в режиме S5.
         Для оценки степени общности полученных результатов были взяты опытные данные о допустимом числе включений разных типов взрывозащищенных АД в режимах S4 при различных величинах нагрузки; построенные зависимости (рис.2) показали примерную идентичность зависимостей ZДОП/ZН =f(I/IН) по сравнению с полученными расчетно-теоретическим методом для двигателя B100L4.

Рисунок 2

         Рисунок 2 – Изменение допустимого числа включений от величины нагрузочного тока в режимах S4 взрывозащищенных двигателей:
         1 – B112M6 (P2H=4 кВт); S4-60%; FJ=4,57; MC≡n;
         2 – B132-8 (P2H=5,5 кВт); S4-60%; FJ=4,4;
         3 – B100L-2 (P2H=5,5 кВт); S4-60%; FJ=5,0.

Вывод

         Расчетно-теоретическим методом можно установить с удовлетворительной для практики точностью допустимое число включений закрытого АД с короткозамкнутым ротором в режимах S5 при различных видах торможения; динамическое торможение по сравнению с торможением противовключением позволяет существенно (в рассмотренном случае на 35-40%) увеличить число включений при любом уровне (не выше номинальной для режима S1) нагрузки на валу.

Список литературы
         1.     Бурковский А.Н., Кустовая Е.Ю., Рыбалко О.А., Шихова Л.К. Определение допустимого тока статора закрытого асинхронного двигателя в повторно-кратковременном режиме с электрическим торможением. // Взрывозащищенное электрооборудование: Донецк. Юго-Восток. – 2005. – с.188-193.



<<Назад к библиотеке