ВЛИЯНИЕ ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ И ВИДА ТОРМОЖЕНИЯ НА ДОПУСТИМОЕ ЧИСЛО ВКЛЮЧЕНИЙ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ В РЕЖИМЕ S5
Бурковский А.Н., Рыбалко О.А., Романова К.В., Ильюшенкова Л.Д. Готовится к печати в сборнике УКРНИИВЭ, Донецк, 2006 г. |
Постановка проблемыНа ряде механизмов в промышленности асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым ротором работают в повторно-кратковременных режимах S5 (ГОСТ 183) с электрическим торможением. Допускаемое число включений в час АД в режимах S5 определяется допустимым нагревом обмоток, механической прочностью и долговечностью вращающихся частей и соединений, стойкостью витковой изоляции к коммутационным перенапряжениям. Нагрев обмоток в этих режимах зависит от величины нагрузки, продолжительности включения, величины потерь энергии в обмотках в переходных режимах пуска и торможения (противовключением или динамического). В условиях эксплуатации нужны точные решения для каждого электропривода, которые можно получить экспериментальным или теоретическим методом. Определять экспериментальным способом влияние указанных факторов на допустимое число включений затруднительно в связи с необходимостью проведения значительного количества экспериментов.Цель статьиПровести расчетно-теоретический анализ влияния величины нагрузки и способа электрического торможения на допустимое число включений закрытого асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в режиме S5.Результаты исследованийВыражение для определения допустимого числа включений в час запишем, исходя из условия равенства средних превышений температур обмоток в продолжительном и повторно-кратковременном режимах по методу средних потерь![]() где сумма греющих потерь в двигателе в номинальном режиме S1, (ГОСТ 23111-78): ![]() P2Н – номинальная мощность в S1, (Вт); КДН – коэффициент реальных добавочных потерь; η – коэффициент полезного действия (%); КМЕХ – коэффициент механических потерь. ΣΔPГР(ПВ) – сумма греющих потерь в АД в повторно-кратковременном режиме; ![]() ![]() tпер, tр, tц – время переходных процессов; в режиме S5 время переходных процессов состоит из времени пуска (tп) и торможения (tт) – tпер= tп+tт; работы под нагрузкой и цикла, (сек);α, β – коэффициенты ухудшения охлаждения при пуске и паузе. Суммарное количество потерь энергии в обмотках в переходных режимах в каждом цикле: ![]() При полезной мощности P2(ПВ), отличной от номинальной P2Н, суммарные греющие потери: ![]()
где ΔPС – потери в стали, Вт. ![]() Потери энергии при динамическом торможении при условии пренебрежения мощностью затрачиваемой на возбуждение статора от источника постоянного тока, (Чиликин М.Г., 1978) ![]()
Анализ влияния величины нагрузки на число включений АД проведем численным расчетом для взрывозащищенного двигателя B100L4 (номинальная мощность в режиме S1 – 4 кВт, номинальный ток статора I1Н=9,2 А). ![]()
в соответствии с ГОСТ 23111-78: β=0,349; α=0,727. ![]()
на опыте получено Z=335 вкл/час; (расхождение расчета с опытом +2,98%).
В режимах S5 (ПВ=40%, FJ=4,2) рассчитано допустимое число включений в час при условии, ΔAТ.ПР=ΔАпΣ, при легких и тяжелых условиях пуска; при этом время торможения принято tТ.ПР=0,6tп=0,15 с в соответствии с [1]. Результаты расчетов при различных уровнях нагрузки приведены на рис.1; в качестве базовых принято допустимое число включений при номинальной нагрузке для режима S1 при легких условиях пуска (Zн=172 вкл/час – расчетная величина; на опыте получено Zн=188 вкл/час; отклонение ≈-8,5%). Затем были выполнены расчеты числа включений при динамическом торможении; при FJ=4,2; -ΔАТ.ДИН=801 Вт·с; результаты расчетов также приведены на рисунке 1. ![]()
Рисунок 1 – Изменение допустимого числа включений в режиме S5 (ПВ-40%, FJ=4,2) от величины нагрузочного тока двигателя B100L4: ![]()
Рисунок 2 – Изменение допустимого числа включений от величины нагрузочного тока в режимах S4 взрывозащищенных двигателей:
ВыводРасчетно-теоретическим методом можно установить с удовлетворительной для практики точностью допустимое число включений закрытого АД с короткозамкнутым ротором в режимах S5 при различных видах торможения; динамическое торможение по сравнению с торможением противовключением позволяет существенно (в рассмотренном случае на 35-40%) увеличить число включений при любом уровне (не выше номинальной для режима S1) нагрузки на валу.
Список литературы
|