ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОЩНОСТИ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫХ ОБДУВАЕМЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПЕРЕМЕЖАЮЩИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

Бурковский А.Н., Снопик Л.Ф., Макеев В.В.

Полная статья размещена в журнале "Электротехника", № 12, 1977 г., с. 49-51.


<<Назад к библиотеке
           В практике эксплуатации взрывозащищенных асинхронных двигателей возникают задачи определения допустимой из условии нагрева полезной мощности двигателя, спроектированного для продолжительного режима, в режимах, отличных от номинального, в частности в перемежающихся (ПН). В таких случаях задача сводится к сравнению теплового состояния двигателей в номинальном и ПН режимах. Исходя из метода эквивалентных греющих потерь, предложенного Л.Т. Голованом и используемого в [1—3], можно получить простые формулы непосредственного пересчета полезных мощностей в детерминированных режимах.
           Условие эквивалентности тепловых состояний двигателя в режимах S1, S6 и S7 можем записать в виде

формула 24,          (1)

где ΔPΣ(S1) — сумма греющих потерь в двигателе в номинальном режиме S1 (сюда входят потери в меди обмотки статора Pм.н, в алюминии Рал.н в стали Рж, добавочные от нагрузки Рд.н); ΔPΣ(ПН), ΔPΣ(100-ПН) - соответственно суммы греющих потерь в двигателе при работе под нагрузкой в режимах S6, S7 и во время холостого хода (S6) или реверса (S7); t(ПН), t(100-ПН) — отрезки времени цикла работы под нагрузкой и холостого хода (S6) или реверсов (S7) соответственно; tц=t(ПН)+t(100-ПН) — длительность цикла.
           Из формулы (1) получим выражение для допустимой величины суммы потерь в двигателе во времяя работы под нагрузкой в ПН режиме

формула 25,          (2)

           Выразим значение допустимых потерь в двигателе в ПН режиме через номинальные значения ток в режиме S1

формула 26,          (3)

где Iн, IПН, I0 — номинальный ток обмотки статора в режиме S1, токи в ПН режиме под нагрузкой и при холостом ходе.            Приняв допущение, что добавочные потери при нагрузке пропорциональны I2, а не (I—I0)2, из формулы (3) получим выражение для допустимого тока обмотки статора при работе под нагрузкой в ПН режиме

формула 27.          (4)

           При установлении допустимой полезной мощности следует учитывать, что в режимах S6 при малых продолжительностях нагрузки ПН<15% допустимые по нагреву токи являются такими большими, что моменты двигателей становятся близкими к критическим. В таком случае допустимая полезная мощность уже определяется не тепловым состоянием, а характером изменения нагрузки и требуемой перегрузочной способностью для обеспечения устойчивой работы двигателя. Кроме того, при этом необходима проверка на допустимый прогиб вала [4] для обеспечения его усталостной прочности и долговечности подшипников. В некоторых случаях возникает необходимость пересчета полезной мошности с ПН режима на режим с другими параметрами.
           Запишем уравнение эквивалентности теплового состояния двигателя в двух режимах (с индексом 1 — номинальный, с индексом 2 — сравниваемый)

формула 28.          (5)

           Из (5) допустимая сумма потерь во время работы под нагрузкой в сравниваемом режиме

формула 29,          (6)

формула 30.          (7)

           Тогда для допустимого значения тока в сравниваемом режиме можем записать

формула 31.          (8)

           Для выполнения расчетов по полученным зависимостям необходимо определить входящие в них величины. Расчет добавочных потерь при работе под нагрузкой зачастую выполняется с существенными погрешностями, а пренебрегать ими нельзя, так как в режиме S7 нагрев обмотки статора от этих потерь составляет 10—18% номинального превышения температуры. Поэтому представляется целесообразным при пересчетах пользоваться статистическими данными измеренных значений потерь. Измерения на 72 двигателях ВАО и В, ВР, выполненные во ВНИИВЭ и на заводе «Кузбассэлектромотор», показали, что величины добавочных потерь находятся в пределах 0,6—2,5% забираемой мощности Р1.
           Обработка этих данных в пределах каждой полюсности позволила получить средние значения kд.н=(Рд.н1)100%, которыми целесообразно пользоваться при пересчетах. При 2р=2, 4, 6, 8 kд.н=1,86; 1,66; 1,12; 0,96 соответственно.
           Сумма греющих потерь в номинальном режиме S1

формула 32.          (9)

где kмех=(Рмех)100%; Рмех - суммарные механические потери в двигателе; η - КПД двигателя, определяется при Рд.н=0,5%Р1.
           Из-за технологических отклонений при изготовлении узлов взрывозащиты и подшипниковых механические потери в двигателях имеют существенный разброс. Поэтому невозможно получить достаточно точные зависимости для их расчета, особенно на стадии освоения производства двигателей. В таком случае необходимо пользоваться статистическими данными измеренных значений потерь. В табл. 1 приведены математические ожидания kмех для двигателей различных полюсностей, полученные путем обработки результатов испытаний 220 двигателей В, БР (в скобках приведены значения, которые будут иметь место при налаженном производстве двигателей).

Таблица 1

2ph, ммkмех,%
290-2801,88
490-112
132-280
1,8(0,8)
0,98
690-112
132-280
1,38(0,55)
0,91(0,71)
8132-2800,47

           Потери в стали каждого типоразмера также имеют значительный разброс; средние значения относительной величины этих потерь уменьшаются с ростом мощности двигателей.
           Во время х.х. сумма греющих потерь состоит из потерь в стали и потерь в обмотке статора от тока х.х. Ток х.х. с достаточной точностью определяется по формуле [5]

формула 33.          (10)

где kм - кратность максимального момента.
           потери в обмотках в режиме S7 можно рассчитать в соответствии с [6]. Наиболее точно они определяются осциллографмрованием.
           Для учета разброса потерь в двигателе, колебаний температуры обмотки выше среднего значения, а также погрешности данной методики расчета наобходимо результаты, полученные по формулам (4) и (8), уменьшить в режимах S6 на 15% при ПН<25% и на 10% при ПН>40%; в режимах S7 - на 15%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.П., Сабинин Ю.А. Основы электропривода. М., госэнергоиздат, 1963.
2. Суйский П.А., Будников В.В. Определение допустимого числа включений (пусков) в час асинхронных короткозамкнутых двигателей. - "Вестник электропромышленности", 1959, № 2.
3. Основы автоматизированного электропривода. М. "Энергия", 1974. Авт.: М.Г. Чиликин, Н.М. Соколов, В.М. Терехов, А.В. Шинянский
4. Шлыгин В.В. Прочностные и размерные расчеты электрических машин. М.-Л., Госэнергоиздат, 1963.
5. Сыромятников И.А. Режимы работы асинхронных двигателей. М., "Энергия", 1963.
6. Петров И.И., Мейстель А.М. Специальные режимы работы асинхронного электропривода. М., "Энергия", 1968.



<<Назад к библиотеке