ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОЩНОСТИ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫХ ОБДУВАЕМЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПЕРЕМЕЖАЮЩИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
Бурковский А.Н., Снопик Л.Ф., Макеев В.В. Полная статья размещена в журнале "Электротехника", № 12, 1977 г., с. 49-51. |
В практике эксплуатации взрывозащищенных асинхронных двигателей возникают задачи определения допустимой из условии нагрева полезной мощности двигателя, спроектированного для продолжительного режима, в режимах, отличных от номинального, в частности в перемежающихся (ПН). В таких случаях задача сводится к сравнению теплового состояния двигателей в номинальном и ПН режимах. Исходя из метода эквивалентных греющих потерь, предложенного Л.Т. Голованом и используемого в [1—3], можно получить простые формулы непосредственного пересчета полезных мощностей в детерминированных режимах. Условие эквивалентности тепловых состояний двигателя в режимах S1, S6 и S7 можем записать в виде
где ΔPΣ(S1) — сумма греющих потерь в двигателе в номинальном режиме S1 (сюда входят потери в меди обмотки статора Pм.н, в алюминии Рал.н в стали Рж, добавочные от нагрузки Рд.н); ΔPΣ(ПН), ΔPΣ(100-ПН) - соответственно суммы греющих потерь в двигателе при работе под нагрузкой в режимах S6, S7 и во время холостого хода (S6) или реверса (S7); t(ПН), t(100-ПН) — отрезки времени цикла работы под нагрузкой и холостого хода (S6) или реверсов (S7) соответственно; tц=t(ПН)+t(100-ПН) — длительность цикла. Выразим значение допустимых потерь в двигателе в ПН режиме через номинальные значения ток в режиме S1 где Iн, IПН, I0 — номинальный ток обмотки статора в режиме S1, токи в ПН режиме под нагрузкой и при холостом ходе. Приняв допущение, что добавочные потери при нагрузке пропорциональны I2, а не (I—I0)2, из формулы (3) получим выражение для допустимого тока обмотки статора при работе под нагрузкой в ПН режиме
При установлении допустимой полезной мощности следует учитывать, что в режимах S6 при малых продолжительностях нагрузки ПН<15% допустимые по нагреву токи являются такими большими, что моменты двигателей становятся близкими к критическим. В таком случае допустимая полезная мощность уже определяется не тепловым состоянием, а характером изменения нагрузки и требуемой перегрузочной способностью для обеспечения устойчивой работы двигателя. Кроме того, при этом необходима проверка на допустимый прогиб вала [4] для обеспечения его усталостной прочности и долговечности подшипников. В некоторых случаях возникает необходимость пересчета полезной мошности с ПН режима на режим с другими параметрами. Из (5) допустимая сумма потерь во время работы под нагрузкой в сравниваемом режиме
Тогда для допустимого значения тока в сравниваемом режиме можем записать
Для выполнения расчетов по полученным зависимостям необходимо определить входящие в них величины. Расчет добавочных потерь при работе под нагрузкой зачастую выполняется с существенными погрешностями, а пренебрегать ими нельзя, так как в режиме S7 нагрев обмотки статора от этих потерь составляет 10—18% номинального превышения температуры. Поэтому представляется целесообразным при пересчетах пользоваться статистическими данными измеренных значений потерь. Измерения на 72 двигателях ВАО и В, ВР, выполненные во ВНИИВЭ и на заводе «Кузбассэлектромотор», показали, что величины добавочных потерь находятся в пределах 0,6—2,5% забираемой мощности Р1.
где kмех=(Рмех/Р2н)100%; Рмех - суммарные механические потери в двигателе; η - КПД двигателя, определяется при Рд.н=0,5%Р1.
Потери в стали каждого типоразмера также имеют значительный разброс; средние значения относительной величины этих потерь уменьшаются с ростом мощности двигателей.
где kм - кратность максимального момента. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.П., Сабинин Ю.А. Основы электропривода. М., госэнергоиздат, 1963. |