РАСЧЕТ ПОЛЕЗНОЙ МОЩНОСТИ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ В, ВР В ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
Электротехническая промышленность.Электрические машины. - 1978. - №3(85). - С. 8 - 10А. Н. БУРКОВСК.ИИ. Л. Ф. СНОПИК
Источник: http://masters.donntu.ru/2005/eltf/kustovaya/library/st2.htm
, (1)
где ΔPΣ(S1) —эквивалентные суммы греющих потерь в обмотке статора в режиме S1.
AП—эквивалентное количество тепла, выделяющееся в обмотках статора, ротора и в стали за время переходных процессов в цикле;
α,β —
коэффициенты ухудшения охлаждения обмотки статора во время переходного процесса и паузы; tп,tр,tо— продолжительности пуска, работы и паузы.Анализ данных расчетов двигателей серии В, ВР по эквивалентным потерям и по суммам потерь [1] показал, что с незначительным увеличением погрешности расчеты можно производить и по сумме греющих потерь. За сумму основных греющих потерь во время работы двигателя под нагрузкой принимаются потерн в меди обмотки статора Рм, в алюминии Рал, в стали Рж и добавочных от нагрузки Рдн; во время переходного процесса— потери в обмотках статора и ротора и в стали.
Из (1) определяют максимально допустимую величину суммы греющих потерь в двигателе в ПК режимах:
а) в режимах
S3, (2)б) в режимах
S4, S5, (3)
АП — суммарное количество тепла в обмотках статора и ротора и в стали за время переходных процессов в цикле.
Значения допустимой суммы греющих потерь в ПК режиме выражают через номинальные значения тока для продолжительного режима:
, (4)
где
IH, IПВ, I0 - номинальный ток в режиме S1, токи в ПК режимах и при холостом ходе.. (5)
В некоторых случаях (в двигателях с относительно большими вращающимися массами) пусковые потери в режимах S3 могут оказывать значимое влияние на нагрев обмотки статора. Для оценки этого влияния в таких случаях расчет ΔPΣ(ПП) в режиме S3 производится по (2) и (3). Если результат, полученный по (2), превышает па 3—5% или более результат, полученный по (3), то дальнейший расчет производится по данным (3). При установлении допустимой полезной мощности следует также учитывать, что в режимах 53 при малых продолжительно-стях включения ПВ<15% допустимые по нагреву токи являются такими большими, что моменты двигателей становятся близкими к критическим. В таком случае допустимая полезная мощность уже определяйся не тепловым состоянием, а характером изменения нагрузки и требуемо” перегрузочной способно- стью для обспечепия устойчивой работы двигателя. Кроме того, при этом необходима еще проверка на допустимый прогиб вала для обеспечения его усталостной прочности.
Для выполнения расчетов по полученным зависимостям необходимо определить входящие в них величины. Коэффициенты ухудшения охлаждения обмотки статора во время переходного процесса
α и β при паузе определялись в результате проведения расчетов по методике [3] в соответствии с зависимостями [2]:; ,
где θ1ДЛ , θ1П , θ1СТ - соответственно превышения температуры обмотки статора в продолжительном и переходном режимах и при паузе при условии одинаковых потерь в двигателе в двигателе в каждом из этих режимов.
Зависимость между коэффициентами α и β, аналогично [2], имеет вид
:. (6)
Расчет добавочных потерь при нагрузке зачастую выполняется с существенными погрешностями, которыми нельзя пренебрегать, так как в режиме
S1 нагрев обмотки статора от этих потерь составляет 10—18% от номинального превышения температуры. Поэтому целесообразно при пересчетах пользоваться статистическими данными измеренных значений потерь. Измерения на 72 двигателях ВАО и В, ВР, выполненные во ВНИИВЭ и на заводе “Кузбассэлектромотор”, показали, что величины добавочных потерь находятся в пределах 0,6—2,5% от забираемой мощности. Обработка этих данных в пределах каждой полюсности позволила получить средние значения добавочных потерь в процентах от забираемой мощности, которыми целесообразно пользоваться при пересчетах: при 2р = 2, 4, 6, 8 соответственно KДН=1,86; 1,66; 1,12; 0,96%. Сумму греющих потерь в номинальном режиме S1 можно определить из зависимости:, (7)
где
. (8)
Потери в стали определяются по [4]. Точный расчет потерь в переходных режимах весьма затруднителен. При пусках с достаточной точностью потери в обмотках можно определить численным интегрированием уравнения для потерь в роторе, исходящего из уравнения движения двигателя [3, 5], потери в обмотке статора определяются через потери в обмотке ротора, умноженные на соотношение сопротивлений обмоток; при этом в некоторых случаях необходимо учитывать и потери от электромагнитного переходного процесса [6] при повышенных требованиях к точности расчета. Потери в режимах S5 можно рассчитать в соответствии с [7], наиболее точно — осциллографированнем. С целью учета разброса потерь в двигателе, колебании температуры обмотки выше среднего значения, а также погрешности данной методики расчета необходимо результаты, полученные по (5), уменьшить: в режимах S3—на 15% при всех значениях ПВ; в режимах S4— на 15% при ПВ <15% и на 10% при ПВ>25%.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бурковский А. Н., Снопик Л. Ф., Макеев В. В. Определение допустимой из условий нагрева полезной мощности взрывсзащнщенных асинхронных двигателей серии В, ВР в повторно-кратковременных режимах работы.— “Взрывозащыценное электрооборудование”. Сб. науч. тр. ВНИИВЭ, вып. 14, 1977.2.
Суйский П. Л., Будяиков В. В. Определение допустимого числа включений (пусков) в час асинхронных ко-роткозамкиутых двигателей.— “Вестник электропромышленности”, 1959, № 2.3.
Бурковский А. Н., Паращенко Т. О., Радионенко Г. Я. Вопросы тепловых расчетов взрывонепроницаемых асинхронных двигателей в различных режимах работы,-“Взрывозащищенное электрооборудование”. Сб. науч. Тр. ВНИИВЭ, вып. 12, 1976.4
. Бурковский А. Н., Снопик Л. Ф., Макеев В. В. Определение полезной мощности взрывозащищенных обдуваемых асинхронных двигателей в перемежающихся режимах работы.- “Электротехник”. 1977, №12.5. Чиликин М. Г., Соколов Н. М., Терехов В.М., Шинянский А. В. Основы автомотизированного электропривода.-“Энергия”, 1974.
6. Соколов М. М., Масандилов Л. Б., Кочаряв В. Г. Учет электромагнитных переходных процессов в асинхронном приводе при расчетах потерь в обмотках двигателя.- “Электротехник”, 1975, №8.
7. Копылов И. П., Мамедов Ф. А., Резниченко В. Ю. Исследование потерь в асинхронном двигателе при торможении притивовключением.– “Электротехник”,1972, №8.