Сборник научных трудов 5-й международной научно-технической конференции аспирантов и студентов "Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых", Донецк, 2005 г.
Применение фаззи регулятора в управлении электромеханическими системами с переменным моментом инерции
Пивоваров А. А., студент; Коротков А.В., ассистент (ДонНТУ, г.Донецк, Украина)
Объектом исследования в данной работе является электромеханическая система с переменным моментом инерции. Предмет исследования – система управления электромеханическим объектом с применением нечеткой (фаззи) логики. Цель исследования – анализ возможности ликвидации негативных явлений при управлении электромеханическими объектами методами фаззи логики.
Существует ряд механизмов, а именно: роботы, многозвенные манипуляторы, движущие органы подводных аппаратов – в которых, момент инерции (и, следовательно, электромеханическая постоянная TM) на валу электродвигателя непрограммируемо изменяется при работе по заданному технологическому процессу. Использование классических систем управления в таком случае может привести к потере устойчивости системы и как следствие этого – к выходу из строя уникального оборудования. Вернуть систему в устойчивое состояние при изменении TM в объекте регулирования, можно при помощи адаптивной системы управления или системы с параллельной фаззи коррекцией.
Часто при проектировании систем управления динамическими объектами оказывается целесообразным объединить достоинства традиционных регуляторов и регуляторов на основе фаззи логики. В этом случае применяется так называемая параллельная фаззи коррекция, когда одновременно работают классический и фаззи регуляторы. При этом фаззи регулятор корректирует сигнал управления, который стремится вывести объект управления в нормальный режим работы.
Рассмотрим систему подчиненного регулирования скорости (СПРС) электропривода постоянного тока (рис. 1), где пунктиром показана параллельная фаззи коррекция. На рисунке 1 приняты следующие обозначения: ДПТ – двигатель постоянного тока, ТП – тиристорный преобразователь, ПИ-РТ – пропорционально-интегральный регулятор тока, П-РС – пропорциональный регулятор скорости, UЗС - - сигнал задания скорости, UЗТ - сигнал задания тока якоря, - угловая скорость вала двигателя, IЯ - ток якоря двигателя.
На рис. 2а изображены переходные процессы тока якорной цепи и скорости в данной СПРС в случае уменьшения TM в 5 раз в момент времени t=1c . Из переходных процессов видно, что после уменьшения TM система теряет устойчивость.
Рисунок 1 – СПРС с параллельной фаззи коррекцией
Рисунок 2 – Переходные процессы в СПРС, а) при TM=TMН/5, б) c параллельной фаззи коррекцией, при TM=TMН/5
Однако знакопеременные колебания в токе якоря с амплитудой 1.6IНОМ возникают не сразу после уменьшения TM, поскольку замкнутая СПРС стремится поддерживать регулируемую координату на заданном уровне, но ей это не удается.
Для анализа устойчивости системы построим логарифмические амплитудно-частотную (ЛАЧХ) и фазово-частотную (ЛФЧХ) характеристики рассматриваемой системы для двух случаев TM=TMН и TM=TMН/5 (рис. 3). Из этих характеристик видно, что для случая TM=TMН/5 происходит увеличение коэффициента усиления контура скорости, так как ЛАЧХ при TM=TMН/5 проходит выше чем ЛАЧХ при TM=TMН , имеет большую частоту среза . Если опустить перпендикуляр из точки на ЛФЧХ, то видно что ЛФЧХ находится ниже граничной линии , что свидетельствует о неустойчивости СПРС при уменьшенном значении TM. При TM=TMН ЛФЧХ системы при частоте среза не пересекает линию (), и имеет запас устойчивости по фазе около .
Рисунок 3 – ЛАЧХ и ЛФЧХ СПРС при различных значениях TM
Параллельная фаззи коррекция в рассматриваемой нами системе осуществляется с помощью фаззи-регулятора, имеющего один вход (напряжение пропорциональное ошибке по скорости) и выход (сигнал коррекции задания на ток якоря). Связь выхода с входом фаззи-регулятора осуществляется с помощью логических правил.
Переходные процессы в СПРС с параллельной фаззи-коррекцией (рис. 2 б) показывают, что фаззи-регулятор не вносит искажений в работу системы при настроечных (оптимальных) параметрах и возвращает систему в устойчивое состояние при уменьшении момента инерции, то есть делает систему нечувствительной к непрограммируемому изменению момента инерции.
Однако при этом были выявлены следующие недостатки:
Перечень ссылок