ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ДОННТУ    СТРАНИЦА МАГИСТРОВ ДОННТУ    ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА ДОННТУ   

АВТОРЕФЕРАТ    ССЫЛКИ    АВТОБИОГРАФИЯ     БИБЛИОТЕКА    РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКА    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ   

Кнорозов Б.В., Усова Л.Ф., Третьяков А.В. и др. Технология металлов и материаловедение. М.: Металлургия, 1987, 800 с. / стр. 232 – 235 / стр. 242 - 245

4. Основные виды коррозии

     Коррозия металлического изделия всегда начинается с его поверхности на границе металл — коррозионная (внешняя) среда, постепенно распространяясь в глубь металла (иногда до сквозного разрушения). Коррозию подразделяют по условиям протекания и по характеру разрушения.
     Виды коррозии по условиям протекания. Наиболее типичные виды коррозии по ГОСТ 5272—68 приведены ниже:
1. Атмосферная коррозия — в атмосфере воздуха.
2. Подземная коррозия в почвах и грунтах.
3. Блуждающим током — электрохимическая под воздействием тока от внешнего источника.
4. Контактная коррозия — электрохимическая, вызванная контактом металлов с разными потенциалами.
5. Биокоррозия (микробиологическая) — под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов.
6. Коррозия при полном погружении — коррозия металла, полностью погруженного в жидкую коррозионную среду.
7. Коррозия при неполном погружении — коррозия металла, частично погруженного в жидкую коррозионную среду.
8. Щелевая коррозия — усиление коррозии в щелях и зазорах между двумя металлами и с коррозионно-инертным неметаллическим материалом.
9.Коррозионное растрескивание — коррозия металла при одновременном воздействии коррозионной среды и напряжений растяжения с образованием трещин.
10. Газовая коррозия — химическая коррозия металла в газах при высоких температурах.
11. Морская коррозия — коррозия металла в морской среде, под которой понимается совокупность физических условий — от насыщенного мельчайшей водяной пылью морского воздуха до ила на океанском дне.

     Виды 1 – 4 и 11 относятся к электрохимической коррозии, биокоррозия 5 имеет преимущественно электрохимическую природу. Как правило, коррозия видов 6 – 9 практически электрохимическая, но может быть и химической. Горячая газовая коррозия — типичный случай химической коррозии.      Атмосферная коррозия. Атмосферной коррозии подвергается около 80 % всего используемого металла, потери от нее составляют около 50 % всех коррозионных потерь. В зависимости от степени увлажнения поверхности металла различают три вида атмосферной коррозии: сухую, влажную и мокрую (рис. 144).

График 1
Рис. 144. Виды атмосферной коррозии:
I — сухая; II — влажная; III — мокрая; IV — с полным погружением в электролит

     Сухая коррозия протекает при отсутствии или при наличии тончайших пленок влаги, толщиной примерно до 10 нм, и имеет химическую природу. На поверхности металла образуются тончайшие пленки оксидов, иногда сернистых соединений и т. п. Поверхность металла тускнеет (что важно для некоторых приборов), но заметного коррозионного разрушения конструкционного металла не происходит.
     Влажная коррозия — электрохимический процесс, протекающий при наличии на поверхности металла тончайшей, невидимой невооруженным глазом пленки атмосферной влаги толщиной примерно от 10 нм до 1 мкм.
     Мокрая коррозия происходит при наличии на поверхности пленки влаги толщиной от 1 мкм до 1 мм видимой глазом и приближается по механизму к электрохимической коррозии при полном погружении металла в электролит.
При высыхании пленки влаги коррозия мокрая может переходить во влажную, при утолщении пленки коррозия сухая — во влажную и т. п. Природа (механизм) атмосферной коррозии зависит не только от толщины пленки влаги, но и от содержания в ней растворенных солей, газов, наличия продуктов коррозии на поверхности изделия и других факторов.
     Наиболее интенсивную коррозию вызывают тончайшие невидимые пленки влаги толщиной примерно 1 мкм (рис. 144). Эти пленки, в особенности, образовавшиеся при конденсации атмосферной влаги, содержат большое количество растворенного кислорода, солей и являются сильнодействующими растворами электролитов. Уменьшение скорости коррозии с утолщением пленки влаги более 1 мм связано главным образом с затруднением диффузии кислорода через увеличивающийся слой влаги.
     Влажная и мокрая атмосферная коррозия — это электрохимические процессы, имеющие специфические особенности, что отличает их от коррозии с полным погружением в электролит.
     Атмосферная коррозия протекает преимущественно с кислородной деполяризацией, и, следовательно, интенсивность коррозии зависит от количества кислорода, поступающего с корродирующей поверхности. Тонкие пленки атмосферной влаги опасны потому, что хорошо насыщены кислородом.
     Продукты атмосферной коррозии — ржавчина и др. — обычно удерживаются на поверхности изделия, усиливая коррозионное разрушение металла. Ржавчина при атмосферной коррозии способствует конденсации влаги из воздуха при относительной влажности Н < 100 %; удерживает влагу, увеличивая продолжительность увлажнения; может привести к образованию коррозионных элементов (пар) ржавчина — сталь, усиливающих коррозионное разрушение (рис. 145).

Рисунок 1
Рис. 145. Коррозионная пара; ржавчина — сталь

     Основными факторами коррозионной агрессивности атмосферы являются: увлажнение поверхности изделия; загрязнение воздуха коррозионно-активными агентами; сернистым газом, аммиаком, хлоридами и др.
Увлажнение поверхности изделия происходит при образовании фазовой или адсорбционной пленок атмосферной влаги.
     Фазовая пленка образуется при увлажнении поверхности атмосферными осадками: жидкими (дождь, изморось), смешанными (дождь со снегом или градом), а также росой.
     Адсорбционная пленка образуется в отсутствии атмосферных осадков и росы при относительной влажности воздуха Н < 100 %. Причинами образования адсорбционных пленок являются адсорбционная и химическая конденсация.
     Выпадение росы в основном вызвано суточными изменениями температуры. Следует отметить, что перепады температур, вызывающих конденсацию атмосферной влаги, очень невелики. Конденсация атмосферной влаги происходит и при условии, когда температура воздуха становится выше температуры металлических изделий («эффект холодной стенки»). Необходимо также учитывать, что конденсация атмосферной влаги зависит и от других условий (состояния поверхности изделия, чистоты воздуха и т. п.). Так, нередко происходит капиллярная конденсация. На поверхности корродирующего металла возможными центрами капиллярной конденсации являются узкие зазоры, микро щели, частицы пыли, поры в продуктах коррозии и т. п. (рис. 146).
     Все конструкционные стали имеют примерно одинаковую невысокую коррозионную стойкость и нуждаются в защите от коррозии. Исключением являются коррозионно-стойкие (нержавеющие) стали. Незначительные добавки меди (0,3—0,8 %) заметно повышают коррозионную стойкость углеродистых сталей в атмосфере. При этом содержании медь находится в виде твердого раствора. Медь либо выделяется на поверхности стали, и образует оксиды, которые, взаимодействуя с оксидами железа, создают плотный защитный слой; либо выделяющаяся медь при некоторых условиях атмосферной коррозии способствует пассивированию железа на медно содержащих сталях, затрудняет конденсацию влаги.

Глава X. ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ

     Для борьбы с коррозией применяют различные способы, учитывающие особенности не только самого металла, но и условия эксплуатации. Поэтому нет какой-либо единой системы выбора и применения мер защиты от коррозии. Все используемые в практике меры можно классифицировать по характеру их воздействия на три основных фактора, в совокупности определяющих протекание коррозионного процесса — металл, коррозионную среду и особенности конструкции изделия.

1. Защита покрытиями

     Металлические покрытия используют в технике для защиты от коррозии разнообразных изделий, деталей машин, приборов, водопроводных труб и т. д. Выбор защитных покрытий определяется условиями эксплуатации. Наибольшее распространение получили металлические покрытия цинком, кадмием, хромом, никелем, алюминием, медью, оловом, латунью и др.
Широко применяют в промышленности металлические защитные покрытия, получаемые электролитическим методом, а также методом погружения в ванну с расплавленным металлом, металлизацию напылением, плакирование и др.
Металлические покрытия не только защищают от коррозии, но и придают их поверхности ряд цепных физико-механических свойств: твердость, износостойкость, Электропроводность, обеспечивают изделиям декоративную отделку.
По способу защитного действия металлические покрытия делят на катодные и анодные.
     Катодные покрытия имеют более положительный, а анодные более электроотрицательный электродные потенциалы по сравнению с потенциалом металла, на который они нанесены. Так, медь, никель, серебро, золото, осажденные на сталь, являются катодными покрытиями, а цинк и кадмий по отношению к этой же стали — анодными.
     В обычных условиях катодные покрытия защищают металл изделия механически, изолируя его от окружающей среды. Основное требование к катодным покрытиям — беспористость. В противном случае при погружении изделия в электролит или при конденсации на его поверхности тонкой пленки влаги обнаженные (в порах или трещинах) участки основного металла становятся анодами, а поверхность покрытия — катодом. В местах несплошностей начнется коррозия основного металла, которая может распространяться под покрытие.
     Анодные покрытия защищают металл изделия не только механически, но и электрохимически. В образовавшемся гальваническом элементе металл покрытия становится анодом и подвергается коррозии, а обнаженные (в порах) участки основного металла выполняют роль катодов и не разрушаются, пока сохраняется электрический контакт покрытия с защищаемым металлом и через систему проходит достаточный ток. Поэтому степень пористости анодных покрытий в отличие от катодных не играет существенной роли.
     Цинковые покрытия надежно защищают стальные изделия в условиях атмосферной коррозии, а также изделия, соприкасающиеся с пресной водой. Из всех применяемых в промышленности металлических покрытий доля цинковых покрытий составляет более 60 %. Цинкованию подвергают листы кровельного железа, трубы, детали станков и т. д.
     Кадмиевые покрытия используют для защиты черных и цветных металлов в условиях морского климата или при воздействии жидкой среды, содержащей хлориды.
     Никелевые покрытия применяют для защиты изделий от коррозии и для декоративной отделки в машиностроении, приборостроении, медицинской, электронной промышленности, при изготовлении предметов бытового потребления. Никелевые покрытия весьма стойки в атмосфере, растворах щелочей и некоторых органических кислот, что обусловлено сильно выраженной способностью никеля к пассивации в этих средах.
     Хромовые покрытия характеризуются высокой твердостью, имеют красивый внешний вид. Их используют в качестве защитно-декоративных, износостойких покрытий, а также для восстановления изношенных деталей машин и механизмов.
     Оловянные покрытия применяют главным образом для защиты от коррозии в растворах органических кислот и солей, содержащихся в пищевых продуктах, а также от атмосферной коррозии в приборостроении, где наряду с защитными свойствами необходимо обеспечить паяемость изделия.
Коррозионную стойкость металлов и сплавов можно повысить путем создания на их поверхности оксидных пленок. В технике широко применяется оксидирование стальных изделий, алюминия и его сплавов, магния и его сплавов, титана и его сплавов. Образующиеся на поверхности металлов оксидные пленки весьма прочно с ними связаны, часто беспористы и заметно повышают их коррозионную стойкость
     Широкое применение для повышения коррозионной стойкости изделий из стали, а также из цветных металлов и сплавов, нашел процесс фосфатирования. За 30—60 мин обработки металлических изделий получается довольно толстое, коррозионно-стойкое фосфатное покрытие, к тому же хорошо пропитывающееся маслами, смолами, красками.
     Из неметаллических покрытий наибольшее применение находят лакокрасочные. В настоящее время до 80 % всех защитных и декоративных покрытий, применяемых в мире, являются лакокрасочными.
     Лакокрасочные покрытия служат барьером, препятствующим диффузии и ограничивающим доступ агрессивней среды к защищаемой поверхности. Эти покрытия имеют ряд преимуществ перед другими видами покрытий (простота нанесения; возможность подновления и ремонта непосредственно на месте эксплуатации; возможность сочетания с другими методами защиты; более низкая стоимость по сравнению с другими видами защитных покрытий).
     Ассортимент лаков и красок в настоящее время насчитывает более 1000 наименований.
     К лакокрасочным материалам относятся олифы, краски, эмали, грунты, шпатлевки. Лаки представляют собой растворы пленкообразующих веществ (синтетических или природных) в легколетучих органических растворителях. Масляные краски получают введением в олифы красящих пигментов. Эмали или эмалевые краски готовят введением в состав лаков красящих пигментов.
     Наиболее распространенными лакокрасочными материалами для покровных слоев являются алкидная, алкидно-мочевидная, перхлорвиниловая эмали и др. Эластичность пленок достигается путем введения специальных веществ — пластификаторов (например, касторового масла, дибутилфтолата, трикрезилфосфата). Для ускорения высыхания используют сиккативы (соли жирных кислот кобальта, марганца и др.).
     Для получения химически стойких лакокрасочных покрытий применяют эпоксидные, полихлорвиниловые, фенолформальдегидные, фуриловые и другие смолы.
     В качестве термостойких применяют лакокрасочные покрытия на основе кремнийорганических смол, которые выдерживают нагрев до 250—300 °С.
     Процесс нанесения покрытий состоит из нескольких стадий: подготовки поверхности к покрытию; нанесения грунта, который необходим для создания прочного сцепления с основой и придания покрытию антикоррозионных свойств, а также для выравнивания поверхности; нанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного покрытия.
     После нанесения покрытия проводят холодную или горячую сушку.
     К основным недостаткам лакокрасочных покрытий следует отнести их ограниченную паро-, газо- и водопроницаемость и недостаточную термостойкость.
     Весьма эффективным методом защиты от воздействия окружающей среды являются пленки из полимерных смол. Применяемые      для этой цели полимеры весьма разнообразны, (полиэтилен, полибутилен, полистирол, фторопласты и др.). Полимерные пленки, могут иметь толщину в несколько миллиметров.
В химической промышленности широко используют как средство защиты от коррозии различных аппаратов, емкостей, трубопроводов, покрытие резиной, (гуммирование): или эбонитом.
     Для защиты подземных трубопроводов применяют покрытия на основе битумных мастик, каменноугольных пеков (смол), полимерных материалов.
     Большое внимание уделяется покрытиям, которые эффективно защищают металлы и сплавы от высокотемпературной коррозии      в агрессивных средах. В качестве таких покрытий используют металлы и неметаллы (кремний, бор), оксиды, силикаты, эмали, ситаллы, керметы.


ВВЕРХ


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ДОННТУ    СТРАНИЦА МАГИСТРОВ ДОННТУ    ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА ДОННТУ   

АВТОРЕФЕРАТ    ССЫЛКИ    АВТОБИОГРАФИЯ     БИБЛИОТЕКА    РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКА    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ