Коррозия металлического изделия всегда начинается с его поверхности на границе металл — коррозионная (внешняя)
среда, постепенно распространяясь в глубь металла (иногда до сквозного разрушения).
Коррозию подразделяют по условиям протекания и по характеру разрушения.
Виды 1 – 4 и 11 относятся к электрохимической коррозии, биокоррозия 5 имеет преимущественно электрохимическую
природу. Как правило, коррозия видов 6 – 9 практически электрохимическая, но может быть и химической. Горячая
газовая коррозия — типичный случай химической коррозии.
Атмосферная коррозия. Атмосферной коррозии подвергается около 80 % всего используемого металла,
потери от нее составляют около 50 % всех коррозионных потерь.
В зависимости от степени увлажнения поверхности металла различают три вида атмосферной коррозии: сухую, влажную
и мокрую (рис. 144).
Сухая коррозия протекает при отсутствии или при наличии тончайших пленок влаги, толщиной примерно до 10 нм, и имеет
химическую природу. На поверхности металла образуются тончайшие пленки оксидов, иногда сернистых соединений и т. п.
Поверхность металла тускнеет (что важно для некоторых приборов), но заметного коррозионного разрушения
конструкционного металла не происходит. Основными факторами коррозионной агрессивности атмосферы являются: увлажнение поверхности изделия; загрязнение воздуха
коррозионно-активными агентами; сернистым газом, аммиаком, хлоридами и др.
Виды коррозии по условиям протекания. Наиболее типичные виды коррозии по ГОСТ 5272—68 приведены ниже:
1. Атмосферная коррозия — в атмосфере воздуха.
2. Подземная коррозия в почвах и грунтах.
3. Блуждающим током — электрохимическая под воздействием тока от внешнего источника.
4. Контактная коррозия — электрохимическая, вызванная контактом металлов с разными потенциалами.
5. Биокоррозия (микробиологическая) — под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов.
6. Коррозия при полном погружении — коррозия металла,
полностью погруженного в жидкую коррозионную среду.
7. Коррозия при неполном погружении — коррозия металла,
частично погруженного в жидкую коррозионную среду.
8. Щелевая коррозия — усиление коррозии в щелях и зазорах между двумя металлами и с коррозионно-инертным неметаллическим материалом.
9.Коррозионное растрескивание — коррозия металла при одновременном воздействии коррозионной среды и напряжений
растяжения с образованием трещин.
10. Газовая коррозия — химическая коррозия металла в газах при высоких температурах.
11. Морская коррозия — коррозия металла в морской среде,
под которой понимается совокупность физических условий — от
насыщенного мельчайшей водяной пылью морского воздуха до ила
на океанском дне.
Рис. 144. Виды атмосферной коррозии:
I — сухая; II — влажная; III — мокрая; IV — с полным погружением в
электролит
Влажная коррозия — электрохимический процесс, протекающий при наличии на поверхности металла тончайшей,
невидимой невооруженным глазом пленки атмосферной влаги толщиной примерно от 10 нм до 1 мкм.
Мокрая коррозия происходит при наличии на поверхности пленки влаги толщиной от 1 мкм до 1 мм видимой
глазом и приближается по механизму к электрохимической коррозии при полном погружении металла в электролит.
При высыхании пленки влаги коррозия мокрая может переходить во влажную, при утолщении пленки коррозия сухая — во
влажную и т. п. Природа (механизм) атмосферной коррозии зависит не только от толщины пленки влаги, но и от
содержания в ней растворенных солей, газов, наличия продуктов коррозии на поверхности изделия и других факторов.
Наиболее интенсивную коррозию вызывают тончайшие невидимые пленки влаги толщиной примерно 1 мкм (рис. 144).
Эти пленки, в особенности, образовавшиеся при конденсации атмосферной влаги, содержат большое количество
растворенного кислорода, солей и являются сильнодействующими растворами электролитов. Уменьшение скорости
коррозии с утолщением пленки влаги более 1 мм связано главным образом с затруднением диффузии кислорода через
увеличивающийся слой влаги.
Влажная и мокрая атмосферная коррозия — это электрохимические процессы, имеющие специфические особенности, что
отличает их от коррозии с полным погружением в электролит.
Атмосферная коррозия протекает преимущественно с кислородной деполяризацией, и, следовательно, интенсивность
коррозии зависит от количества кислорода, поступающего с корродирующей поверхности. Тонкие пленки атмосферной
влаги опасны потому, что хорошо насыщены кислородом.
Продукты атмосферной коррозии — ржавчина и др. — обычно удерживаются на поверхности изделия, усиливая коррозионное
разрушение металла. Ржавчина при атмосферной коррозии способствует конденсации влаги из воздуха при относительной
влажности Н < 100 %; удерживает влагу, увеличивая продолжительность увлажнения; может привести к образованию
коррозионных элементов (пар) ржавчина — сталь, усиливающих коррозионное разрушение (рис. 145).
Рис. 145. Коррозионная пара; ржавчина — сталь
Увлажнение поверхности изделия происходит при образовании фазовой или адсорбционной пленок атмосферной влаги.
Фазовая пленка образуется при увлажнении поверхности атмосферными осадками: жидкими (дождь, изморось), смешанными
(дождь со снегом или градом), а также росой.
Адсорбционная пленка образуется в отсутствии атмосферных осадков и росы при относительной влажности
воздуха Н < 100 %. Причинами образования адсорбционных пленок являются адсорбционная и химическая конденсация.
Выпадение росы в основном вызвано суточными изменениями температуры. Следует отметить, что перепады температур,
вызывающих конденсацию атмосферной влаги, очень невелики. Конденсация атмосферной влаги происходит и при условии,
когда температура воздуха становится выше температуры металлических изделий («эффект холодной стенки»). Необходимо
также учитывать, что конденсация атмосферной влаги зависит и от других условий (состояния поверхности изделия,
чистоты воздуха и т. п.). Так, нередко происходит капиллярная конденсация. На поверхности корродирующего металла
возможными центрами капиллярной конденсации являются узкие зазоры, микро щели, частицы пыли, поры в продуктах
коррозии и т. п. (рис. 146).
Все конструкционные стали имеют примерно одинаковую невысокую коррозионную стойкость и нуждаются в защите от
коррозии. Исключением являются коррозионно-стойкие (нержавеющие) стали. Незначительные добавки меди (0,3—0,8 %)
заметно повышают коррозионную стойкость углеродистых сталей в атмосфере. При этом содержании медь находится в виде
твердого раствора. Медь либо выделяется на поверхности стали, и образует оксиды, которые, взаимодействуя с оксидами
железа, создают плотный защитный слой; либо выделяющаяся медь при некоторых условиях атмосферной коррозии
способствует пассивированию железа на медно содержащих сталях, затрудняет конденсацию влаги.
Глава X. ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ
Для борьбы с коррозией применяют различные способы, учитывающие особенности не только самого металла, но и условия эксплуатации. Поэтому нет какой-либо единой системы выбора и применения мер защиты от коррозии. Все используемые в практике меры можно классифицировать по характеру их воздействия на три основных фактора, в совокупности определяющих протекание коррозионного процесса — металл, коррозионную среду и особенности конструкции изделия.
Металлические покрытия используют в технике для защиты от коррозии разнообразных изделий, деталей машин, приборов,
водопроводных труб и т. д. Выбор защитных покрытий определяется условиями эксплуатации. Наибольшее распространение
получили металлические покрытия цинком, кадмием, хромом, никелем, алюминием, медью, оловом, латунью и др.
Широко применяют в промышленности металлические защитные покрытия, получаемые электролитическим методом, а также
методом погружения в ванну с расплавленным металлом, металлизацию напылением, плакирование и др.
Металлические покрытия не только защищают от коррозии, но и придают их поверхности ряд цепных физико-механических
свойств: твердость, износостойкость, Электропроводность, обеспечивают изделиям декоративную отделку.
По способу защитного действия металлические покрытия делят на катодные и анодные.
Катодные покрытия имеют более положительный, а анодные более электроотрицательный электродные
потенциалы по сравнению с потенциалом металла, на который они нанесены. Так, медь, никель, серебро, золото,
осажденные на сталь, являются катодными покрытиями, а цинк и кадмий по отношению к этой же стали — анодными.
В обычных условиях катодные покрытия защищают металл изделия механически, изолируя его от окружающей среды.
Основное требование к катодным покрытиям — беспористость. В противном случае при погружении изделия в электролит
или при конденсации на его поверхности тонкой пленки влаги обнаженные (в порах или трещинах) участки основного
металла становятся анодами, а поверхность покрытия — катодом. В местах несплошностей начнется коррозия основного
металла, которая может распространяться под покрытие.
Анодные покрытия защищают металл изделия не только механически, но и электрохимически. В образовавшемся
гальваническом элементе металл покрытия становится анодом и подвергается коррозии, а обнаженные (в порах) участки
основного металла выполняют роль катодов и не разрушаются, пока сохраняется электрический контакт покрытия с
защищаемым металлом и через систему проходит достаточный ток. Поэтому степень пористости анодных покрытий в отличие
от катодных не играет существенной роли.
Цинковые покрытия надежно защищают стальные изделия в условиях атмосферной коррозии, а также изделия,
соприкасающиеся с пресной водой. Из всех применяемых в промышленности металлических покрытий доля цинковых покрытий
составляет более 60 %. Цинкованию подвергают листы кровельного железа, трубы, детали станков и т. д.
Кадмиевые покрытия используют для защиты черных и цветных металлов в условиях морского климата или при
воздействии жидкой среды, содержащей хлориды.
Никелевые покрытия применяют для защиты изделий от коррозии и для декоративной отделки в
машиностроении, приборостроении, медицинской, электронной промышленности, при изготовлении предметов бытового
потребления. Никелевые покрытия весьма стойки в атмосфере, растворах щелочей и некоторых органических кислот,
что обусловлено сильно выраженной способностью никеля к пассивации в этих средах.
Хромовые покрытия характеризуются высокой твердостью, имеют красивый внешний вид. Их используют в
качестве защитно-декоративных, износостойких покрытий, а также для восстановления изношенных деталей машин
и механизмов.
Оловянные покрытия применяют главным образом для защиты от коррозии в растворах органических кислот
и солей, содержащихся в пищевых продуктах, а также от атмосферной коррозии в приборостроении, где наряду с
защитными свойствами необходимо обеспечить паяемость изделия.
Коррозионную стойкость металлов и сплавов можно повысить путем создания на их поверхности оксидных пленок. В технике
широко применяется оксидирование стальных изделий, алюминия и его сплавов, магния и его сплавов, титана и его
сплавов. Образующиеся на поверхности металлов оксидные пленки весьма прочно с ними связаны, часто беспористы и
заметно повышают их коррозионную стойкость
Широкое применение для повышения коррозионной стойкости изделий из стали, а также из цветных металлов и сплавов,
нашел процесс фосфатирования. За 30—60 мин обработки металлических изделий получается довольно толстое,
коррозионно-стойкое фосфатное покрытие, к тому же хорошо пропитывающееся маслами, смолами, красками.
Из неметаллических покрытий наибольшее применение находят лакокрасочные. В настоящее время до 80 % всех защитных и
декоративных покрытий, применяемых в мире, являются лакокрасочными.
Лакокрасочные покрытия служат барьером, препятствующим диффузии и ограничивающим доступ агрессивней среды к
защищаемой поверхности. Эти покрытия имеют ряд преимуществ перед другими видами покрытий (простота нанесения;
возможность подновления и ремонта непосредственно на месте эксплуатации; возможность сочетания с другими методами
защиты; более низкая стоимость по сравнению с другими видами защитных покрытий).
Ассортимент лаков и красок в настоящее время насчитывает более 1000 наименований.
К лакокрасочным материалам относятся олифы, краски, эмали, грунты, шпатлевки. Лаки представляют собой растворы
пленкообразующих веществ (синтетических или природных) в легколетучих органических растворителях. Масляные краски
получают введением в олифы красящих пигментов. Эмали или эмалевые краски готовят введением в состав лаков красящих
пигментов.
Наиболее распространенными лакокрасочными материалами для покровных слоев являются алкидная, алкидно-мочевидная,
перхлорвиниловая эмали и др. Эластичность пленок достигается путем введения специальных веществ — пластификаторов
(например, касторового масла, дибутилфтолата, трикрезилфосфата). Для ускорения высыхания используют сиккативы (соли
жирных кислот кобальта, марганца и др.).
Для получения химически стойких лакокрасочных покрытий применяют эпоксидные, полихлорвиниловые, фенолформальдегидные,
фуриловые и другие смолы.
В качестве термостойких применяют лакокрасочные покрытия на основе кремнийорганических смол, которые выдерживают
нагрев до 250—300 °С.
Процесс нанесения покрытий состоит из нескольких стадий: подготовки поверхности к покрытию; нанесения грунта,
который необходим для создания прочного сцепления с основой и придания покрытию антикоррозионных свойств, а также
для выравнивания поверхности; нанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного покрытия.
После нанесения покрытия проводят холодную или горячую сушку.
К основным недостаткам лакокрасочных покрытий следует отнести их ограниченную паро-, газо- и водопроницаемость и
недостаточную термостойкость.
Весьма эффективным методом защиты от воздействия окружающей среды являются пленки из полимерных смол. Применяемые
для этой цели полимеры весьма разнообразны, (полиэтилен, полибутилен, полистирол, фторопласты и др.). Полимерные
пленки, могут иметь толщину в несколько миллиметров.
В химической промышленности широко используют как средство защиты от коррозии различных аппаратов, емкостей,
трубопроводов, покрытие резиной, (гуммирование): или эбонитом.
Для защиты подземных трубопроводов применяют покрытия на основе битумных мастик, каменноугольных пеков (смол),
полимерных материалов.
Большое внимание уделяется покрытиям, которые эффективно защищают металлы и сплавы от высокотемпературной коррозии
в агрессивных средах. В качестве таких покрытий используют металлы и неметаллы (кремний, бор), оксиды, силикаты,
эмали, ситаллы, керметы.