ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ГМ-ТОВАРАМИ
2004 г. С. Михневич
Страны, активно использующие в сельском хозяйстве биотехнологии, весьма заинтересованы в обеспечении доступа своих товаропроизводителей на рынки торговых партнеров. Отсюда стремление правительств выработать и согласовать на многосторонней основе правила торговли генетически модифицированной сельскохозяйственной продукцией (ГМ-продукцией). Наиболее распространены два подхода к регулировании возникающих проблем. Один основывается на принципе эквивалентности, другой - на принципе предосторожности.
Страны, использующие принцип эквивалентности, разрабатывают законодательство, регулирующее применение биотехнологий, исходя из научно подтвержденной информации. Объектом регулирования является продукт, а не процесс его производства. Для сравнения берется продукт, произведенный естественным (классическим) путем.
Страны, которые применяют принцип предосторожности, доверяют даже не подтвержденным научно данным и основное внимание уделяют регулированию процесса производства, а не продукта. Сравнение с продуктами, произведенными естественным путем, не проводится.
Таким образом, основное содержание первого принципа - научная оценка риска, выделение набора товаров, рассматриваемых как безопасные.
Сторонники второго принципа считают, что продукты, произведенные на основе биотехнологий, коренным образом отличаются от произведенных классическим способом, поэтому принцип эквивалентности в данной ситуации неприменим. К тому же по мере получения новых научных данных общая картина может меняться. Следуя принципу предосторожности, страна имеет право предпринимать определенные шаги, ограничивающие доступ на рынок продукции, производство и потребление которой способно привести к серьезным последствиям для здоровья людей и окружающей среды.
По мнению К. Голлиера, регулирование, основанное на этом принципе, вместо решительных действий по предупреждению возможных негативных последствий допускает параллельное развитие процесса: использование ГМ-продуктов и сбор дополнительной информации о влиянии этих продуктов и процесса их производства на здоровье людей и окружающую среду. Отсутствие превентивных действий часто оправдывается тем, что риск от использования биотехнологий незначителен. Однако, считает К.Голлиер, это не означает, что потребители не станут в дальнейшем более осторожно относиться к употреблению ГМ-продуктов. Поскольку производство таких продуктов растет, осторожный подход здесь обладает особой ценностью с точки зрения гибкости выбора в будущем. Ученый считает, что неопределенность относительно состояния окружающей среды, в которой придется жить следующим поколениям, должна быть снята путем снижения риска возможного ущерба от применения биотехнологий, а это подразумевает принятие превентивных мер на настоящем этапе.
Соглашаясь с К. Голлиером, нужно вместе с тем учитывать, что действия стран, придерживающихся принципа предосторожности, могут преследовать протекционистские цели. Для этого идут в ход затягивание процедуры допуска продукции на рынок, отсутствие прозрачности в процессе принятия решений.
На первый взгляд решением проблемы регулирования торговли может казаться маркировка товара. Использование этикеток позволяет информировать потребителей и способствует максимизации полезности товара. В то же время можно говорить и о том, что маркировка будет выделять ГМ-продукты из общей массы предлагаемых покупателю, снижая тем самым выгоды свободной торговли.
При подходе эквивалентности, основанном на доверии к научной информации, маркировка либо вообще не используется, либо является добровольной. Добровольная маркировка рассматривается как "негативное утверждение", то есть подчеркивает, "что продукт является генетически модифицированным.
Концепция регулирования по принципу предосторожности предполагает обязательность "положительного утверждения". Регулирующие органы требуют снабжать товар информацией о том, что продукт является экспериментальным и должен пройти полную дальнейшую проверку. В то же время сообщается, что нет никаких причин запрещать этот продукт. Естественным следствием такого информирования потенциальных потребителей может стать ситуация, когда частные решения не совпадают с позицией правительства.
У проблемы маркировки товаров есть психологический аспект. Речь идет о роли средств массовой информации в формировании потребительских предпочтений. Если пропаганда товара, произведенного на основе биотехнологий, имеет широкий позитивный контекст, то маркировку, указывающую на биотехнологическое происхождение продукта, потребитель воспринимает с "положительным утверждением". Обязательная маркировка товара в таком случае лишь закрепит уверенность потребителей в правдивости информации. Прошедшие в ряде западноевропейских стран акции протеста против продукции, содержащей в себе генетически модифицированные организмы, способствовали де-факто введению в 1998 г. в странах ЕС моратория на производство новых видов ГМ-продукции. До его принятия для производства чего-то нового с использованием биотехнологий требовалось получить разрешение на каждом этапе работы - от лабораторного исследования до продвижения на рынок. В противоположность этому в США процедура получения разрешения значительно проще.
Требования маркировки также различны. В США, например, Управление по продовольствию и лекарствам вообще не считает ее обязательной, за исключением тех случаев, когда трансгенная культура существенно отличается от исходного образца. В странах ЕС, наоборот, требуется маркировка продуктов, добавок и ароматизаторов, содержащих 1% и более генетически измененного материала. В отдельных странах существуют дополнительные требования. Так, в Дании поставщики обязаны маркировать продукцию даже в том случае, когда существует лишь вероятность того, что продукция может содержать генетически модифицированные организмы (ГМО).
В Австралии и Новой Зеландии маркировка обязательна для всех продовольственных товаров, содержащих ГМО..В Бразилии в 2000 г. был ограничен импорт генетически модифицированных продуктов. Правительство Шри-Ланки пошло на крайние меры, запретив их импорт до окончательного выяснения влияния биотехнологий на экологию и безопасность продовольствия.
Объективная маркировка продуктов может оказаться весьма дорогостоящей. Недавние исследования европейских ученых показывают, что полный контроль за движением ГМО в технологическом цикле производства готовых товаров увеличит издержки на 10-17%. Возникает вопрос: на кого лягут эти дополнительные издержки и способны ли потенциальные выгоды перекрыть их?
Поскольку продукция, содержащая ГМО, необязательно всегда существенно отличается от исходного образца, то производители не склонны будут маркировать свой товар как содержащий ГМО. Что же касается выгод от маркировки ГМ-продуктов, то их трудно достоверно оценить, поскольку не существует известных рисков, связанных с потреблением таких продуктов.
Альтернативный подход заключается в поощрении добровольной маркировки продукции так называемыми негативными этикетками, указывающими на то, что продукт содержит ГМО. Помимо прочего это решит вопрос о пороге, до которого продукт считается "не содержащим ГМО". Что касается отдельных продуктов питания, например органических продуктов, то они в состоянии привлекать дополнительную ценовую премию, достаточную, чтобы покрыть издержки сохранения их идентичности и маркировки.
В условиях многообразия подходов к генетически модифицированным продуктам будущие торговые споры видятся весьма вероятными. Экологические и этические соображения, а также опасения, касающиеся безопасности продовольствия, получили такой широкий резонанс, что возникает объективная необходимость переговоров и обсуждения проблемы в многостороннем формате.
Появление генетически модифицированных продуктов в результате использования биотехнологий поставило новые и существенные вопросы о правилах регулирования международной торговли. ВТО признает возможность применения к странам-членам мер, ограничивающих торговлю, если это необходимо для защиты здоровья людей, безопасности животных и растений, общественной морали. Право страны устанавливать собственные правила в области экологии и безопасности продовольствия на национальном уровне закреплено в ст. ГАТТ-1994. Однако страны ВТО согласились не прибегать сверх необходимого к ограничивающим торговлю шагам. Более того, любые ограничительные меры должны соответствовать основным положениям ВТО - принципу недискриминации, национальному режиму импорта при допуске на внутренний рынок поставщиков, транспарентности осуществления таможенных процедур.
В рамках ВТО собственно безопасность продовольствия, я также безопасность здоровья животных и растений регулируют Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах (СФМ) и Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ). Они позволяют вводить торговые ограничения с целью защиты здоровья и жизни людей, животных и растений. Соглашение ТБТ регулирует также применение технических мер, направленных на защиту окружающей среды. СФМ, регулирующее национальную политику в области рисков безопасности продовольствия, определяет условия, при которых страны могут самостоятельно устанавливать национальные стандарты такой безопасности даже в том случае, если они сдерживают импорт, а значит, действуют как нетарифные барьеры. Стандарты безопасности считаются оправданными, если оценка риска проводится с использованием международно признанных научных критериев. Страна может применять более высокие стандарты, нежели международные, лишь в том случае, если такая необходимость подтверждена данными научных исследований по оценке риска.
Соглашение ТБТ направлено на то, чтобы, технические правила применялись с наименьшими негативными последствиями для торговли. Положения документа не требуют научного подтверждения того или иного технического правила. В случаях, когда такое подтверждение объективно невозможно, ст. 5.7 Соглашения СФМ разрешает странам-членам предпринимать меры предосторожности исходя из имеющейся и относящейся к рассматриваемому вопросу информации. Термин "меры предосторожности" как таковой в СФМ не употребляется, но в той же статье четко прописано, что "... в случаях, когда соответствующие научные данные недостаточны, страна может временно принять санитарные и фитосанитарные меры, опираясь на доступную научную информацию... ". В то же время страны обязаны продолжать поиск дополнительной информации с целью обеспечения большей объективности в оценке рисков, связанных с продуктом или процессом производства.
При использовании принципа предосторожности может оказаться весьма затруднительным оценить применяемую торговую меру - является ли она обоснованной, или же представляет форму скрытого протекционизма под действием "групп влияния" или иностранной конкуренции. Существующие многосторонние торговые соглашения регулируют взаимоотношения и устанавливают стандарты для товаров и для производственных процессов и методов, но лишь в том случае, если "те оказывают воздействие на характеристику и безопасность самого товара. В этой связи страна, запрещающая использование того или другого метода производства на основе генной инженерии, не может ограничивать импорт продукции, произведенной с использованием этого метода, лишь потому, что считает его неприемлемым с точки зрения собственных этических, экологических и других принципов.
ГАТТ-1994 запрещает членам Организации принимать дискриминационные меры в отношении аналогичных товаров исходя из данных о стране происхождения. В ней, в частности, говорится, что в отношении "... продукции любой страны Организации, ввезенной на территорию любой другой страны, также входящей в Организацию, не должен применяться менее благоприятный режим, чем тот, который действует в отношении аналогичной продукции национального производства. Это касается всех законов, правил и требований, влияющих на их внутреннюю торговлю, предложение к торговле, покупку, перевозку, распределение или использование".
Дать однозначный ответ на вопрос о том, соответствуют ли действующие правила, регулирующие использование биотехнологий, регламенту многосторонней системы ГАТТ/ВТО, достаточно сложно. Время покажет, имеются ли противоречия между действующими соглашениями и правами на ограничение торговли товарами, произведенными на основе генной инженерии, которые закреплены в других международных документах.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что ВТО будет вовлечено в многочисленные торговые споры. Ключевым вопросом вокруг использования в сельскохозяйственном производстве биотехнологий будет определение термина "аналогичная продукция", то есть будут ли генетические модификации или присутствие генетически модифицированных ингредиентов являться достаточным признаком отличия от традиционной продукции. Понятно, что в рамках принципа эквивалентности, которого придерживаются США и Канада, правила импорта, принятые специально в отношении ГМ-продукции и предписывающие жесткое тестирование товара перед выпуском на рынок, будут восприниматься как дискриминационные. Согласно принципу предосторожности которого придерживается ЕС, ГМ-продукты явно не считаются традиционными, поэтому вряд ли смогут попасть под определение "аналогичных продуктов".
Торговый спор может возникнуть и вокруг вопроса о том, направлено ли законодательство на регулирование процесса генетических модификаций или собственно генетически модифицированных продуктов. Разумеется, сторонники биотехнологий будут утверждать, что традиционные и ГМ-продукты в значительной степени эквивалентны, а регулирование продукта и процесса является нарушением ст. ГАТТ-1994. Можно с уверенностью предположить, что возникнут проблемы и с законодательством о маркировке. Маркировка продукции, участвующей в международной торговле, регулируется Соглашением ТБТ, за исключением случаев, когда она призвана обеспечить безопасность продовольствия. В этом случае регулирование должно учитывать нормы Соглашения СФМ, в ст. 2.2 которого сказано, что техническое регулирование не должно ограничивать торговлю более, чем это необходимо для выполнения законных целей .
Маркировка ГМ-продуктов оправданна, поскольку потенциальные потребители должны иметь необходимую информацию, ибо у многих существуют этические, экологические и религиозные причины не употреблять генетически модифицированные продукты питания. Споры относительно маркировки могут возобновиться и в отношении того, какой тип этикетки необходимо использовать, чтобы довести информацию до потребителей. Другими словами, существует вероятность противостояния между обязательной маркировкой, содержащей позитивную информацию о продуктах, произведенных с использованием биотехнологий, и этикеткой, содержащей отрицательную информацию о содержании в продукте ГМО.