Комбинированная низковольтная электрическая сеть участка шахты представляет собой протяженные разветвленные системы гибких кабелей, характеризующиеся наличием общей низковольтной трансформаторной подстанции, автоматических выключателей и совокупностью пускателей по числу электрических потребителей. В качестве электропотребителей обычно применяются асинхронные двигатели (АД) с фазными и короткозамкнутыми роторами.
       Рисунок 1 – Диаграммы напряжений канала СИФУ
       Учитывая это, следует изменить подход к расчету уставок максимальной токовой защиты в низковольтной шахтной электросети. В частности, в соответствии с требованиями нормативной документации уставка УМЗ должна превышать 1,2 от номинального пускового тока двигателя нагрузки и быть меньше двухфазного тока к.з. (на нагрузке) более, чем в 1,5 раза.
       Рисунок 2 – Зависимость тока замыкания от угла отпирания и расстояния до распредпункта
       Однако, этими исследованиями не учтены процессы, характерные для электросети с работающим АД. Кроме указанных выше факторов на параметры тока к.з. существенное влияние будет оказывать ЭДС вращения, индуктируемая в статоре вращающимся полем токов ротора.
где еuk - ЭДС вращения к-й фазы;s, r - индексы, соответственно, статора и ротора АД; L0 - индуктивность рассеянья АД.
      Рисунок 3 – Схема замещения системы ТРН-АД для исследования процессов при к.з., учитывающая влияние ЭДС вращения АД (еB )
Источник: Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых
Сб. науч. трудов 5-й Всеукр. МНТК. Донецк, Дон НТУ, 16-19.05. 2005г. С. 26-28.
       С целью улучшения эксплуатационных параметров электроприводов в настоящее время широкое распространение получают тиристорные регуляторы напряжения (ТРН), применяемые в качестве устройств плавного пуска асинхронного двигателя. Достоинством ТРН является простота силовой схемы и системы двигателя. Схема ТРН отличается малым количеством основных элементов коммутации – силовых тиристоров. Это позволяет упростить систему охлаждения тиристоров в корпусе рудничного взрывобезопастного исполнения и делает предпочтительным использование ТРН в качестве пускового устройства рудничного электропривода.
       Функционирование ТРН сопряжено с реализацией принципа фазового регулирования напряжения на нагрузке. На рис.1 представлены диаграммы параметров системы импульсно-фазового управления (СИФУ) «вертикального» принципа действия. Из диаграмм следует, что достигается полный диапазон изменения напряжения на нагрузке при использовании ТРН.
       При глубоком регулировании выходного напряжения ТРН ток к.з. на нагрузке может оказаться ниже по своей величине, чем номинальный пусковой ток АД. Это приведет к несрабатыванию защиты.
       Зависимость изменения тока к.з. от параметров электрической сети (до места к.з.) и угла отпирания тиристоров ТРН установлена в исследованиях [1] и свидетельствует о существенном снижении тока к.з. с увеличением угла отпирания тиристоров и длины кабеля (рис.2). Это требует разработки дополнительных технических решений с целью корректировки чувствительности максимальной токовой защиты (МТЗ).
      Таким образом, с целью исследования рассматриваемого процесса предлагается расчетная схема (рис.3), учитывающая не только активные и индуктивные параметры АД, но и фазные ЭДС вращения, а также параметры коммутации ТРН, активно-индуктивные параметры кабельной сети, питающего трехфазного трансформатора. Схема позволяет имитировать любые комбинации междуфазных коротких замыканий и пригодна для компьютерного моделирования процессов.