На главную
Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске


"Механизация и автоматизация рудничного транспорта", 1965, №17, стр. 120 - 126.

Основные технические предпосылки автоматизации шахтных конвейеров с регулируемой скорстью.


Г. И. Солод, Р. Л. Папоян

Необходимые величины резервов пропускной способности во всех звеньях шахтного транспорта и параметры аккумулирующих емкостей на стыках этих, звеньев в значительной мере зависят от неравномерности подземных грузопотоков.

Неравномерность грузопотоков зарождается в забое. Здесь, в условиях постоянно передвигающегося рабочего места, где техника и человеческий труд взаимодействуют с природными факторами, изменяющимися во времени и в пространстве, количество угля, добываемого за тот или иной промежуток времени, колеблется в больших или меньших пределах. Размах этих колебаний, зависящий от комплекса факторов технического, технологического, организационного и геологического порядка, и определяет величину неравномерности грузопотоков.

Одной из основных причин неравномерности работы очистных забоев являются недостатки в организации и технологии процесса добычи угля. Однако организационные неувязки — это не единственная причина. Наряду с ними неравномерность в значительной мере определяется применяемыми техническими средствами и естественными условиями.

Как правило, в пределах одной лавы такие природные условия, как мощность пласта, крепость и вязкость угля, трещинова-тость, наличие и мощность породных прослойков, наличие и расположение инородных включений, состояние кровли и другие многочисленные факторы могут в большей или меньшей степени изменяться на разных участках забоя и от цикла к циклу. В связи с этим современные угледобывающие машины создаются с большими резервами по мощности и производительности, с тем чтобы, работая в тех горногеологических условиях, для которых они предназначены, такие машины могли бы обеспечить расчетную производительность даже при возможных временных неблагоприятных сочетаниях «микрогеологических» факторов на том или ином участке лавы. Но так как эти факторы весьма изменчивы, то при наличии резервов мощности современные машины могут в отдельные периоды смены, при благоприятном сочетании естественных условий, развивать производительность гораздо большую, чем в среднем. Вот почему даже на передовых участках при хорошей организации работы имеет место значительная вну-трисменная неравномерность добычи, выдаваемой из лав, оборудованных комбайнами.

Помимо этого неравномерность поступления угля из лав связана с применяемой технологией добычи угля, определяющей необходимые операции в лаве и последовательность их выполнения, в том числе и чередование выемки угля с другими процессами, требующими временного прекращения добычи угля. В свою очередь, технология работы в лаве зависит от условий разрабатываемого месторождения и технических средств угледобычи.

Таким образом, неравномерное поступление угля из забоев в отдельные периоды смены является результатом сложного сочетания многочисленных и разнообразных факторов. При этом, если внутрисменная неравномерность, вызываемая недостатками в организации и технологии работ, может быть ликвидирована или сведена до минимума, то неравномерность, связанная с наличием резервов, мощности в угледобывающих машинах и изменчивостью естественных условий, является неизбежным спутником процесса добычи угля на современном этапе развития техники.

Возникающая в забоях неравномерность грузопотоков может быть в зависимости от работы подземного транспорта и наличия аккумулирующих емкостей либо еще более усугублена, либо, наоборот, частично или полностью сглажена.

Вопросы неравномерности работы'" шахтного транспорта или отдельных его звеньев освещались в отечественной литературе [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 13]. В этих работах отмечается значительная неравномерность грузопотоков во времени, фактически имеющая место на шахтах, и наличие больших неиспользованных возможностей снижения неравномерности за счет улучшения техно-логии и организации производства.

Весьма неравномерно поступает уголь из очистных забоев и на зарубежных шахтах. Так, по данным хронометражных наблюдений, проведенных на одной из характерных шахт Польши, интенсивная погрузка угля начинается только примерно через 3 часа после начала смены, причем ежесменно погрузка угля в отдельные часы в 1,5—2,2 раза превышает среднечасовую погрузку [16].

На шахтах Чехословакии, по данным Высшей горнометаллур-гической школы, часовой коэффициент неравномерности поступления угля из очистных забоев составляет обычно 1,5— 1,6 [10].

На английских шахтах «Гедлинг», «Аллертон-Байвотер» и «Мейверс Мейн» на крупных стационарных погрузочных пунктах со сменной производительностью 1350—2000 т в часы наиболее интенсивной работы загружается углем в 2—2,7 раза больше вагонеток, чем в среднем за час. В значительных пределах колеблется часовое поступление груза в околоствольные дворы на шахтах Западной Германии, Англии и США [6, 12, 15, 17].

В угольной промышленности Советского Союза по мере дальнейшего развития техники добычи угля, совершенствования технологии и улучшения организации производства на шахтах нагрузка на каждую лаву будет увеличиваться. В то же время вследствие того, что возможная максимальная производительность современных комбайнов и других машин, предназначенных для работы в очистных забоях, может в полтора, два и более раз превышать среднюю расчетную (паспортную) производительность, на практике всегда будут возможны в отдельные периоды смены увеличенные темпы добычи и поступление угля из лавы в больших количествах, чем в среднем. При этом абсолютные значения таких «пиковых» нагрузок на транспорт в связи с большой производительностью угледобывающих машин и агрегатов могут быть весьма значительными. Поэтому транспортные средства как в настоящее время, так и в ближайшем будущем должны обязательно иметь достаточные резервы пропуск- , ной способности, которые в сочетании с аккумулирующими емкостями позволяли бы бесперебойно работать всем забоям во все часы смены, в том числе и в периоды «пик», и при неравномерности поступления угля из лав обеспечивали бы равномерную выдачу угля на поверхность, т. е. ритмичную работу шахты.

Показатели, характеризующие равномерность работы шахты в целом или отдельных ее частей, могут быть различными в зависимости от их назначения. Они могут отражать положительные и отрицательные отклонения от фактического или планового уровня, либо же только наибольшие отклонения, превышающие средние значения.

Выводы

  1. При расчетах ряда параметров подземного транспорта необходимо учитывать внутрисменную неравномерность грузопото- ков не за часовые промежутки времени, являющиеся чисто условными единицами, а за реальные внутрисменные периоды, имеющие вполне определенный конкретный смысл для тех или иных рассматриваемых объектов (например, за периоды, равные продолжительности рейса на данном участке, за периоды возможного максимального накопления груза на приемной площадке и т. д.).
  2. На основе исследования фактических данных установлена определенная математическая зависимость между средними значениями коэффициентов неравномерности за различные внутрисменные периоды, которая может быть выражена в виде формул.
  3. Возможные наибольшие значения внутрисменных коэффи циентов неравномерности могут быть определены с помощью выражения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А. И., Мигай П. И. К вопросу о выборе рудничных дворов. «Уголь», 1934, № 102—103.
  2. Г е р ч и к о в И. С. Эксплуатационные качества рудничных дворов. Углетехиздат, 1948.
  3. Г р и н е р А. С. Основные вопросы расчета и использования производ ственных мощностей угольных шахт. Углетехиздат, 1955.
  4. Звягин П. 3. Проектирование и расчеты элементов разработки пластовых месторождений. ОНТИ, 1935.
  5. Кабатянский X. С. Анализ и резервы роста производительности труда в угольной промышленности. Углетехиздат, 1956.
  6. Косминский Б. М. Угольная промышленность капиталистических стран. Углетехиздат, 1957.
  7. Крупинский Б. Основы проектирования шахт (перевод с поль- ского). Госгортехиздат, 1960.
  8. ПономаренкоВ. А., Воротников А. И. Определение вели чин аккумулирующих емкостей и пропускной способности околоствольных дворов. Сб. «Научно-исследовательские работы в угольной промышленности», № 2. Углетехиздат, 1959.
  9. Р а т у ш н ы й А. А. Ритмичность работы эксплуатационных участков (на украинском языке). Гостехиздат УССР, 1960.
  10. Р ж и м а н А. Основы проектирования каменноугольных шахт. Перевод с чешского. Углетехиздат, 1958.
  11. П. Спи ваковский А. О. Рудничный транспорт, изд. 3. Углетехиздат, 1958.
  12. Фрицше К. Г., Поте Е. Л. Этажная разработка угольных место рождений. Перевод с английского. Углетехиздат, 1956.
  13. Хмельницкий Г. М. К вопросу о выборе коэффициента неравно мерности добычи. «Инженерный работник», 1929, № 1—2.
  14. Ш е в я к о в Л. Д. Основы теории проектирования угольных шахт, (изд. 2). Углетехиздат, 1958.
  15. Me Elroy D. Coal mine hanlage in West Virginia Morgantown (USA).
  16. Pekacki W., Wan at Z. Wielkdsci dworcow wozow ladownych I proznvch na podszybiach. Prezeglad G6rniczy, 1957, № 11.
  17. Smith N. R. Economic methods of Coal production. Jron and Coal trades review, 1959, № 4759.