Источник: Павлова Л. К, Мельніков С. О. Mining transport and equipment.
Методичний
посібник для студентів 2 та 3 курсів факультету ФЕМА, магістрів та аспірантів.
Несмотря на то, что первый ленточный конвейер для угля был представлен Ричардом
Сатклифом в 1906, развитие конвейерной перевозки шло очень медленно на ранних
этапах. После Первой Мировой Войны возможность крупных поставок природного каучука
стала одним из факторов приведших к разработке и внедрению резиновых лент с
брезентовыми прокладками. Способных выдерживать натяжение, необходимое для приведения
ленты в движение, а также выдерживать высокие нагрузки, будучи в достаточной
мере гибкими, для того что бы принимать желобчатую форму.
Электромеханические и тепловые устройства отключения были разработаны для обеспечения
последовательного управления взаимосвязанными ленточными конвейерами и для остановки
конвейеров в случае ненормальной загрузки, разрыва ленты, заклинивания материала
между лентой и загрузочным устройством, засорения загрузочного устройства, превышения
температуры и проскальзывания ленты на приводном барабане. Эти устройства хороши
как вторичная защита то определенных опасностей, но главная защита – это высокие
стандарты инженерной деятельности.
Емкость, длинна и грузоподъемность ленточных конвейеров определяется шириной,
формой, скоростью и прочностью ленты, передающей движение. Прочность зависит
от количества и качества материалов используемых для ленточных покрытий или
несущей конструкции, которые неизменно изготавливались из хлопка, пока не были
внедрены полихлорвиниловые ленты. С того времени такие материалы как искусственный
шелк, нейлон и терилен были разработаны и стали все шире применятся для изготовления
лент.
Эффективность ленточного конвейера очень сильно зависит от исполнения ленты,
которая ввиду своей конструкции восприимчива к разрушению от трения, ударов
и т. д. Современные конвейеры могут иметь приводные станции мощность до 350
НР и включать множество конструкционных особенностей служащих в основном для
защиты ленты; среди которых преобразователи крутящего момента, автоматические
натяжные станции, очистители, устройства центрирования ленты и мягкие роликоопоры
вместо стальных роликов, в местах загрузки. Последняя важная разработка – введение
гибкого промежуточного ролика, имеющего подвижную ось (обычно стальной трос)
с серией упругих роликов и только двух опор.
Ввиду ограниченной прочности старых конвейерных лент с, покрытием из тканевых
материалов, внимание было направлено на разработку тросовых лент, в которых
мощность передается тросом или цепью, поддерживающих ленту посредством скоб
или колодок, так что лента выступает только в качестве средства транспортировки.
Приводной трос или цепь обычно находятся по краям ленты, таким образом защищая
ее от износа. Несколько конвейеров такого типа были установлены потому что они
могут транспортировать уголь на большие расстояния чем конвейеры с обычной лентой.