Стальные канаты шахтных грузоподъемных машин, подъемных кранов и других механизмов
являются сложными по структуре и ответственными по своему назначению конструкциями,
работающими в достаточно тяжелых усло виях. Так как разрушение каната может
быть сопряжено не только с экономи ческими потерями, но и с человеческими жертвами,
то требования, которые предъявляются к надежности функционирования кантов грузоподъемных
ма шин и механизмов в процессе эксплуатации, являются весьма жесткими [1]. Численно-аналитический
анализ работоспособности стальных канатов с учетом реальных условий их эксплуатации
вследствие трудоёмкости расчёта характе ристик напряженно-деформированного состояния
при заданных нагрузках и условиях работы затруднён [2]. Уменьшение несущей способности
каната представляет собой длительный процесс, обусловленный совокупностью боль
шого числа различных эксплутационных факторов (абразивный и коррозион ный износ,
усталостное разрушение и т.п.). Построение расчётных механиче ских моделей,
позволяющих адекватно интерпретировать результаты магнит ной дефектоскопии стальных
канатов и оценивать их остаточную несущую способность, сопряжено со значительными
трудностями [3,4]. Численная реа лизация соответствующих вычислительных алгоритмов
требует большого рас хода ресурсов ЭВМ. Получение же экспериментальных данных
по параметрам, влияющим на работоспособность стальных канатов, сопряжено со
сбором и об работкой большого объёма информации, причём не всегда доступной
и в доста точной мере достоверной. Поэтому актуальной задачей является создание
методик прогнозирования долговечности стальных канатов на основе данных пе риодического
диагностирования их состояния с использованием методов маг нитной дефектоскопии
непосредственно в процессе эксплуатации [5]