Автомобиль: прошлое и настоящее


Днем и ночью, в жару и мороз по улицам и дорогам движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы, перевозя людей, доставыляя продукты питания, сырье для фабрик и заводов, кирпич и цемент на строительные площадки и множество других грузов.
Автомобиль в наше время - самый распрастраненный вид транспорта. Ежегодно с конвейеров автомобильных заводов мира сходит более 30 миллионов новых автомобилей, а общее их количество по не точным данным составляет около 500 миллионов.
Массовое производство автомобилей вызвано непрерывно возрастающими потребностями промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, так как ни одна из отраслей народного хозяйства не может успешно развиваться без автомобильного транспорта.
Глядя на многообразие и разнообразие автомобилей на наших дорогах, становится абсолютно понятно с какой целью наши далекие предки встали на ноги. Безусловно, для того, чтобы освободить руки и построить автомобиль. Вероятно, их не удовлетворяло перемещение на четвереньках, но, видимо, как только они сделали первые шаги по земле на двух ногах, они сообразили, чтопешком далеко не уйдешь. И, конечно же, придумали колесо.
Колесо - одно из наиболее важных приобретений человечества. Можно с уверенностью сказать, что без него наша цивилизация не продвинулась бы так далеко вперед и была бызначительно примитивнее. Колесо имеет свою историю возникновения и усовершенствования, однако, к сожалению, мы никогда не узнаем, кому первому пришло в голову соорудить что-то такое, что катилось бы, бежало, не падая, с горы, перепрыгивая через камни, стремительно увеличивая скорость. На это ушло всего несколько тысячелетий. Прошло еще несколько столетий и наши предки поставили на колеса двигатель. Вот и все. Как просто! И, в сущности, ничего не меняется: автомобиль и сейчас - колеса плюс двигатель.
Автомобиль - это та же римская колесница, только вместо лошади в нее впрягли двигатель в 100 и более лошадиных сил. И вместо подков надели мягкие резиновые шины. Простота формулы автомобиля настолько лукава, что каждый каждый человек может представить себя конструктором.
Кто же изобрел автомобиль? Дело в том, что автомобиль нельзя считать изобретением одного человека. Долгие годы изобретатели и конструкторы разных стран пытались создать различные самодвижущиеся экипажи и усовершенствовали их.
История развития автомобилей, пожалуй, начинается с Гвидо да Виджевано, который еще в 1335 году хотел создать повозку, передвигающуюся с помощью парусов. Нет свидетельств, что эта мечта осуществилась.
Леонардо да Винчи, великий ученый и художник, родившийся в 1452 году, предсказал многие из ныне существующих форм транспорта - подводную лодку, вертолет, а также "самодвижущийся экипаж". Нет доказательств, что такой экипаж был построен, существовала только его модель с часовым механизмом. Это была трехколесная повозка, руль у нее находился впереди - для управления передним колесом. Машина была устроена так, что при повороте за угол ее внешнее колесо двигалось быстрее, чем внутреннее. Экипаж
Известно, что еще в 1752 годурусский крестьянин Леонтий Шамшуренков демонстрировал перед царскимисановниками сделанную им "самобеглую коляску", которая "может бегать без лошадей".Двигалась она примерно так же, как современные детские педальные автомобили.
К концу XVIII века люди поняли, что в качестве источника энергии можно использовать пар. Англичанин Ричард Тревитик построил в 1803 годупаровую карету, которая перевозила до 8 пассажиров со скоростью до 19 км/ч. Забыв однажды загасить топку, он оставил карету в сарае. Карета и сарай взорвались. Это послужило одной из причин поисков другого источника энергии. Первые автомобили с бензиновым двигателем
Внутри двигателей первых автомобилей сгорал не бензин, а смесь угля, газа и воздуха. В 1860 году француз Ленуар создал первый газовый двигатель. Газ поступал в большой цилиндр, искра производила взрыв, который толкал поршень. Австриец Зигфрид Маркус разработал бензиновый двигатель и впервые установил его на автомобиль в 1864 году. Это была первая машина с бензиновым двигателем.
У истоков автомобилизма стоит много людей, но особенно выдающимися в этом смысле считают двоих - Готлиба Даймлера и Карла Бенца. Эти люди работали отдельно друг от друга, но они стали первыми производителями машин для массового потребления. Первые машины имели разные, порой фантастические, конструкции. Одни фирмы использовали в качестве руля - корабельные штурвалы, другие - велосипедные рули. Машины были деревянные с кожанными сидениями. Открытый автомобиль уступил место автомобилю с крытым верхом, а затем машине с отгороженными пассажирскими местами. Машины стали символом положения человека в обществе, "игрушкой для богатых".
Александр Пушкин писал:
... я в знать тебя пущу,
Достану дом, куплю тебе кареты,
Придут к тебе в переднюю поэты;
Всех кланяться заставлю богачу,
Сниму клобук, по моде причешу.
Все променяв на длинный фрак с штанами,
Поскачешь ты гордиться жеребцами,
Народ, смеясь, колесами давить
И английской каретой всех дивить...

Поэт высмеял мелкое тщеславие. Самая жалкая личность вырастает в собственных глазах, стоит ей надеть фрак и сесть в модную карету.
Над этим тщеславием язвительно смеялся и Николай Гоголь. Он издевался над тем, что в каляску можно влюбиться. Что в ней можно с гордостью катить мимо пеших смертных, свысока смотреть на владельцев скромных, дешевых колясок и завидовать владельцам более красивых и дорогих. Первые гоночные автомобили
Дела давно минувших лет! Но не перекликаются ли они с делами сегодняшними? Сегодня легковые автомобили используются не более чем на 10-15 процентов. Средняя загрузка легкового автомобиля в личном пользовании не превышает двух человек (включая водителя). Он, по крайней мере, две трети своей дневной жизни стоит без движения, не говоря уже о ночной; служит человеку всего несколько часов в сутки - и все-таки иметь собственный автомобиль хотят многие. Автомобиль становится не роскошью, а предметом обыденного потребления. Как и штаны, говоря словами А.С.Пушкина.
Вряд ли кто-нибудь возьмется сегодня доказывать, что легковой автомобиль - бесполезное сооружение. В отличии от других транспорных средств автомобиль может обеспечить доставку, как говорится, от двери до двери. Вместе с тем он пригоден и для поездок трансконтинентального масштаба. Это транспортное средство может быть и личным и общественным, так как позволяет водителю путешествовать в одиночестве и в компании.
А скорость доставки? Даже в начале нашего века, когда автомобиль был медленнее железнодорожных поездов, путешествие на нем могло дать выигрыш во времени. Просто потому, что это путешествие без остановок, ожиданий, опозданий и пересадок. А сколько радости доставляют богатые географические, исторические, художественные, житейские даже политические и экономические впечатления и сведения, накапливаемые автомобилистом после каждой поездки. Автомобили тридцатых годов XX века
Уже одно то, что на нем можно путешествовать, объясняет и оправдывает массовое распространение автомобиля. Есть у легковой машины и другие черты, выделяющие ее из прочих видов транспорта. Например, она может сама служить временным жилищем и может буксировать прицепной домик на колесах.
Благодаря перечисленным достоинствам автомобили далеко превосходят все прочие виды транспорта, вместе взятые, по объему перевозок.
Для экономики автомобиль стал доходной статьей. Развитие автомобиля так и пошло по двум то расходящимся, то сближающимся направлениям - транспортному и еще одному, который можно назвать "престижным".
Ронсом Олдс начал производить паровые и бензиновые автомобили в 1890 году, основав компанию "Олдсмобиль". На заводе Олдса впервые разделили сборку на простые операции. В 1908 году Вильям Дюран основал фирму "Дженерал Моторс", которая вобрала в себя компании "Кадиллак", "Окленд", "Бьюик" и "Олдсмобиль". Олдсмобиль
Эмиль Джеллинек, австро-венгерский консул в Ницце, был одновременно агентом Даймлера. Он уговорил Майбаха, партнера Даймлера, и Поля, его сына, сделать качественно новую машину. Борта ее были металлические, а не деревянные. Для охлаждения радиатора требовалось в два раза меньше воды, и в ней использовалисьвнутренние тормозные колодки. Эту машину назвали "Мерседес" по имени дочери консула. Другая машина была названа именем его второй дочери Майи, но позже переименована в "Порше".
Развитие автомобилизма в Италии началось позже, чем в других странах Европы. Несколько маленьких фирм образовали объединение «Фабрика Итальяна Автомобили Торино»(«Фиат»), которое построило маленькую четырехместную машину с сидениями пассажиров напротив места водителя.
В школе Луи Рено учился неважно, зато самостоятельно занимался изучением двигателей, оборудовав мастерскую в сарае. Позже Рено сконструировал собственную машину на основе двигателя де Диона. Он первым создал автомобиль, колеса которого приводились в движение карданным валом вместо цепей. Машины Рено быстро стали популярными.
Самые известные партнеры в истории автомобилестроения - конечно же Чарльз Роллс (родился в состоятельной семье и получил хорошее образование) и Генри Ройс (был беден и начал работать с 12 лет). Их сотрудничество началось в 1904 году основанием компании "Роллс-Ройс", а в 1906 году на свет родился уже общий "Серебрянный призрак". Почти безшумная машина произвела фурор: она была надежна и утонченно красива.
Еще в детстве Генри Форд решил постичь логику механики, мечтал делать автомобили. Его мечта осуществилась. "Форд-Т" пользовался наибольшим успехом из всех разработок Форда. К 1928 году было выпущено 15 миллионов автомобилей этой марки.
В тридцатые годы в Германии стали выпускать дешевый "автомобиль для народа" - "Фольксваген". В нем были усовершенствованы электрическое оборудование, подвеска, шины.
"Джип" - первый автомобиль, изготовленный по заказу американского правительства. Оно объявило конкурс на создание надежного и прочного автомобиля с высокой проходимостью, который было бы легко отремонтировать при необходимости. Контракт отдали Виллису, но Форд тоже производил "джипы". "Джип" - аббревиатура Форда G.P. (General Purpose), переводится как "главная цель". Жучок
Самая популярная в мире машина - "Жучок" фирмы "Фольксваген", сконструированный Порше. "Жучок" был отвергнут британской автоиндустрией - англичане сочли его слишком уродливым. С тех пор было продано несметное количество этих автомобилей. Даже больше, чем очень популярных "Фордов-Т". Имея двигатель, охлаждаемый воздухом, зимой он не нуждался в антифризе.
На нынешнем постсоветском пространстве производились автомобили "Чайка", "Волга", "ПОбеда", "Москвич", "Жигули" и другие, которые отличались хорошими характеристиками и были приспособлены к работе в местных условиях.
Компания "Хонда" выпустила экспериментальный автомобиль, в котором в качестве топлива используется водород. Водород мог бы стать хорошей альтернативой бензину, но в автомобилях с таким видом топлива возможна недостаточная безопасность пассажиров.
Также произведена экспериментальная машина, на которой установлены солнечные панели, перерабатывающие солнечную энергию в электрическую, необходимую для движения машины. Но солнечные батареи занимают слишком много места. Феррари-GT
Компания "Форд" изготовила автомобиль, котррый работает на электрических батареях. При безшумности и простоте в управлении это очень удобная машина. Но батареи нужно перезаряжать, а электрические станции, которые вырабатывают ток, являются большим источником загрязнения.
Какие другие виды энергии возможны?
На этот вопрос ответ даст будущее.
Интересно, что первый мировой рекорд скорости (63 км/ч) был установлен электромобилем в 1898 году. Через сто лет Энди Грином был установлен новый рекорд: 1228 км/ч. Это произошло в Черной пустыне в штате Невада (США) на машине "Удар-SSC", которая преодолела при этом звуковой барьер. Звук был такой силы, что его было слышно в радиусе 24 км. А ведь всего немногим более 100 лет назад во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населенных пунктах не должна была превышать скорости пешехода. В Англии впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и рпедупреждать встречных о приближении паровика, а заодно усмирять перепуганных извозчьих лошадей. В германии владелец машины должен был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет "бензиновая тележка". В ночное же время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, он должен был остановиться и ждать утра.
Наше время можно назвать "золотым веком автомобилизма". Автомобиль принадлежит к числу тех величайших изобретений, которые, подобно колесу, пороху или электрическому току, имели колоссальное влияние не только на породившую их эпоху, но и на все последующие времена.
Его многогранное воздействие далеко не ограничивается сферой транспорта. Автомобиль сформировал современную индустрию, породил новые отрасли промышленности, деспотически перестроил само производство, впервые придав ему массовый, серийный и поточный характер. Он преобразил внешний облик планеты, которая опоясалась миллионами километров шоссейных дорог, оказал давление на экологию и поменял даже психологию человека.
Влияние автомобиля сейчас настолько многопланово, что ощущается во всех сферах человеческой жизни. Он сделался как бы зримым и наглядным воплощением технического прогресса вообще, со всеми его достоинствами и недостатками.

<< Галерея современных автомобилей : 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 >>

Литература

  1. Долматовский Ю.А. Беседы об автомобиле. - М.: "Молодая гвардия", 1976. - 208 с.
  2. Шгуров Л.М., Золотов А.В. Гоночные и спортивные автомобили / М.: ООО "Издательство "Росмэн-пресс", 2005. - 72 с.
  3. Рыжков К.В. 100 великих изобретений. - М.: Вече, 2004. - 528 с.
  4. Техника: автомобили, железные дороги, время, кораблекрушения / Пер. с англ. И.Гриценко, К.Толоконниковой, Т.Сафроновой. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002. - 136 с.
  5. Сайт: www.autorating.ru "Как правильно выбрать авто!"