Источник http://www.cs.karelia.ru/projects/2004-2005/sharonov/index.htm

Петрозаводский государственный университет

Математический факультет

Кафедра информатики и математического обеспечения

Отчет о ходе выполнения курсовой работы Создание тестирующей компоненты учебного web-ресурса

 

 

Выполнила: студентка 4-го курса Шаронова А.О.
Научный руководитель: Сиговцев Г.С.

 

 

Петрозаводск 2004

Оглавление:

1. Введение

1.1 Перспективы развития Internet и Internet-образования

1.2 Web-тестирование как способ проверки знаний

1.3 Подготовка, выдача и оценка вопроса

2. Цель курсовой работы

3. Используемые средства

4. Заключение

5. Список литературы

 

1. Введение

1.1 Перспективы развития Internet и Internet-образования

Как известно, в настоящее время Internet с одной стороны является мощнейшим информационным инструментом, с другой - сверхнадежным и оперативным средством связи, с третьей - базой для развития информационных технологий будущего, именно здесь зарождаются и проходят испытания на актуальность, жизнеспособность и прочность самые смелые и перспективные идеи. Internet представляет также и широчайшее поле для творчества, приложения сил молодых ученых, программистов - с каждым днем все больше учебных заведений подключаются к Сети. Internet дает возможность самовыражения, творческой самореализации талантливым энтузиастам компьютерной революции. Каждый желающий может реализовать свои идеи в Internet - это самая демократичная организация в мире. В чем же его популярность? Есть, на мой взгляд, несколько основных причин:

1. Это огромный кладезь разнообразной информации, начиная от кулинарных рецептов и заканчивая технической информацией, документацией.

2. Это универсальное средство для общения между людьми, находящимися по всему миру. Причем информация доходит до адресата за считанные секунды.

3. Internet позволяет, не выходя из дома, купить буквально все, что вы можете захотеть, причем покупку вам доставят на дом.

4. Только через Internet можно узнать самые последние новости из любой точки земного шара.

5. В отличие от телевидения и радио, в Internet вы сами выбираете то, что пожелаете смотреть и в то время, когда вы этого захотите.

Вследствие этих причин, Internet будет развиваться и дальше, причем с все возрастающей скоростью. Особое место в сети Internet занимают обучающие ресурсы, относящиеся к так называемому дистанционному обучению (WBE - web-based education). Данный тип обучения обладает рядом преимуществ перед обычным обучением «в живую». В первую очередь, как уже говорилось выше, сегодня Internet является одним из самых доступных средств связи. От обучаемого не требуется посещения лекций в учебном заведении, весь материал он может изучить самостоятельно в удобное для него время, на экране своего домашнего компьютера. Таким образом, количество студентов, проходящих обучение, значительно увеличивается. Для преподавателей WBE-системы также являются удобным способом работы, так как гораздо легче разметить курс лекций на странице Internet, чем на протяжении нескольких недель читать лекции в аудитории. Таким образом, на сегодняшний день дистанционным образованием нельзя заменить лишь школьные уроки, так как они играют не только учебную, но и воспитательную роль и, следовательно, требуют непосредственного общения учителя и учеников. Все остальные виды образования, высшее, например, можно с успехом заменить WBE-системами.

1.2 Web-тестирование как способ проверки знаний

Известно, что тестирующие компоненты были и остаются основным способом проверки знаний, как в обычном, так и в дистанционном обучении. Данные компоненты были первыми интерактивными компонентами, примененными в дистанционном обучении, и в настоящее время они являются наиболее разработанными. Существующие системы тестирования отличаются по многим аспектам, касающимся выполнения контрольных тестов и опросов. При выборе современной технологии для обработки и выдачи web–основанных контрольных опросов в Технологическом Университете Д.Карнеги была создана комплексная методика сравнения доступных систем. Данная методика содержит исчерпывающий обзор характеристик, важных при оценке современных технологий Web-тестирования, и может использоваться специалистами в Web-основанном обучении для понимания и сравнения особенностей тех или иных систем Web-тестирования. Главное преимущество интерактивных тестирующих систем – это снижение временных, материальных затрат и значительное упрощение самого процесса проверки знаний. Размещение тестирующих компонент в сети Internet обеспечивает обучаемому неограниченный доступ к данному ресурсу. Обработка результатов тестирования производится автоматически средствами самой системы и, следовательно, оценивание знаний в любом случае не будет предвзятым, как иногда бывает при работе студента с преподавателем.

Одним из важнейших моментов, необходимых для рассмотрения при создании тестирующих компонент, является необходимость ориентации создаваемой системы на реального заказчика. Причина возникновения данного вопроса проста - часто готовое программное обеспечение по той или иной причине не удовлетворяет требования заказчика: уровень безопасности может не подойти для данной предметной области, организация работы преподавателя в системе может не отвечать реальной схеме и так далее. В подобной ситуации решением может стать только непосредственное общение разработчика с заказчиком, т.е. разработка собственной тест-системы может стать более длительным процессом, но в конечном результате более эффективным по сравнению с использованием уже имеющихся программных продуктов, требующих доработки. Таким образом, хотя область разработки WBE-систем является уже достаточно развитой, создание тестирующих систем, а тем более их сетевых вариантов, их последующее обновление и доработка не теряет в настоящее время своей актуальности.

1.3 Подготовка, выдача и оценка вопроса

Для более полного понимания работы тестирующих компонент, и, следовательно, для успешной разработки ресурса в дальнейшем необходимо для отдельного вопроса изучить его жизненный цикл, который можно разделить на три стадии:

  • Стадия создания
  • Стадия выдачи
  • Стадия оценки

Жизнь вопроса начинается с его создания. WBE-система на стадии создания должна помочь автору, предоставляя технологию и инструментарий для создания вопроса. Все создаваемые вопросы (их содержание и метаданные) хранятся в системе. Активная жизнь сохраненного вопроса начинается, когда он выбран для предоставления как часть тестирования или опроса. Этот выбор мог быть сделан как статически, преподавателем во время разработки курса, так и динамически, системой во время выполнения (случайно или согласно некоторой модели обучения). Затем, система выдает вопрос: она выводит вопрос на экран, предоставляет пользователю интерфейс для ответа и принимает ответ для оценки. На стадии оценки система должна произвести следующие действия: оценить ответ как правильный, неправильный или частично правильный, выдать обучаемому информацию обратной связи о правильности ответа, предоставить бал и сделать запись о действиях обучаемого. Существующие WBE-средства и системы значительно различаются по типу и степени поддержки, которую они обеспечивают, на каждой стадии. Простые системы обычно обеспечивают частичную поддержку некоторых стадий. Более сложные системы обеспечивают всестороннюю поддержку всех перечисленных стадий. Мощность системы и степень обеспечиваемой поддержки серьезно зависят от уровня технологий, используемых на основанных стадиях (подготовка, выдача и оценка) [3].

2. Цель курсовой работы

Целью данной работы является создание ресурса, который включал бы в себя возможности проведения тестирования и создания тестов без вмешательства программиста. Важными характеристиками системы должны быть:

  1. возможность одновременной работы нескольких преподавателей и групп студентов;
  2. реализация доступа к обучающим материалам, по которым проводится тестирование;
  3. неограниченность количества курсов и входящих в них тестов, вопросов и ответов на них;
  4. удобство регистрации студентов, желающих и/или обязанных пройти тестирование;
  5. хранение необходимых системе данных в базе данных, доступ к которой ограничен;
  6. наличие интуитивно понятного интерфейса и не отталкивающего дизайна;
  7. механизм защиты определенных данных от несанкционированного доступа.

В ходе процесса создания данной компоненты предполагается разделение ее на четыре уровня:

  1. Администраторский уровень. В обязанности администратора входит регистрация и удаление преподавателей в системе, но он не может вмешиваться в процесс тестирования и создания тестов.
  2. Преподавательский уровень. Преподаватели регистрируют студентов и предоставляют им доступ к тестам и обучающим материалам своего курса, а также имеют возможность создания и изменения курсов и тестов.
  3. Уровень зарегистрированных студентов, которые могут проходить тесты и изучать обучающие материалы.
  4. Уровень незарегистрированных студентов, ожидающих регистрации, которые могут лишь подавать заявки на регистрацию и ждать получения на свой электронный адрес извещения о разрешении пройти тестирование.

Программный код компоненты планируется разделить на отдельные модули, каждый из которых будет выполнять определенную функцию:

  • Подача и прием заявок на регистрацию
  • Регистрация и удаление учетных записей студентов
  • Просмотр результатов тестирования
  • Формирование отчетов по результатам тестирования
  • Сохранение результатов тестирования в файл
  • Проведение тестирования
  • Создание и изменение тестов

3. Используемые средства

Для написания кода компоненты предполагается использовать язык РНР, так как его технология опирается на основные технологии Интернета и тесно связана с ним, а полноценное функционирование ресурса в локальной и глобальной сети требует именно этого. К тому же данный язык предоставляет широкий выбор функций для работы с базами данных и позволяет организовать необходимый уровень безопасности системы и передачи данных по каналам связи. В качестве баз данных для хранения информации решено было выбрать такую систему управления базами данных (СУБД) как MySQL, так как работа с ней удобна и проста, а достаточно высокая скорость доступа к данным обеспечивает быструю работу приложений. Для обеспечения понятного интерфейса выбран язык HTML, так как он обладает рядом преимуществ: · быстрая загрузка документов в силу их небольшого размера; · возможность работы с графикой; · наличие системы ссылок, с помощью которых пользователь может без труда переходить с одного документа на другой. Для обеспечения безопасности и восстановления ресурса после обрыва соединения планируется использовать встроенный в РНР механизм сессий и алгоритм MD5 для шифрования передаваемой по каналам связи информации (пароль, логин).

4. Заключение

В качестве результата данной работы планируется получить хорошо работающую и защищенную систему управления и проведения тестирования, которая позволила бы любому преподавателю без особых сложностей создать свой учебный курс и проводить тестирование. Предполагается, что данная система должна удовлетворять требованиям заказчика, а именно должна подходить для совместного функционирования с учебным ресурсом по курсу «Информационные технологии», а также обладать перспективой дальнейшего развития и более расширенного использования. Данная работа будет очень полезна для моей будущей практической деятельности: позволит получить новые и закрепить старые знания в области сетевых технологий программирования.

5. Список литературы

  1. Айзекс, С. Dynamic HTML: перевод с английского / C. Айзекс, Е. Н. Кондукова, А. А. Андреев. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001. – 496 с.
  2. Брусиловский, П. Л. Web-тестирование в дистанционном обучении / П. Л. Брусиловский. – Режим доступа к статье: http://oasis.secna.ru/russian/publish/distant/
  3. Колисниченко, Д. Н. Самоучитель РНР 5 / Д. Н. Колисниченко. – СПб.: Наука и Техника, 2004. – 576 с.
  4. Могилев, А.В. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер – М.: Академия, 2000. – 816 с.