Специальность: «Системное программирование»
Группа: СП-01м
email: kotenko@istil.com.ua
Тема магистерской работы: «Разработка средств и методов автоматизации процесса создания вопросов в системах дистанционного тестирования знаний»
Руководитель: доц. Зинченко Ю.Е.
П.А. Рогов, Н.А. Борисов
Сборник материалов
VIII межрегиональной научной студенческой конференции ТФ МЭСИ
«Экономико-правовые и социальные проблемы адаптации региона к условиям
информационного сообщества», стр. 96-98, Тверь, 2006
Получение качественного образования людьми, которые по различным причинам не могут посещать учебные заведения, является серьезной социальной проблемой. Большинство современных учебных заведений, как высшего профессионального, так и среднего специального образования, предлагают студентам различные формы дистанционного обучения. Наиболее популярным в этой сфере является заочное обучения, при котором студент должен посещать учебное заведение несколько раз за учебный период для получения заданий и сдачи экзаменов.
Некоторые учебные заведения предлагают различные формы корреспондентского обучения. В таком случае, процесс обучения строится на почтовой переписке, пользуясь которой, обучаемый получает все необходимые материалы и выполняет самостоятельные задания.
Развитие информационных технологий привносит свои изменения в сферу обучения. Все чаще можно слышать термины «Мультимедийный учебный курс» или «Электронное образование». Как правило, подобные программы разрабатываются коммерческими учебными заведениями и построены на использовании технологий Internet для управления процессом обучения.
За последнее время в сети Интернет появилось большое количество виртуальных университетов. На таких сайтах студент (порой, совершенно бесплатно) может получить доступ к учебным курсам и тестовым заданиям. По окончания обучения многие из них выдают сертификаты, подтверждающие факт обучения по выбранному направлению.
Основными недостатками таких университетов являются:
Использование информационных технологий также позволяет упростить работу преподавателей в учебных заведения, централизовать контроль и автоматизировать процесс обучения студентов.
Использование автоматизированных систем также позволяет снизить затраты учебного заведения на поддержание дистанционных форм обучения, что делает образование более доступным для широких слоев населения.
Наиболее популярным способом построения систем электронного обучения является создание интерактивного Интернет-сайта, который предоставляет зарегистрированным пользователям доступ к учебному материалу. В качестве клиентского приложения используется обычный Веб-браузер, используя который можно получить доступ к материалу не только из дома, но и с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Основными недостатками такой системы являются сложность модернизации, ограниченные возможности многопользовательского режима для преподавателей и отсутствие возможности работы в локальном режиме. Также, для работы с такой системой пользователь должен обладать базовыми навыками работы с компьютером и Интернет.
Другим подходом является создание программного комплекса для решения задач дистанционного обучения. Именно такая система разрабатывается сейчас на кафедре ЭВМ Тверского Государственного Технического Университета.
Система дистанционного обучения и контроля знаний E-Learning Suite Deluxe является комплексом из нескольких приложений:
Обмен данными между приложениями, входящими в состав E-Learning Suite осуществляется по протоколу HTTP 1.1, что позволяет работать не только в рамках локальной или интранет сети, но и в рамках глобальной сети Интернет.
Обучающий материал хранится и отображается в формате HTML, что позволяет создавать интерактивные мультимедийные учебные курсы.
Для контроля знаний в системе E-Learning Suite используются классические неадаптивные тесты. Такие тесты подразумевают фиксированное количество вопросов, на которые необходимо ответить за фиксированное время.
Для обеспечения наибольшей валидности результатов необходимо обеспечить возможность тонкой настройки теста. Настраиваемыми параметрами теста являются:
Системой тестирования поддерживается три вида вопросов:
Система производит автоматическое накопление информации и процессе обучения студентов, что позволяет осуществить автоматизированный анализ статистики и создание подробных отчетов как по отдельным студентам, так и по группам студентов.
Редактор учебного материала предоставляет удобный интерфейс для создания и редактирования учебных курсов, что позволяет работать с материалом преподавателям, не имеющим большого опыта работы с персональным компьютером.
Автоматизированный контроль знаний является одним из ключевых моментов в автоматизированном обучении. Именно по результатам выполнения тестовых заданий программа может принимать решение о возможности дальнейшего обучения студента.
В настоящее время ведется работа над созданием и внедрением в систему E-Learning Suite модуля адаптивного тестирования. Алгоритмы проведения теста разрабатываются по аналогии с теми, которые используются в программах адаптивного тестирования компании Microsoft. Будущие версии системы будут поддерживать как классические, так и адаптивные тесты. Для повышения удобства работы с адаптивными тестами и повышения валидности их результатов, предполагается их функционирование в рамках реляционной модели учебного материала.
В дальнейшие планы разработки системы E-Learning Suite Deluxe входит:
На данный момент завершена работа над E-Learning Suite Deluxe 1.5. Эта версия предоставляет полноценные инструменты для организации процесса обучения используя компоненты «Сервер» и «Терминал студента». В состав пакета включены также «Редактор» версии 1.5, «Терминал преподавателя» версии 1.0 и другие приложения.
Система успешно прошла тестовую эксплуатацию на кафедре ЭВМ Тверского государственного технического университета и признана пригодной для построения широкомасштабной системы дистанционного обучения и контроля знаний.