Специальность: «Системное программирование»
Группа: СП-01м
email: kotenko@istil.com.ua
Тема магистерской работы: «Разработка средств и методов автоматизации процесса создания вопросов в системах дистанционного тестирования знаний»
Руководитель: доц. Зинченко Ю.Е.
Кузнецова П.В., Михайлов Д.М.
Московский
инженерно-физический институт (государственный университет)
В настоящее время развитие электронных образовательных услуг прошло этап локального использования и находится на стадии повсеместного распространения сетевых технологий. В рамках этого направления на кафедре "Компьютерные системы и технологии" МИФИ была создана специальная система компьютерного тестирования, ориентированная на использования средств удаленного доступа.
Прежде, чем приступить к тестированию, студенту необходимо набрать в браузере адрес системы и в появившемся окне ввести свои логин и пароль. После успешной авторизации на экран выводится список доступных тестов в виде ссылок. Далее работает серверный скрипт, написанный на языке PERL (CGI-программа). По идентификатору теста из базы данных считываются вопросы и варианты ответов тестирования, формируется и посылается клиенту страница с формой, которую студенту необходимо будет заполнить, ответив на требуемые вопросы. Система организована таким образом, что каждому студенту предъявляется индивидуальный тест, вероятность полного повторения которого чрезвычайно мала. Однако отдельные вопросы теста могут повторяться. Поэтому ответы при каждом предъявлении вопроса располагаются в разном порядке, что визуально изменяет сам вопрос. После прохождения теста ответы с заполненной формы посылаются на сервер. Тест завершается либо после получения ответов на все вопросы, либо по истечении заданного администратором при настройке интервала времени, отведенного на тестирование. После этого программа принудительно посылает данные на сервер.
На сервере работает CGI-программа. Она, получив данные с удаленного компьютера, обрабатывает их и сравнивает ответы студента с правильными ответами, взятыми из базы данных. После проверки студенту выставляется оценка, которая записывается в базу данных.
Преимуществом такого подхода является то, что для тестирования студенту нет необходимости устанавливать дополнительные программы на компьютер. Кроме того, сами программы, написанные на perl и хранящиеся на сервере, занимают небольшой объем памяти (около 1Мб). Использование в качестве хранилища данных тестирования базы данных под управлением MySQL, позволяет оптимизировать обработку данных тестирования, уменьшить время на сравнение ответов студента с правильными ответами. Ответы на тест хранятся на самом сервере, и у клиентских узлов нет права прямого доступа к базе данных, что повышает безопасность системы тестирования.
Система тестирования построена таким образом, что преподаватель может легко изменить набор тестов для студента с использованием мастера создания тестов. Существует два способа пополнения базы данных: с помощью специальной программы и через Web-интерфейс.
В первом случае обмен данными между программой (мастером тестов) и сервером осуществляется с помощью XML-файлов. Преимущество данного способа заключается в том, что обращение к серверу осуществляется только один раз, когда идет отправка данных, а все остальное время пользователь может работать, не имея соединения с сетью. Поступивший на сервер XML-файл обрабатывается серверными скриптами, и новые данные помещаются в таблицы MySQL. Данный подход ориентирован на стандарт IMS в построении электронных обучающих систем.
Второй способ работы с базой данных основан на использовании Web-интерфейса. Web-интерфейс позволяет получить быстрый доступ к базе данных тестирования через web-браузер. Для редактирования базы данных преподавателю необходимо набрать в браузере адрес системы тестирования и в появившемся окне указать логин и пароль, чтобы подтвердить свои права на работу с базой.
Для разработки системы тестирования были использованы сетевые языки программирования PERL, PHP, XML и скриптовые языки Javasсript и VBsсript, выполняющиеся на стороне браузера.
Сетевое тестирование в настоящее время используется для контроля знаний студентов по дисциплинам «Основы организации ЭВМ» и «Микропроцессорные системы»”и показало свою эффективность.