РАЗРАБОТКА
И ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА ЗВУКА»
Мишевский
Н.А., Самощенко А.В.
Донецкий национальный технический университет
В настоящее время очень
популярно использовать информационные технологии в обучении. Особенно актуально применение
информационных технологий в области дистанционного обучения. С помощью
информационных технологий можно обеспечить поддержку всех функций
дистанционного обучения: передача материала обучаемому,
связь обучаемого и преподавателя, оценку знаний и умений обучаемого. С
развитием технологий аудио/видео в информационных системах стало возможна
подача информации не только в текстовом и графическом виде, но и в виде
интерактивных приложений включающих видео-ролики и
сопровождающиеся звуком.
Исходя из выше сказанного
актуально создание системы дистанционного обучения по
предмету «Компьютерная обработка звука».
В че же состоит особенность
реализации системы дистанционного обучения по курсу
«Компьютерная обработка звука»? Во-первых, данная система потребует наличия
системы звуковоспроизведения на компьютере обучения. Во-вторых, обучаемый
наряду с получением учебного материала в стандартном виде (текст, рисунки и
т.д.) должен получать и звуковые фрагменты, которые можно бы было прослушать,
чтобы наиболее полно прочувствовать то или иное звуковое явление – это и
является отличительной особенностью от других дисциплин, которые можно с
легкостью подавать только в текстовом виде.
Курс «Компьютерная обработка звука»
интересен тем что его обучение можно реализовать по
нескольким направлениям:
¾ математические основы компьютерного звука;
¾ распространенные форматы представления звука и их
отличие, работа с ними;
¾ компьютерные программы для создания, записи и/или
обработки звука и прочие направления.
Например,
первое направление будет интересно человеку, занимающемуся теорией информации,
для ознакомления с уже существующими методами кодирования звука, второй –
человеку уже знакомому с принципами обработки звука на компьютере или человеку,
самостоятельно освоившему какую либо компьютерную программу для обработки звука
и желающему познакомится с информацией представления звука в разных форматах и
их отличия. Третье направление
наиболее популярно, создано множество курсов, пособий, программ обучения компьютерным
программам для обработки звука: начиная с справки
таких программ, официальных курсов и до визуализированных систем, в которых пользователь
может посмотреть на что нажимать и что из этого получится. Зачастую человек,
желающий познакомится с компьютерной обработкой звука, сразу начинает с работы
в компьютерной программе для обработки
звука. Это не совсем правильно, так как необходимо изучить хотя бы некоторые
теоретические основы, для того чтобы разбираться в форматах файлов их отличиях,
применении эффектов и прочее.
Зачастую обучаему
требуется только практический курс, который будет построен
так что бы он после его прохождения имел навыки для обработки звука в
конкретных ситуациях, например, как корректно записать звук, удалить шумы, в
каком формате для последующего изменения сохранить и т.д.
Проверка знаний обучаемого осуществляется на основе вопросов и практических
заданий. Текст вопроса, в некоторых случаев, должен сопровождаться звуковыми
фрагментами. Например, вопрос: «какие частоты звука были
отфильтрованы» должен сопровождаться двумя звуковыми фрагментами до и после
фильтрации, воспроизводимыми по запросу обучаемого. Практические задания
представляют собой задания по обработке звука и получения файлов, которые
будут максимально приближены к файлу
эталону. Например, вопрос в котором обучаемый должен
будет ответить что и как сделать чтобы получить из файла-заготовки файл-эталон
(оба файла воспроизводятся по запросу обучаемого).
Как и любая другая
система дистанционного обучения система обучения по
курсу «Компьютерная обработка звука» должна включать в себя следующие принципы
дистанционных обучаемых систем:
¾
принцип
гуманистичности обучения – его сущность основана
заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к
человеку, в создании максимально благоприятных условий для обучения;
¾
принцип
приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного
процесса в системе дистанционного обучения (СДО) – сущность принципа состоит в
том, что проектирование СДО следует начинать с разработки теоретических
концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается
реализовать;
¾
принцип
педагогических целесообразности применения новых информационных технологий;
¾
принцип
выбора содержания образования;
¾
принцип
обеспечения безопасности информации циркулирующей в СДО;
Таким образом, определив
главные направления обучения по данному курсу можно
необходимо разработать универсальную методику подачи теоретического материала и
информации о практическом применении, проверки знаний, взаимодействия с
преподавателем. Система должна связывать теоретические знания и их практическое
применение, например должна быть реализована возможность прослушивания результатов
применения звукового эффекта, фильтра и т.д.
В
данной работе будет разрабатываться курс, который направлен на полный спектр
знаний и умений обработки звука на компьютере: от теоретических (кодирование
звука) и до практических навыков работы в конкретных программах. Необходимо рассчитать систему дистанционного
обучения и под разный уровень подготовки обучаемого: свободно ли владеет он
компьютеров, знаком ли с форматами кодирования звука и их различиями и т.д. Для
этого необходимо осуществить так называемый входной контроль, который будет осуществятся не для отсевки обучаемых, а для
определения с какого этапа начать обучение и как подавать материал.
Литература
[1] Terry
Anderson, Eathi Elloumi. Theory and Practice of Online Learning.
[2] http://www.kursy.ru –
интернет сайт, посвященный дистанционному обучению.