РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА ЗВУКА»

 

Мишевский Н.А., Самощенко А.В.

Донецкий национальный технический университет

 

В настоящее время очень популярно использовать информационные технологии  в обучении. Особенно актуально применение информационных технологий в области дистанционного обучения. С помощью информационных технологий можно обеспечить поддержку всех функций дистанционного обучения: передача материала обучаемому, связь обучаемого и преподавателя, оценку знаний и умений обучаемого. С развитием технологий аудио/видео в информационных системах стало возможна подача информации не только в текстовом и графическом виде, но и в виде интерактивных приложений включающих видео-ролики и сопровождающиеся звуком.

Исходя из выше сказанного актуально создание системы дистанционного обучения по предмету «Компьютерная обработка звука».

            В че же состоит особенность реализации системы дистанционного обучения по курсу «Компьютерная обработка звука»? Во-первых, данная система потребует наличия системы звуковоспроизведения на компьютере обучения. Во-вторых, обучаемый наряду с получением учебного материала в стандартном виде (текст, рисунки и т.д.) должен получать и звуковые фрагменты, которые можно бы было прослушать, чтобы наиболее полно прочувствовать то или иное звуковое явление – это и является отличительной особенностью от других дисциплин, которые можно с легкостью подавать только в текстовом виде.

            Курс «Компьютерная обработка звука» интересен тем что его обучение можно реализовать по нескольким направлениям:

¾    математические основы компьютерного звука;

¾    распространенные форматы представления звука и их отличие, работа с ними;

¾    компьютерные программы для создания, записи и/или обработки звука и прочие направления.

Например, первое направление будет интересно человеку, занимающемуся теорией информации, для ознакомления с уже существующими методами кодирования звука, второй – человеку уже знакомому с принципами обработки звука на компьютере или человеку, самостоятельно освоившему какую либо компьютерную программу для обработки звука и желающему познакомится с информацией представления звука в разных форматах и их отличия. Третье направление наиболее популярно, создано множество курсов, пособий, программ обучения компьютерным программам для обработки звука: начиная с справки таких программ, официальных курсов и до визуализированных систем, в которых пользователь может посмотреть на что нажимать и что из этого получится. Зачастую человек, желающий познакомится с компьютерной обработкой звука, сразу начинает с работы в  компьютерной программе для обработки звука. Это не совсем правильно, так как необходимо изучить хотя бы некоторые теоретические основы, для того чтобы разбираться в форматах файлов их отличиях, применении эффектов и прочее.

Зачастую обучаему требуется только практический курс, который будет построен так что бы он после его прохождения имел навыки для обработки звука в конкретных ситуациях, например, как корректно записать звук, удалить шумы, в каком формате для последующего изменения сохранить и т.д.

Проверка знаний обучаемого осуществляется на основе вопросов и практических заданий. Текст вопроса, в некоторых случаев, должен сопровождаться звуковыми фрагментами. Например, вопрос: «какие частоты звука были отфильтрованы» должен сопровождаться двумя звуковыми фрагментами до и после фильтрации, воспроизводимыми по запросу обучаемого. Практические задания представляют собой задания по обработке звука и получения файлов, которые будут  максимально приближены к файлу эталону. Например, вопрос в котором обучаемый должен будет ответить что и как сделать чтобы получить из файла-заготовки файл-эталон (оба файла воспроизводятся по запросу обучаемого).

Как и любая другая система дистанционного обучения система обучения по курсу «Компьютерная обработка звука» должна включать в себя следующие принципы дистанционных обучаемых систем:

 

¾    принцип гуманистичности обучения – его сущность основана заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для обучения;

¾    принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного обучения (СДО) – сущность принципа состоит в том, что проектирование СДО следует начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать;

¾    принцип педагогических целесообразности применения новых информационных технологий;

¾    принцип выбора содержания образования;

¾    принцип обеспечения безопасности информации циркулирующей в СДО;

 

Таким образом, определив главные направления обучения по данному курсу можно необходимо разработать универсальную методику подачи теоретического материала и информации о практическом применении, проверки знаний, взаимодействия с преподавателем. Система должна связывать теоретические знания и их практическое применение, например должна быть реализована возможность прослушивания результатов применения звукового эффекта, фильтра и т.д.

В данной работе будет разрабатываться курс, который направлен на полный спектр знаний и умений обработки звука на компьютере: от теоретических (кодирование звука) и до практических навыков работы в конкретных программах. Необходимо рассчитать систему дистанционного обучения и под разный уровень подготовки обучаемого: свободно ли владеет он компьютеров, знаком ли с форматами кодирования звука и их различиями и т.д. Для этого необходимо осуществить так называемый входной контроль, который будет осуществятся не для отсевки обучаемых, а для определения с какого этапа начать обучение и как подавать материал.

 

Литература

[1]       Terry Anderson, Eathi Elloumi. Theory and Practice of Online Learning. Athabasca University.

[2]       http://www.kursy.ru – интернет сайт, посвященный дистанционному обучению.