Перевод части орининальной статьи "Education and the Internet. Robin Belem, Renata Lorber, Malcomson, Melanie and Peasgood, Sean"
http://socserv.mcmaster.ca/soc/courses/stpp4C03/ClassEssay/education.htm
Переводчик Раскин В.А.
Дистанционное образование
Дистанционное образование - это форма образования, при которой «процесс обучения и процесс изучения включают действия при которых слушатели находятся на расстоянии от автора учебного материала» " (Phipps, 11). «С тех пор как дистанционному образованию исполнилось 100 лет в 2000 году» (Saba, 3), оно было использовано для обучения всех возрастов во многих сферах образования, с помощью большого числа медиа технологий. Сотрудничество дистанционного образования и Интернет, однако, довольно современное явление для тех, кто интересуется высшем образованием. Когда студенты университетов становятся осведомленными об Интернет и его приложениях, высшие учебные заведения реализуют потенциал Интернет для обучения на расстоянии. Фактически «довольно малое число высших учебных заведений не практикуют дистанционное обучение.» (Saba, 2) Однако, если общение лицом к лицу преподавателя и студента в аудиториях незаменимы для качественного обучения, и компьютеры сокращают такое общение, то почему число средств дистанционного образования через Интернет растет с каждым годом? В этом разделе делается попытка ответить на поставленный вопрос и перечисляются возможные результаты самых лучших решений в дистанционном образовании с использованием Интернет для высших учебных заведений.
Интернет содержит множество приложений, которые иллюстрируют как Интернет, в отличие от обучения лицом к лицу, может способствовать высшему образованию. Во первых, он не ограничен географически, в отличие от очного обучения. Студенты, которые живут на отдаленных территориях не должны путешествовать на большие расстояния чтобы посетить лекцию или получить материалы для чтения. (Southard, 428) Во-вторых, при помощи электронной почты студенты могут вести личную переписку с преподавателем. При очном обучении, студенты должны встречаться с руководителями, что отнимает время и может быть трудоемким в случае несовпадения расписаний студента и руководителя. В то же время, студент может быстро получать ответы от преподавателя при помощи электронной почты. Более того, электронная переписка между студентами «может содействовать групповой активности, которая схожа содействию при совместном обучении» (Schneider, 54), которое может повышать знания студентов. В-третьих, WWW может быть использована как место публикаций ответов на типичные вопросы студентов, которые могут быть полезны другим студентам. Это также удобный путь для доступа к огромному числу ресурсов для облегчения заданий и эссе. WWW также предоставляет руководителю возможность создания страницы-аудитории с такой информацией как конспект лекций, упражнения, ссылки на специфические WWW, связанные с содержанием курса. Наконец, Интернет может быть использован для прикладного использования содержания курса в реальном мире. Например, студенты экономического факультета университета McMaster в Онтарио имеют доступ к Образовательному Торговому Центру. Таким образом, студенты имеют доступ к торгам в реальном времени и финансовой информации. В свою очередь, они имеют возможность изучить как работают рынки, и разработать начальные бизнес навыки(Farquhar, 1). Поэтому, внедрение Интернет в традиционный бизнес курс в университете McMaster демонстрирует пользу навыков студентов, которые традиционные курсы не в состоянии предоставить. Вкратце, Интернет предлагает большое разнообразие приложений, которые могут облегчить обучение. Более важно, что такие приложения недоступны при очном обучении, что объясняет почему обучение через Интернет так привлекательно для студентов вузов.
С тех пор как Интернет имеет так много применений и он может облегчить обучение, кто-то может ожидать исследования дистанционного обучения через Интернет и очного обучения, чтобы продемонстрировать что студенты делают лучше в интерактивном курсе, чем то же в традиционных курсах. Тем не менее это не всегда так. Результаты современных исследований разнятся от демонстрации того, что «Кибер –ученики учатся лучше чем традиционные ученики» (Russel, Sig.. p.2) до «больший процент студентов, участвующих в дистанционном изучении курса, имеют тенденцию быть отчисленными, прежде чем курс будет завершен в сравнении со студентами в традиционных аудиториях» (Phipps, 25). Также, существует множество исследований, демонстрирующих, что «вне университетские студенты демонстрируют такие же знания как и их университетские коллеги по тем же курсам» (Russel, The no..., 4). Следовательно, доступные исследования ни отрицают, ни доказывают, что дистанционное обучение через Интернет более эффективно, чем личное общение с преподавателем, а только показывают, что они эквивалентны по эффективности.
Существует три возможных вида последствий, которые могут быть результатом возрастающей тенденции к внедрению Интернет в процесс высшего образования. Учитывая то, что исследования показывают преимущества и недостатки дистанционного образования с использованием Интернет, каждое из последствий может иметь различное значение. Первое возможное последствие – это то, что преподавательский состав и студенты будут препятствовать продвижению дистанционного обучения в их школы. Последствия для студентов, посещавших школы, где дистанционное обучение полностью исключено из процесса обучения, очевидны. Во-первых, студенты будут не в состоянии воспользоваться всеми вышеназванными выгодами от использования Интернет. Также они будут отставать от мира, который движется вперед и внедрения информационных технологий, фактически, во все сферы труда и области исследований. Поэтому, не в интересах учебных заведений исключать дистанционное образование из их учебных планов.
Второй вероятный исход заключается в том, что школы полностью интегрируют Интернет в их процесс обучения и сократят преподавание в вида личного общения. Этот исход, конечно, будет иметь важные последствия как для учителя, так и для ученика. Во-первых, Интернет склонен к временным затратам. Некоторые исследования показывают, что для учителей «представление материала на расстоянии обычно отнимает больше времени, чем выдача того же материала в традиционных аудиториях.»(Willis, 3) Другие исследования связаны с демонстрацией факторов которые повысят время изучения «время затраченное на загрузку материалов с WWW серверов, восстановление сбоев пользовательских машин, недоступные ссылки и сайты и время авторизации»(Oliver, 284). Следовательно, технология может сама по себе наложить временные ограничения на возможность преподавателя преподать урок так же, как и на возможность ученика изучить его. Во-вторых, доступность Интернет для студента может ограничить его возможности воспользоваться дистанционными курсами. Многие студенты, которые не могут позволить себе приобретение персонального компьютера, имеют доступ е Интернет только в пределах университета. Это имеет важное значение при дистанционном образовании так как «удобный доступ с работы или из дома может влиять на успех студента»(Willis, 3). Также многие студенты, чувствуют себя некомфортно при пользовании компьютеров. Пока компьютерная неграмотность ставит таких студентов в невыгодное положение, эквивалентное благоприятное положение не гарантировано всем студентам. В третьих, дистанционное образование через Интернет более дорогостоящее, чем традиционные формы образования. «На данный момент опыт демонстрирует очевидность того, что обучение с применением вычислительной техники, с…оборудованием, модернизацией, поддержкой, техническим и административным персоналом, стоит больше…чем традиционное образование.»(Noble, 42) В-четвертых, существует беспокойство по поводу того, что образование в высших учебных заведениях имеет более глубокое влияние на студентов, чем простое пересыхание им информации. Студенты изучают самих себя и претерпевают «психологических изменений, таких как обретение индивидуальности, самосознания, чувства общего достоинства, отношение к другим…(и) формирование отношения и оценки»(Phipps, 24) Учеба на расстоянии не предоставляет такой возможности роста. В сущности, дистанционные ученики лишены опыта, выходящего за рамки учебного процесса. Вкратце, внедрение Интернет может иметь различные негативные последствия в обучении студентов и подаче учебного материала.
В качестве примера комплексного внедрения Интернет в учебный процесс и его недостатки можно привести университет Симона Фразера в Британской Колумбии (SFU), который предоставляет некоторые онлайн курсы своим студентам. Наибольшее беспокойство вызывает то, что SFU не оборудован в достаточной мере, чтоб предоставить доступ к университетским компьютерам всем студентам. Поэтому, студенты вынуждены приобретать свои собственные компьютеры или тратить меньше времени на дистанционные курсы чем при традиционном обучении. Это становится проблемой для тех студентов, кто не может себе позволить приобретение компьютера. Поэтому, SFU возможно «прогрессирует с идеей виртуального университета без обеспечения необходимой технической поддержки для умелого и эффективного его использования студентами.»(Aujla, 2) Этот пример демонстрирует, что замена личного обучения дистанционным образованием тоже не в интересах высших учебных заведений.
Третьим вероятным исходом является внедрение высшими учебными заведениями гибридной системы обучения, что означает интеграцию дистанционного обучения в очную форму обучения, в ее подачу материала. Этот путь, «включения мероприятий связанных с Интернет в качестве дополнения к аудиторным занятиям может помочь предоставить студентам лучшее из обоих миров» (Southard, 430). Объединение Интернет и очных форм образования обеспечат студентам, не имеющим доступа к Интернет и студентам не способным приобрести компьютер должный уровень знаний, и в то же не лишит их опыты выходящего за рамки университета. Это также предоставит студентам, на являющихся опытными пользователями, возможность постепенно внедрять компьютеры в их учебу (исследования). Руководители же будут иметь возможность внедрять Интернет в свои курсы и выбирать приложения, которые будут полезны их студентам. Таким образом, внедрение дистанционного обучения в традиционные формы обучения могут оказаться очень благоприятными для студентов, и поэтому наиболее интересны для высших учебных заведений.
Пока расширение сотрудничества Интернет и высшего образования меняется от школы к школе, оно оставляет надежду изменить путь, предлагаемый большинством университетов. Цитируя Кэннет Грин (Kenneth Green), «что впереди у большинства кафедр и студентов, так это какой то тип гибридной системы обучения в которой технология дополняет, а не вытесняет, содержание и языковое общение, которые были частью традиционного опыта посещения колледжа» (Green, 2). Возможно, лучший вариант в наше время – придержать замену всех традиционных курсов дистанционными. В наше время, «университетская общественность должна многое изучить касательно того каким образом и какие технологии могут улучшить процесс обучения/изучения, в частности дистанционно» (Phipps, 29). Следовательно, исследования, касающиеся эффективности и обоснованности дистанционного образования и, соответственно, сокращения аудиторного образования для студентов и преподавателей должны продолжаться. До тех пор, пока исследования не покажут, что дистанционное образование однозначно более эффективно, чем традиционное, или наоборот, неразумно заменять одно на другое.
Заключение
Как Интернет и его технологии проникают и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, так и его внедрение в образовательный процесс становится неотъемлемым. Как следствие этого Интернет и его технологии внедряются в каждую аудиторию и тем самым готовят студентов к завтрашнему дню и их будущему. К тому же, система высшего образования начинает осознавать важность этих технологий и поэтому внедряет дистанционное образование при помощи Интернет в свои учебные планы. Несмотря на то, что обеспечение Интернетом является важным в улучшении образования, его вовлечение общение лицом к лицу преподавателя и студента не должно быть переоценено. Многие последствия приведут к постепенному перемещению от посещения традиционных аудиторий к технологически более совершенным. Эти перемены, благоприятные или нет, изменят отношения между преподавателем и студентом, таким образом приведет к эволюционированию характера общения в традиционном образовании. Следовательно, неоспоримо, что новые правила сопроводят преобразование образовательной системы. Тем не менее, предоставленные соображения основываются на том факте, что текущие исследования являются не убедительны относительно окончательного выявления более эффективного пути обучения студентов при помощи Интернет и его технологий, или более эффективным является личное общение студента и преподавателя. Поэтому, внедрение этих технологий и образовательную систему продолжает поднимать старые вопросы о применении традиционной системы образования, Что будет наиболее эффективным для обучения студентов завтра?