А. Кудинов
|
Прогнозирование финансового состояния
и результатов деятельности
промышленных и торговых предприятий
|
Источник:
www.iteam.ru/publications/finances/section_30/article_1275
|
Что такое прогнозирование и зачем оно нужно
|
Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство - это деятельность,
связанная с вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня,
а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов
и эффективность вложений нужно определить не только последовательность действий
и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия
и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов,
возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п.
И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут
удовлетворять минимальным требованиям достоверности. Определение будущего
состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование.
Осознаем мы это или нет, но при принятии любых плановых или внеплановых решений
оценка их возможных последствий является обязательным управленческим действием.
И лучше, чтобы это действие осуществлялось системно и корректно настолько,
насколько позволяет имеющаяся информация. Оценка последствий решений и
действий для предприятия с учетом сложившихся тенденций изменения внешней
среды и состояния предприятия или прогнозирование отличается от планирования
этих действий и решений только тем, что при планировании мы руководствуемся
прежде всего целью, которую надлежит реализовать,
то есть исходя из цели - планируем последовательность действий и потребные
ресурсы для их осуществления. При прогнозировании же результат или возможная степень
достижения целей есть вероятные последствия принятых или планируемых решений.
В этом смысле прогнозирование является необходимым составным элементом планирования
и управления. И успех планирования и, следовательно, управления деятельностью предприятия
будет полностью определяться качеством прогнозных оценок последствий принимаемых решений.
|
Основные цели прогнозирования
|
Прогнозирование результатов деятельности предприятия и его
финансового состояния осуществляется с целью:
-
оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого
финансового состояния предприятия на планируемый период в
зависимости от основных возможных вариантов его производственно-сбытовой
деятельности и ее финансирования;
-
формирования на этой основе обоснованных выводов и
рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии
и тактики действий высшего руководства предприятия.
В числе стратегических и тактических решений могут быть
производственно-сбытовая программа предприятия на планируемый период,
планируемая структура активов, в том числе оборотных, принципиальная
схема финансирования активов и деятельности предприятия на планируемый
период, возможность реализовать тот или иной инвестиционный проект и т.д.
То есть прогнозной оценке может быть подвергнуто принципиально любое
решение об использовании финансовых средств и последствия реализации
этого решения для финансового состояния предприятия.
Принимая во внимание крайне нестабильное финансовое состояние
значительной части предприятий, одной из задач финансового
прогнозирования может быть оценка возможности, основные условия
и сроки нормализации состояния предприятия, то есть возможности и
условия его финансового оздоровления. В этом смысле финансовое
прогнозирование является необходимым элементом антикризисного
управления.
|
Финансовое позиционирование в системе управления предприятием
|
Прогнозирование как уже выше отмечалось, является необходимым
составным элементом управления и одним из основных условий
(по мнению Р.Брейли и С.Майерса "Принципы корпоративных финансов)
эффективного планирования и этим определяется его значимость в
системе управления предприятием. Любому решению должны
предшествовать анализ сложившейся ситуации и прогноз возможных
последствий его принятия или не принятия.
Для придания процедурам
анализа и прогнозирования конкретности, исключения абстрактных
предположений типа "Вот если бы..." и приведения процесса принятия
решения в границы принятых стратегических приоритетов представляется
целесообразным в пределах каждого планового (прогнозного) периода
определять нормальные параметры деятельности предприятия, то есть
основные показатели его работы, считающиеся нормой. В этом случае
процессы анализа и прогнозирования будут иметь основным содержанием
сравнение фактических (прогнозируемых) значений параметров работы
предприятия с нормальными, а процесс планирования - разработку
мероприятий по приведению реального состояния предприятия к
нормальному.
|
Методы прогнозирования
|
Финансовое состояние предприятия может быть достаточно
корректно описано с помощью трех классических моделей: баланса
доходов и расходов, баланса активов и пассивов и баланса поступлений
и платежей. Эти же модели позволяют оценить результативность и
эффективность деятельности предприятия. Поэтому методологической
основой прогнозирования финансового состояния и результатов
деятельности предприятий должны быть эти три баланса. Баланс
доходов и расходов, описывающий результаты деятельности
предприятия за период, баланс активов и пассивов, создающий
финансовый образ предприятия и характеризующий структуру его
активов и обязательств, и баланс поступлений и платежей,
представляющий движение платежных средств между
предприятием и его контрагентами и дающий полное представление
о динамике инкассации дебиторской задолженности и финансировании
всех операций предприятия за период, в совокупности формируют
финансовую модель предприятия. Поэтому прогнозирование
финансового состояния предприятия и результатов его деятельности
и есть процесс создания вариантов финансовой модели предприятия,
учитывающей любые возможные решения по формированию
производственно-сбытовой программы, по реализации инвестиционных
проектов, по приобретению материалов и сырья, по определению
сроков предоставления коммерческих кредитов потребителей, по
формированию фонда заработной платы, по покупке трех веников и т.д. и т.п.
Процесс формирования финансовой модели предприятия
(и прогнозирования его состояния) имеет следующую последовательность.
Первым разрабатывается баланс доходов и расходов. Прогнозируемые
(планируемые) результаты деятельности предприятия за период и исходное
состояние активов и обязательств являются основанием для проектирования
баланса активов и пассивов. Содержание двух предыдущих балансов
позволяет рассчитать (именно рассчитать!) поток поступлений и платежей
за период.
Поскольку формирование трех балансов - абсолютно формализованная
процедура, правила которой определены нормами бухгалтерского учета, и
столь же формализованы взаимосвязи между балансами, процесс
финансового прогнозирования может быть легко компьютеризован.
Это позволяет достаточно быстро, в режиме реального времени, делать
оценки последствия любых возможных финансовых решений.
Порядок проведения процедуры прогнозирования финансового состояния
и результатов деятельности предприятия включает, во-первых, подготовку
исходной информации о состоянии предприятия и подготовку плановых
решений, разделенных на шесть блоков. Блок первый - исходное состояние
активов и пассивов предприятия, данные финансовой отчетности.
Блок второй - планируемый (прогнозируемый) объем продаж и условия
реализации продукции. Это информация от службы сбыта (маркетинга).
Блок третий - планируемые инвестиции и дезинвестиции в
необоротные активы. Данная информация готовится финансовым отделом на основе
предварительных (проектных) плановых решений по техническому развитию
предприятия. Блок четвертый - прогнозируемые на конец периода складские
запасы готовой продукции и материалов, остатки незавершенного
производства, величина дебиторской задолженности и других элементов
оборотных активов. Прогнозные оценки должен делать финансовый
отдел после консультаций с соответствующими службами предприятия.
Блок пятый - решения по изменению уставного капитала
о выплате дивидендов.
Блок шестой -проектные решения по финансированию деятельности предприятия
на прогнозируемый период, в том числе получение и возврат долгосрочных и
краткосрочных кредитов, изменения величины коммерческой кредиторской
задолженности, остатки задолженности по заработной плате и платежам в
бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, для моделирования необходимо
использовать компьютеризованный блок расчета налогов или вводить
информацию о рассчитанной иными методами величине платежей,
подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды в течение
прогнозируемого периода. Вторым действием необходимо исходную
информацию определенным образом структурировать, то есть внести
в соответствующие форматы (таблицы). Далее, на основе этой
структурированной информации создается финансовая модель
предприятия и прогнозные балансы доходов и расходов, активов и пассивов,
поступлении и платежей. Полученные балансы и есть база для
принятия решений.
|
Период прогнозирования, варианты прогнозов
|
Период прогнозирования может быть принципиально любой: от месяца
до пятидесяти лет. Его выбор определяется, во-первых, целями
прогнозирования, то есть характером решений, которые предстоит
принять с использованием прогнозных оценок, во-вторых,
достоверностью исходной информации. Очевидно, что бессмысленно
производить прогнозные расчеты, когда погрешность некоторых
данных, например, объема продаж, превышает 15 - 20%. Такой прогноз
имеет мало смысла, поскольку решения, последствия принятия которых
имеют вероятность осуществления + 20%, можно принимать и без
трудоемких прогнозных расчетов. В настоящих условиях
прогнозные расчеты могут дать вполне корректный результат при
выборе периода прогнозирования от нескольких дней до 2 - 2.5 лет.
Данный выбор обусловлен тем, что, с одной стороны, для оценки
ближайших перспектив необходим краткосрочный прогноз:
с другой - для рационализации выбора и оценки стратегии и тактики
действии высшему руководству предприятии следует оценить его
перспективы не менее чем на 2 года,
поскольку в этот период окупаются
вложения в более или менее эффективные инвестиционные проекты.
Для оценки влияния на финансовое состояние и результаты деятельности
предприятия вероятных изменений основных факторов (продаж, затрат
и др.) прогнозные расчеты целесообразно производить по нескольким
вариантам с различными исходными данными (производственная
программа, структура издержек производства, инвестиции и т.п.).
В практике принято чаще всего оценивать будущее в трех вариантах:
пессимистическом, оптимистическом и реалистическом. Это позволяет
руководителям предприятий быть готовыми как к неожиданным
неприятностям, так и к счастью по случаю.
О порядке формирования исходных данных для прогнозирования,
основных допущениях, целесообразных при проведении прогнозных
расчетов, технике проведения расчетов и методах интерпретации
результатов мы планируем рассказать в следующих статьях этого цикла.
|
Вверх
|
|