Первоисточник: http://dl.nw.ru/practice/course_design/testing/goals/
В этом тексте под понятием "тестирование" подразумевается простейшая форма оценки знаний - то, что в англоязычной терминологии обозначается словом "quiz" (см."Типы тестов"). Вследствии своей простоты эта форма легко реализуется с помощью компьютерных технологий и получила широкое распостранение.
Можно выделить две основные цели использования тестирования в процессе обучения:
- оценка успехов обучаемого
- помощь в обучении
Кроме этого есть и вспомогательные цели:
- оценка эффективности обучения
- стимулирование преподавателя к размышлениям над процессом обучения и учебным материалом:
- обучаемые провоцируются к размышлениям и действиям
- поощрение обучаемых к тому, чтобы задавать вопросы по теме обучения
- создание дополнительной мотивации для обучению
Почему имеет смысл использовать онлайновые системы тестирования:
- экономия времени: система тестов на основе web-технологий легко тиражируется, результаты тестирования легко доступны
- сокращение времени реализации обратной связи: обработка результатов простых форм тестирования (quiz) может быть выполнена компьютером много быстрее, чем преподавателем-человеком, а средства компьтерной коммуникации позволяют обучаемому быстро получить готовые результаты, то есть обратная связь реализуется практически в режиме "реального времени"
- уменьшение требуемых ресурсов: основной критичный ресурс в преподавании - время, затрачиваемое преподавателем, - резко сокращается при использовании компьютеризованной системы проверки тестов
- упрощение ведения протокола тестирования: использование компьютера позволяет хранить больше протоколов тестирования, находить нужные много быстрее и осуществлять поиск по гораздо более сложным критериям, чем при работе с "бумажными" аналогами
- большее удобство в доступе: студенты могут получить доступ к системе тестирования в любое удобное для них время и (при необходимости) любое количество раз
Эту форму тестирования можно также использовать
а. в качестве пропускного механизма (gatekeeper - привратник)
б. в качестве указателя на учебные ресурсы
в. для тренировки.
а. Пропускной механизм:
Тест используется для того, чтобы убедиться, что обучаемый достиг определенного уровня знаний перед тем, как перейти к изучению следующей части курса. Будем называть такой вариант использования теста "привратником". Опасности, которые сопровождают использования теста-"привратника":
- ситуация может восприниматься обучаемым как игра, чья единственная цель - получить "ключ";
- обучаемые могут передавать "ключь" друг другу;
Чтобы избежать этого, необходимо тщательно разъяснять обучаемым "философию" использования "привратников"
б. Указатель на учебные материалы:
Обучаемый, давший неправильные ответы, может быть направлен на соответствующую часть учебных материалов, используемую в качестве подсказки.
При всех удобствах такой формы обучения, как компьютерные тесты, необходимо сознавать ее ограниченность - с ее помощью можно формировать только простейшие навыки, основанные на запоминании некоторого набора фактов, для формирования навыков творческого использования полученных знаний необходимо применять другие формы обучения.
Опасности, связанные с интенсивным использованием компьютеризированных тестов:
- формирование ложных целей: чрезмерное использование компьтеризированных тестов без использования в качестве противовеса традиционных методов проверки (например с произвольным ответом, проверяемым преподавателем) может поощрять обучаемых к слишком поверхностному изучению материала и может создать у обучаемого впечатление, что простое запоминание ("зубрежка") - это все, что требуется при обучении.
- безличность: обучаемый может начать чувствовать себя слишком изолированно и ощущать себя "покинутым", слишком долго общаясть только с компьтером. Один из методов решения этой проблемы - включать в каждый тест имя и координаты человека, с которым он может пообщаться в случае возникших трудностей.
- чрезмерное тестирование: использование слишком большого числа тестов может привести к тому, что обучаемые будут избегать системы самотестирования, считая ее значимость слишком низкой.
- формирование ложной самоуверенности: если требования для успешного прохождения тестов сильно занижены, это может создавать у обучаемых ложную самоуверенность. Кроме того при самостоятельном прохождении автоматизированных тестов всегда есть возможность заглянуть в учебный материал или попытаться получить правильные ответы "наугад".
- поощрения "угадывания", что в итоге также ведет к формированию ложной самоуверенности.
- способ задавать вопросы и получать ответы может быть ограничен программным обеспечением: скажем оно может позволять только "выбор из варианта" или "ответ в одно слово", что в итоге создаст перекосы в стиле обучения.