Библиотека

Бережливых дел мастера,

Заплатки надо ставить умеючи.

Если вы думаете, что ставить заплатки - это удел только лишь бережливых хозяек, то глубоко ошибаетесь. Те, кто ловко умеет залатать прохудившееся место, пользуются уважением и у... нефтяников. Азнакаевских мастеров этого дела, к примеру, знают даже в Туркмении и на Украине, не говоря уж о нефтяных регионах России.

Правда, заплатки эти весьма специфические. И накладываются они на трубы, которые расположены глубоко под землей, в скважинах. Эту крайне важную процедуру сумели освоить в начале восьмидесятых годов в коллективе Азнакаевского управления по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин. Собственно, это одна из тех многочисленных процедур, которая направлена на то, чтобы поддерживать имеющийся фонд скважин в рабочем состоянии. Ведь сегодня ни для кого не секрет, что месторождения Татарстана вступили в позднюю стадию своей разработки. И дело не только в том, что год от года ухудшается структура запасов нефти, а еще и в том, что скважины, как и мы, имеют свойство стареть. Стареющие же скважины требуют особого догляда. Сколько их, чей возраст исчисляется десятилетиями, а то и полувеком! И тут особо нужны неор-динарные, новые подходы к капитальному ремонту такого фонда.

Ведь и здесь имеются определенные виды работ, которые по праву считаются самыми трудоемкими. Один из них - восстановление работоспособности обсадных колонн. Производится оно и обычным способом, когда место требуемого ремонта просто заливается цементом либо туда спускается и опять-таки цементируется дополнительная колонна меньшего диаметра. Или же тем самым оригинальным способом наложения своеобразной заплатки, о котором стоит поговорить отдельно.

В колонну, где обнаружен дефект, а говоря проще - дыра в металлической стенке трубы, спускается стальная гофрированная труба, которая и станет пластырем за счет ее раскатывания в основной колонне. Надо сказать, что участок по изготовлению таких пластырей и их установке - единственный не только в объединении "Татнефть", чьим дочерним предприятием является Азнакаевское УПНП и КРС. Таких цехов по всей России всего три. Аналогичные производства действуют лишь в Сургуте и Краснодаре. Причем любопытна сама история того, как появилось в Азнакаеве это уникальное оборудование. Местные ремонтники всегда отличались неугомонностью в поисках новых технологий и оригинальных идей в нефтяной отрасли. И вот эти поиски привели их в хлебный Краснодар, где, как выяснилось, успешно работает ВНИИКРнефть, нынче преобразованный в ОАО "НПО "Бурение". Сумели найти общий язык и договориться с научными работниками этого института. В результате в Татарстан уехала редкая технология герметизации эксплуатационных колонн путем наложения пластыря.

Как вспоминает начальник базы производственного обслуживания ООО "Татнефть - Азнакаевское УПНП и КРС" Фарит Калимуллин, в ту пору похожая технология уже существовала у американских нефтяников, но краснодарские специалисты предложили принципиально новое решение протяжки трубы, которое ко всему прочему было и эффективнее. По тем чертежам, которые привезли из Краснодара, местные умельцы собрали и отладили необходимое оборудование, закупив у краснодарцев лишь несколько частей стана. А выглядит сама процедура таким образом: по длинному ложу плывет труба, которую зажимают механические ролики. Дальше она уже выходит, сомкнувшись по кругу эдаким "цветочком" в шесть лепестков. И затем, в ходе ремонтных работ попав в зону повреждения, под давлением расправляется и герметизирует этот участок.

- Эта технология за годы ее применения показала ряд существенных преимуществ, - говорит ведущий технолог управления А. Ахметшин.- Теперь полностью отпадает необходимость в тампонажных работах, когда следом нужно разбуривать цементные мосты. Значительно ускорился ход работ по ремонту. К тому же этот метод не накладывает ограничений на вид эксплуатации отремонтированной скважины, ведь сужение диаметра в месте ремонта составляет всего семь миллиметров при общей толщине пластыря в три.

Надо подчеркнуть, что установка пластыря не мешает в последующем повторять подобные операции ниже уже имеющегося или ставить их встык друг к другу. Важно и то, что в дальнейшем у ремонтников будет возможность при необходимости спустить в основную эксплуатационную колонну другую, меньшего диаметра. Мы подсчитали, что технология "заплатки" в условиях "Татнефти" обходится в два раза дешевле обычной. Надо сказать, что до девяносто седьмого года мы проводили такие работы в среднем на двадцать одной скважине в год. Но все дело в том, что мы работали со специальными тонкостенными бесшовными холоднодеформированными трубами, которые были произведены в Бельгии и Японии. Финансовые трудности перекрыли для нас этот канал, и пришлось искать новые пути. Нам удалось восстановить отношения с краснодарским НПО "Бурение", где закупили два комплекта посадочного инструмента нового поколения взамен изношенных. Сейчас достигнута договоренность о закупке еще одного комплекта оборудования и инструмента для посадки металлических пластырей под эксплуатационную колонну в 168 миллиметров.

Они пошли другим путем.

И путь этот шел... вбок. Именно так хитро можно обойти закрывшуюся горловину скважины, чтобы пробиться к чистому пласту, откуда вновь потечет наверх нефть и тем самым скважина обретет новую жизнь. Тут надо сказать, что азнакаевские капитальщики-ремонтники, внедрившие в производство более полусотни разного рода новых технологий, среди которых такие способы воздействия на пласт, как пенные и полимерно-дисперсные системы, пластыри, сумели в совершенстве освоить и сложную технологию - зарезку и бурение вторых стволов, зарезку бокового ствола. Ведь давно уже замечено, что восстановление старых скважин с дефектными эксплуатационными колоннами не оправдывает себя, если применять традиционные методы. Слишком велик объем сложных работ, которые нередко трудно осуществить технически. Опыт в этом деле азнакаевцы накапливали с конца семидесятых годов. И он пригодился в 1997 году, когда с использованием подъемника А-50 были пробурены боковые стволы на четырех скважинах. Год спустя в управление поступила уникальная американская подъемная установка "Кардвелл", закупленная "Татнефтью".

Необходимость в такого рода новшестве, как бурение боковых стволов, - дело жизненно важное для нефтяников. Судите сами: ведь куда дешевле дать вторую жизнь "замолчавшей" скважине, чем бурить новую. Засорился ли забой или произошла деформация колонны - для устранения этих причин, которые перекрывают доступ к пласту, средств однозначно уйдет меньше.

А на "Кардвелл" азнакаевские ремонтники не нарадуются. В полтора раза сократилось время на производство основных работ. Теперь, используя возможности этого подъемника, можно было еще более усовершенствовать технологию бурения боковых стволов, которая позволяет не только задавать направление и обеспечить отход от старого ствола скважины, но и бурить новые боковые горизонтальные стволы. Подобную технологию в свое время успешно опробовали на одной из скважин Сармановской площадки НГДУ "Джалильнефть", где вместе с Ижевским управлением буровых работ был обеспечен отход от основного ствола на семьдесят метров, а на Зеленогорской площади НГДУ "Азнакаевскнефть" - на сто метров. При подобного рода работах необходимо так называемое навигационное сопровождение, которое стоит немалых денег, ведь осуществляли его прежде специалисты из сторонних организаций, в частности из ОАО "Азнакаевский горизонт" и НПОО "Горизонт". Но их помощь обходилась в круглую копеечку, и потому было решено освоить эту сферу собственными силами. Закупили две телесистемы, обучили своих специалистов, так что теперь и навигация своя. На работу вновь созданного участка по навигационной проводке скважин нареканий пока не было, тем более что расходы на содержание и эксплуатацию телесистем оказались значительно ниже стоимости сервисных услуг, а это позволяет быстро окупить затраты и получить дополнительную прибыль, что, в свою очередь, не может не сказаться положительно на стоимости всех работ.

Этот комплекс мер позволил азнакаевцам с июня 1997 года по сентябрь нынешнего пробурить сорок боковых и пять горизонтально-боковых стволов.

Слабым здесь не место

Ремонт скважин - дело не просто технологически сложное, но и физически тяжелое. C констатации этого факта начался наш разговор со старшим мастером участка по зарезке и бурению боковых стволов цеха № 3 Сагадатом Рамазановым. Ему ли, отдавшему более тридцати лет этому делу, не знать тонкостей подобного рода работы? Сегодня опытнейший буровик вроде "скорой помощи" - на самые сложные участки, вне зависимости от времени суток, вызывают именно его. И дело тут в том, что боковые стволы требуют особого к себе подхода. Здесь много тонкостей, освоить которые можно, лишь наработав опыт, особую интуицию, позволяющую с точностью электронного прибора предопределить результат своего труда. И то, что это предприятие испытывает определенный кадровый голод в тех условиях, когда желающих работать здесь более чем достаточно, - это отнюдь не парадокс. Придя со средним специальным образованием и даже отработав определенное время в иных буровых организациях, молодые люди не всегда справляются со своими обязанностями. Слишком много здесь нюансов, свойственных именно этому виду работ. Наверное, потому важны в управлении ПНП и КРС личный опыт и общение с наставником - только так можно стать хорошим специалистом. Есть тут такой мастер, как Фирдоус Гатиятов. Его бригаду именуют кузницей кадров. И совсем не случайно. Именно он выучил своему делу известного буровика Павла Егоркина, а тот, в свою очередь, стал наставником для опытного теперь мастера Вадима Синицы.

Зачастую каждому из них приходится работать в экстремальных условиях. Это ведь летом солнышко и благоухание цветов, зима у нас куда длиннее. Попробуй повозись на морозе часами с тяжеленными огромными ключами да попередвигай эти трубы под колючим ветром. К тому же и пресный раствор, который закачивают в скважины, замерзает. Это ушлые американцы снабдили свой "Кардвелл" специальными калориферами да генератором, который позволяет установке работать и в чистом поле. Наши же агрегаты пока далеки от совершенства, так что ремонтникам достается "на орехи".

Говоря о примечательностях этого коллектива, трудно обойти и такой момент, как особая хозяйственность и добросовестность здешних специалистов. Вот уж кого с полным основанием можно назвать бережливых дел мастерами. Ведь они дают возможность своим заказчикам сэкономить немалые суммы в будущем. Мастер по сложным работам Закария Авзалов рассказывал, с какими неординарными ситуациями приходится ему лично сталкиваться. И тут есть чему удивляться. Дело в том, что, прежде чем начать ремонтные работы, те же буровики невольно становятся "дворниками". В скважинах за многие годы их эксплуатации нередко накапливается груда металлолома. Чего только не достают оттуда ремонтники, прежде чем приступить к своим непосредственным обязанностям! Сам же Авзалов в этом случае скрупулезен донельзя: прежде чем опустить в ствол тот или иной инструмент, замерит его, снимет все возможные размеры, зафиксирует это и лишь потом начинает работу.

Точность в работе здесь давно стала не просто одним из требований трудовой дисциплины, а тем фирменным знаком, который определяет лицо всего коллектива. Иначе и нельзя. Репутация обязывает.

Гамира ГАДЕЛЬШИНА. http://www.rt-online.ru/

Библиотека