Актуальные вопросы регистрации недвижимости и прав на нее на Украине.
(По материалам семинара инвентаризаторов Украины 11-12 декабря 2002 г. в гор. Ивано-Франковске).
С. КиселевИнвентаризаторы Украины проводят семинары по актуальным вопросам деятельности ежеквартально, т.е. гораздо чаще, чем их российские коллеги. Число участников семинара, в зависимости от темы, уровня и места проведения, колеблется от 100 до 400 чел. Столь активная коллективная деятельность обусловлена многими факторами, основными из которых являются:
- Меньшая чем в России территория Республики;
- Оперативность связи между Республиканским и муниципальным уровнями, т.к. на Украине двухуровневая структура управления неформальной системой организаций БТИ (На Украине нет областных организаций технической инвентаризации );
- Наличие на республиканском уровне ведомства, осуществляющего действенное, а не на словах, методологическое руководство и координацию деятельности муниципальных БТИ. Вчера это был традиционно уважаемый на Украине Госстрой, а сегодня отпочковавшееся от Госстроя Министерство ЖКХ Украины. И Госстрой, и МЖКХ Украины рассматривают Союз инвентаризаторов Украины (Ассоциацию Укртехинвентаризация) как помощника, обеспечивающего методологическое руководство деятельностью БТИ.
- Единство системы БТИ, в силу отсутствие экономических причин для конфликта интересов между ними (На Украине нет государственных унитарных предприятий ни на уровне области, ни на уровне Республики. Непосредственно инвентаризацию и регистрацию осуществляют только межрайонные МУПы, а Республиканский орган осуществляет методологическое руководство за счет средств и силами Ассоциации «Укртехинвентаризация»);
За постсоветский период система учета и регистрации недвижимости (и прав на нее) не претерпела существенных изменений, хотя приватизация жилья и предприятий осуществлена в той же мере, что и в России. Минюст Украины, ориентируясь на западный опыт и опыт России давно ставит и продвигает вопрос о создании подведомственной ему системы регистрации прав на недвижимость. Однако БТИ Украины, поддерживаемые Госстроем, в условиях сложной политической обстановки до последнего времени успешно противостояли натиску юристов, а разработанный законопроект о возложении регистрации прав на Минюст блокировался в Верховной Раде.
Конечно, за последний год Минюст сделал несколько успешных, хотя противозаконных и абсурдных по логике шагов по созданию подконтрольной ему системы регистрации прав, к основным из которых можно отнести:
- Принятие на уровне Правительства Украины решения о создании и ведении Минюстом Украины электронного реестра прав;
- Издание совместного приказа Минюста и МЖКХ о возложении на МУП БТИ Украины обязанностей по предоставлению в Минюст информации о зарегистрированных правах, для целей ведения электронного реестра. Кроме того, БТИ Украины в части регистрации прав перешли в методологическое ведение Минюста.
Противоправность названных нормативных актов состоит в том, что они изданы в обход учредителей БТИ и не согласованы с ними. Естественно, эти акты не согласованы и с БТИ, хотя грубейшим и грабительским образом нарушают их экономические интересы.
Смешно, но БТИ должны не только предоставлять в Минюст информацию, но еще и платить за это! Система поборов с БТИ основана на том, что БТИ покупают у Минюста чистую гербовую бумагу (формат А-4 с некоторой степенью защиты) по 25 гривен1 за 1 экз., чтобы затем на этой бумаге печатать и бесплатно выдавать собственникам Свидетельства о регистрации прав.
Более того, БТИ обязаны профинансировать за счет собственных средств устройство и обеспечение эксплуатации системы для передачи информации в Минюст! А это дорогостоящая система, включающая в себя не только компьютеры с программным обеспечением, но и систему спутниковой связи (через «тарелки»), монтаж которой для каждого БТИ Украины (их около 400) обойдется в 7 тыс. гривен (42 тыс. руб.), а эксплуатационные затраты за месяц составят примерно такую же сумму.
Парадокс заключается в том, что при всех затратах на регистрацию прав и передачу информации о зарегистрированных правах в Минюст, БТИ запрещено повышать тарифы на свои услуги и работы, в т.ч. на выдачу справок для граждан и юридических лиц!
Приказы Минюста, изданные в развитие принятых решений, предусматривают, что каждое БТИ Украины должно заключить с Минюстом договор на регистрацию прав и передачу информации. Руководителей, отказывающихся от подписания такого кабального договора, будут отстранять от работы. Более того, на этой стадии будут предприняты попытки избавиться от многоопытных руководителей по инвентаризации с целью замены их на специалистов по регистрации прав, имеющих высшее юридическое образование.
Вот в таких условиях и состоялся семинар инвентаризаторов Украины в пос. Яремче, что под Ивано-Франковском.
Выступлений на семинаре было много, но … против лома нет приема. Инвентаризаторы пришли к выводу, что вновь родившийся младенец МЖКХ не смог противостоять нажиму лиц, заинтересованных навязать БТИ продажу за большие деньги чистенькую от обязательств гербовую бумагу, которая в этом случае является ничем иным как черной валютой.
Автор далек от мысли навязывать украинским коллегам свои рекомендации по созданию системы регистрации прав. Понятно, что такая система должна быть адаптирована к местным условиям. Но как представитель Профсоюза инвентаризаторов России С. Киселев призвал коллег создать Профсоюз инвентаризаторов Украины, а при полном игнорировании государством мнений работодателей (Укртехинвентаризация) и Профсоюза инвентаризаторов объявить забастовку с целью пресечения навязывания услуг, которые не нужны ни для БТИ, ни для граждан Украины. Более того, как показала российская практика, регистрация прав в том виде как она навязана гражданам России, не нужна даже иностранным инвесторам.
Призыв был одобрен и инвентаризаторы Украины приступили к созданию структуры, которая замкнет профессиональный треугольник «предприниматель-профсоюзы-уполномоченный госорган», ибо если нет хотя бы одного звена из этой троицы, то нет и официально признаваемой профессии.