"http://www.w3.org/TR/REC-html40"

ЭКОЛОГИЯ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ



Александр БОНДАРЕНКО


Вторичные ресурсы – не отходы производства!
«Приазовский рабочий» неоднократно публиковал материалы на тему экологии и рационального ресурсопользования. Представлялось мнение от депутатов различных уровней, ученых и специалистов. Сегодня вашему вниманию предоставляется беседа Народного депутата Украины, члена депутатской фракции «Регионы Украины» Александра КОЛОНИАРИ и директора Департамента вторичных ресурсов, члена координационного совета «Техногенные ресурсы» при Минпромполитики Александра АЛЕШИНА.
А.Колониари: Одним из важных аспектов в обеспечении жизнедеятельности нас с вами является устойчивое развитие как нашего города, так и региона и государства в целом. Само же понятие устойчивого развития носит комплексный характер и включает в себя практически все элементы жизнеобеспечения. Большое значение в этом комплексе отводится принципам экологичности производства и потребления, а также рационального ресурсопользования.
Мировой опыт свидетельствует о том, что наибольших успехов в ресурсосбережении, в рациональном хозяйствовании и сохранении природных ресурсов достигли государства, которые исповедуют принципы социальной рыночной экономики. Это прежде всего скандинавские страны, Германия, Канада. Принятые в них экономические модели дают наилучшую возможность для развития гражданского общества, которое, в свою очередь, выступает генератором экономических преобразований, стимулирует государство в проведении ресурсосберегающей политики, создает атмосферу «экологизации» общественного сознания.
Сама жизнь, реалии сегодняшнего дня побуждают меня как Народного депутата и как неравнодушного человека уделять этим вопросам должное внимание. А если есть еще и команда единомышленников, то позитивные результаты в таких начинаниях будут ощутимее.
А.Алешин: Работая руководителем Департамента вторичных ресурсов, в который входят практически все предприятия горно-металлургического комплекса, нам с группой единомышленников удалось инициировать ряд поправок и дополнений к действующим законам Украины и другим нормативным документам. Это создает предпосылки для решения организационно- экономических вопросов в части рационального ресурсопользования и ресурсосбережения. Ныне изменения уже приобрели юридический статус и продолжается работа над другими нормативными актами и воплощением их в практику. Параллельно ведется системная работа среди предприятий по во-влечению в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.
А.К.: После ряда переговоров с промышленниками и учеными сформировался определенный алгоритм действий. Нами осознана острая необходимость оказать конкретную помощь металлургическим предприятиям в устранении напряженной ситуации в части образования и реализации вторичных ресурсов. Я умышленно ухожу от слова «отходы», т.к. широкий перечень таковых является относительно дешевым и недефицитным материалом для различных отраслей хозяйствования. На законодательном уровне уже прописаны такие понятия, как вторичные материальные и энергетические ресурсы, а Верховной Радой недавно принят Закон «Об альтернативных источниках энергии».
К слову, недавно совместно с Департаментом вторичных ресурсов сделан запрос на имя премьер-министра В. Януковича, в котором говорится о необходимости использования металлургических шлаков для строящихся автобанов. Готовятся соответствующие предложения и для других организаций и ведомств, в частности, по применению железосодержащих шламов.
А.А.: Но с количественным ростом нормативных актов одновременно росли и отвалы на предприятиях. Законы не корелировали с практической деятельностью предприятий в части уменьшения отвалов и полигонов. И зачастую исповедовали принудительный метод воздействия на предприятия. К чему это привело – видно на примере комбината «Азовсталь», где побочные продукты от выплавки металла вынужденно складируются непосредственно в акватории Азовского моря. На многих других металлургических предприятиях практически уже нет свободных площадей для складирования отходов. И это происходит в отрасли, которая дает государству более 40% всех валютных поступлений.
Отсюда вывод: нужно срочно отрабатывать и вводить в действие иные подходы, которые бы стимулировали хозяйственную деятельность предприятий в сфере обращения с вторресурсами. Сложился парадокс. Чем больше Минэкоресурсов установит видов отходов, тем лучше наполняемость его специального фонда охраны окружающей среды. Но для того, чтобы предприятие или предприниматель приступили к реализации проекта по переработке того или иного вида отходов, нужно столько пройти разрешительных инстанций и затратить денежных средств, что отпадает желание этим заниматься.
А.К.: Тем не менее в Украине уже действует постановление Кабинета Министров от 18 января 2003 года, в котором предусмотрена льготная деятельность в системе предприятий-заготовителей вторичного сырья. Такие предприятия освобождены от уплаты налога на прибыль и НДС. По прогнозам, выполненным Академией государственной налоговой службы Украины, это позволит получить позитивный результат в сумме 4-4,5 млн. гривен. В перспективе предусматривается подготовка соответствующих нормативных актов, которые бы распространяли режим льготного стимулирования на более широкий спектр вторичных материальных ресурсов техногенного происхождения.
А.А.: Для более оперативного прохождения подготовительных процессов в этом направлении нами разосланы письма-запросы на соответствующие предприятия с просьбой назначить на них уполномоченных представителей. Ведется подготовительная работа по созданию корпоративного Совета по ресурсосбережению с последующей его трансформацией в структуру, профессионально занимающуюся вопросами ведения свободной торговли вторичными ресурсами и продукцией, изготовленной на их основе. Настало время восстанавливать разрушенные экономические связи и гармонизировать хозяйственные отношения в этом секторе экономики, в том числе и на международном уровне. Только экономически выверенные действия всех участников процесса позволят избежать техногенных катастроф.
Подготовил Александр БОНДАРЕНКО