"http://www.w3.org/TR/REC-html40"
ЭКОЛОГИЯ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
Александр
БОНДАРЕНКО
Вторичные ресурсы – не отходы производства!
«Приазовский рабочий» неоднократно публиковал материалы на тему экологии
и рационального ресурсопользования. Представлялось мнение от депутатов различных
уровней, ученых и специалистов. Сегодня вашему вниманию предоставляется беседа
Народного депутата Украины, члена депутатской фракции «Регионы Украины»
Александра КОЛОНИАРИ и директора Департамента вторичных ресурсов, члена
координационного совета «Техногенные ресурсы» при Минпромполитики Александра
АЛЕШИНА.
А.Колониари: Одним из важных аспектов в обеспечении
жизнедеятельности нас с вами является устойчивое развитие как нашего города, так
и региона и государства в целом. Само же понятие устойчивого развития носит
комплексный характер и включает в себя практически все элементы
жизнеобеспечения. Большое значение в этом комплексе отводится принципам
экологичности производства и потребления, а также рационального
ресурсопользования.
Мировой опыт свидетельствует о том, что наибольших
успехов в ресурсосбережении, в рациональном хозяйствовании и сохранении
природных ресурсов достигли государства, которые исповедуют принципы социальной
рыночной экономики. Это прежде всего скандинавские страны, Германия, Канада.
Принятые в них экономические модели дают наилучшую возможность для развития
гражданского общества, которое, в свою очередь, выступает генератором
экономических преобразований, стимулирует государство в проведении
ресурсосберегающей политики, создает атмосферу «экологизации» общественного
сознания.
Сама жизнь, реалии сегодняшнего дня побуждают меня как
Народного депутата и как неравнодушного человека уделять этим вопросам должное
внимание. А если есть еще и команда единомышленников, то позитивные результаты в
таких начинаниях будут ощутимее.
А.Алешин: Работая руководителем
Департамента вторичных ресурсов, в который входят практически все предприятия
горно-металлургического комплекса, нам с группой единомышленников удалось
инициировать ряд поправок и дополнений к действующим законам Украины и другим
нормативным документам. Это создает предпосылки для решения организационно-
экономических вопросов в части рационального ресурсопользования и
ресурсосбережения. Ныне изменения уже приобрели юридический статус и
продолжается работа над другими нормативными актами и воплощением их в практику.
Параллельно ведется системная работа среди предприятий по во-влечению в
хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.
А.К.: После ряда
переговоров с промышленниками и учеными сформировался определенный алгоритм
действий. Нами осознана острая необходимость оказать конкретную помощь
металлургическим предприятиям в устранении напряженной ситуации в части
образования и реализации вторичных ресурсов. Я умышленно ухожу от слова
«отходы», т.к. широкий перечень таковых является относительно дешевым и
недефицитным материалом для различных отраслей хозяйствования. На
законодательном уровне уже прописаны такие понятия, как вторичные материальные и
энергетические ресурсы, а Верховной Радой недавно принят Закон «Об
альтернативных источниках энергии».
К слову, недавно совместно с
Департаментом вторичных ресурсов сделан запрос на имя премьер-министра В.
Януковича, в котором говорится о необходимости использования металлургических
шлаков для строящихся автобанов. Готовятся соответствующие предложения и для
других организаций и ведомств, в частности, по применению железосодержащих
шламов.
А.А.: Но с количественным ростом нормативных актов одновременно
росли и отвалы на предприятиях. Законы не корелировали с практической
деятельностью предприятий в части уменьшения отвалов и полигонов. И зачастую
исповедовали принудительный метод воздействия на предприятия. К чему это привело
– видно на примере комбината «Азовсталь», где побочные продукты от выплавки
металла вынужденно складируются непосредственно в акватории Азовского моря. На
многих других металлургических предприятиях практически уже нет свободных
площадей для складирования отходов. И это происходит в отрасли, которая дает
государству более 40% всех валютных поступлений.
Отсюда вывод: нужно
срочно отрабатывать и вводить в действие иные подходы, которые бы стимулировали
хозяйственную деятельность предприятий в сфере обращения с вторресурсами.
Сложился парадокс. Чем больше Минэкоресурсов установит видов отходов, тем лучше
наполняемость его специального фонда охраны окружающей среды. Но для того, чтобы
предприятие или предприниматель приступили к реализации проекта по переработке
того или иного вида отходов, нужно столько пройти разрешительных инстанций и
затратить денежных средств, что отпадает желание этим заниматься.
А.К.:
Тем не менее в Украине уже действует постановление Кабинета Министров от 18
января 2003 года, в котором предусмотрена льготная деятельность в системе
предприятий-заготовителей вторичного сырья. Такие предприятия освобождены от
уплаты налога на прибыль и НДС. По прогнозам, выполненным Академией
государственной налоговой службы Украины, это позволит получить позитивный
результат в сумме 4-4,5 млн. гривен. В перспективе предусматривается подготовка
соответствующих нормативных актов, которые бы распространяли режим льготного
стимулирования на более широкий спектр вторичных материальных ресурсов
техногенного происхождения.
А.А.: Для более оперативного прохождения
подготовительных процессов в этом направлении нами разосланы письма-запросы на
соответствующие предприятия с просьбой назначить на них уполномоченных
представителей. Ведется подготовительная работа по созданию корпоративного
Совета по ресурсосбережению с последующей его трансформацией в структуру,
профессионально занимающуюся вопросами ведения свободной торговли вторичными
ресурсами и продукцией, изготовленной на их основе. Настало время
восстанавливать разрушенные экономические связи и гармонизировать хозяйственные
отношения в этом секторе экономики, в том числе и на международном уровне.
Только экономически выверенные действия всех участников процесса позволят
избежать техногенных катастроф.
Подготовил Александр БОНДАРЕНКО