Электронная библиотека

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 06.04.99 N 25 О состоянии безопасности при строительстве метрополитенов и способы сооружения метрополитенов.



http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc?_reg_number=%C29902439

Врезка1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06.04.99 N 25

О состоянии безопасности при строительстве

метрополитенов

Коллегия Госгортехнадзора России отмечает, что в результате

резкого снижения объемов финансирования горно-строительных работ

или его полного прекращения в городах, где ведется строительство

метро, сложилась потенциально опасная ситуация. Из-за отсутствия

средств на приобретение материалов для продолжения и оснащения

начатых объектов подземного строительства или на их консервацию

наблюдается разрушение временной крепи подземных сооружений и

котлованов, что приводит к просадкам земной поверхности,

деформации зданий, находящихся в зоне строительства (гг. Москва,

Новосибирск, Екатеринбург).

районах с плотной городской застройкой, насыщенных инженерными и

транспортными коммуникациями, и из-за незавершаемого длительное

время подземного строительства создаются условия повышенной

опасности для систем жизнеобеспечения городов и населения.

около 25 тыс. м подземных сооружений.

строительства метро в Москве, где протяженность подземных

выработок с временным креплением составляет 5200 м.

Необеспеченность финансированием принятой правительством Москвы

Программы развития Московского метрополитена до 2010 года

(постановление правительства Москвы от 13.09.94 N 762) создала

потенциальную опасность возникновения чрезвычайных аварийных

ситуаций.

безопасностью на объектах в городах Новосибирске и Екатеринбурге.

В Новосибирске в течение пяти лет стоит котлован с временным

креплением для станции метро "Березовая Роща". При этом не

принимаются меры по консервации строительства или предупреждению

возможного сдвижения земной поверхности на участке, расположенном

вблизи жилых домов. В Екатеринбурге на участке строительства линии

"Геологическая"-"Чкаловская" в зоне геологических нарушений были

допущены подвижки фундаментов жилых домов.

обновление горнопроходческого и вспомогательного оборудования.

Повсеместно не выполняются графики ремонтов и замены изношенного

оборудования. В ОАО "Свердловскметрострой" продолжают

эксплуатироваться подъемные машины и тюбингоукладчики с

отработанным нормативным сроком. В ОАО "Самараметрострой"

амортизация проходческого оборудования составляет 50%. В

Новосибирске и Омске проходка подземных выработок ведется щитовыми

комплексами с амортизацией 70-80 %.

метростроительными организациями по содержанию военизированных

горноспасательных подразделений Госстроя России, что ставит под

угрозу их боеготовность.

составила 20,334 млн. руб. Наибольшую задолженность имеет ГАО

"Мосметрострой" - 6,3 млн.руб.

большинстве случаев выполняют возложенные на них обязанности по

технике безопасности формально и не оказывают значимого влияния на

состояние безопасности работ.

производственной дисциплины, нарушению регламентов и акциям

протеста в подземных выработках, что создает потенциальную

опасность возникновения аварийности и травматизма.

строительными и проектными организациями недостаточно полно

осуществляется реализация положений Федерального закона "О

промышленной безопасности опасных производственных объектов" в

части обязательной экспертизы промышленной безопасности проектной

документации, обязательного страхования ответственности за

причинение вреда при эксплуатации опасных производственных

объектов, к которым относятся объекты метростроительных

организаций.

строительстве метро занимают работники территориальных органов

Госгортехнадзора России (Московского городского. Уральского,

Нижегородского управлений, Управления Западно-Сибирского округа).

снизило требовательность и инженерный уровень горного надзора,

ослабило внимание к деятельности ведомственной службы охраны труда

ГАО "Мосметрострой", что в результате привело в 1998 году к

снижению числа выявляемых нарушений (на 15%) и, как следствие, к

росту смертельного травматизма в 2,5 раза.

за геолого-маркшейдерским обеспечением горно-строительных работ,

за инструментальными наблюдениями с целью охраны поверхностных

сооружений, находящихся в зоне строительства.

аварийности и возможных чрезвычайных ситуаций при строительстве

метрополитенов на территориях субъектов Российской Федерации

Госгортехнадзор России

строящихся объектов метрополитенов в Российской Федерации из

федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Санкт-Петербурга (В.А. Яковлев), Свердловской обл. (Э.Э. Россель)

и других субъектов Российской Федерации, где ведется строительство

метрополитенов, рассмотреть вопросы улучшения положения на

объектах строительства, завершения возведения постоянного

крепления и несущих конструкций на строящихся объектах и принять

необходимые меры по повышению их технической безопасности.

ОАО "Метрострой" (В.Н. Александров), ОАО "Свердловскметрострой"

(В.М. Сурин), ОАО "Новосибирскметрострой" (Е.М. Коноплев) и

руководителей территориальных органов Госгортехнадзора России в

срок до 30.04.99 осуществить комплексные обследования

незавершенных подземных и открытых объектов метростроения.

Определить наиболее потенциально опасные участки и размеры

денежных средств для выполнения первоочередных работ, снижающих

риск аварий гражданских и промышленных объектов, находящихся в

зоне строительства. Материалы по результатам обследований в срок

до 05.05.99 направить в Госгортехнадзор России для подготовки

аналитической записки в Правительство Российской Федерации.

Гаев) изыскать возможность выделения финансовых ресурсов для

скорейшего окончания строительства станции "Сретенский Бульвар",

незавершенность которого представляет реальную угрозу

возникновения аварийных ситуаций на действующем метрополитене, а

также участка между станциями "Пражская"-"Качалово",

расположенного в непосредственной близости от жилых домов.

ОАО "Метрострой" (В.Н. Александров), ОАО "Свердловскметрострой"

(В.М. Сурин), ОАО "Новосибирскметрострой" (Е.М. Коноплев) на

непринятие действенных мер по своевременному сооружению постоянных

обделок пройденных выработок, снижению технической безопасности на

объектах строительства, что привело к созданию потенциальных

источников аварийности и травматизма.

утверждение:

инженерно-геологические изыскания для проектирования объектов

подземного строительства в условиях крупных мегаполисов с

использованием зарубежного опыта.

строительства без соответствующих гарантий финансирования из

федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации.

метрополитенов, разрабатываемых корпорацией "Трансстрой" по заказу

Московского метрополитена с учетом требований Федерального закона

"О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

обеспечить:

работ по сокращению объемов временно закрепленных выработок,

согласовав его с Московским городским управлением Госгортехнадзора

России.

горного массива и возможными деформациями поверхности на объектах

строительства, особенно в центральной части города и в районах

плотной застройки.

труда по организации и осуществлению производственного контроля за

соблюдением требований промышленной безопасности на опасных

производственных объектах в соответствии с постановлением

Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263, не

допуская сокращения ее штатной численности.

окончания строительства наиболее потенциально опасных участков,

согласовав его с Управлением Северо-Западного округа

Госгортехнадзора России.

деформациями поверхностных сооружений в зонах незавершенного

строительства.

фирмой "IMPREDJILO" и своевременное получение разрешения

Госгортехнадзора России на использование щитового проходческого

комплекса.

на предупреждение аварий при строительстве тоннелей в сложных

горно-геологических условиях на участке "Размыв".

"Метрогипротранс" (С.Ю. Лубоцкий), АО "Ленгипротранс" (Н.И.

Кулагин) организовать контроль за качеством и обоснованностью

используемой геологической документации при разработке проектов на

строительство метрополитенов, принимаемых технических решений по

обеспечению безопасности ведения горно-строительных работ в

сложных гидрогеологических условиях и предупреждению вредного

воздействия на поверхностные объекты. Обеспечить проведение

экспертизы промышленной безопасности проектов в установленном

порядке.

России (Московского городского, Нижегородского, Самарского,

Уральского управлений, управлений Енисейского, Западно-Сибирского,

Северо-Западного и Челябинского округов):

положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных

производственных объектов".

организационно-технических мероприятий по безаварийному содержанию

открытых и подземных выработок метростроения, работы в которых

приостановлены на длительный срок.

станций. В случае разработки проектов наблюдательных станций

организациями, не имеющими лицензию Госгортехнадзора России

следует приостанавливать ведение работ.

комиссионных обследований горнопроходческого и транспортного

оборудования и вывода из эксплуатации отработавшего нормативные

сроки оборудования. Обратить особое внимание на соблюдение

графиков и качество обследований, техническое обслуживание

грузолюдских шахтных подъемных установок.

безопасности на опасных производственных объектах, эффективностью

работы ведомственных служб охраны труда метростроительных

организаций.

горноспасательных подразделений, обслуживающих строительство

подземных объектов метрополитенов, опираясь на требования

законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих

отношения в этой части.

государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам

ведения безопасного строительства объектов метрополитена,

своевременно информируя исполнительные органы государственной

власти о состоянии технической безопасности объектов

незавершенного строительства и принимаемых руководством

строительных организаций мерах по предупреждению аварий.

строительства на объектах строящихся метрополитенов потребовать от

руководителей метростроительных организаций представления на

согласование годовых планов строительства, начиная с текущего

года.

Иванников):

службам и службе техники безопасности ГАО "Мосметрострой" по

выполнению норм и правил технической безопасности, что привело к

росту смертельного травматизма на подконтрольных объектах

метростроения.

проведением работ во всех подразделениях ГАО "Мосметрострой".

Принять меры к снижению производственного травматизма и навести

порядок в учете аварийности и травматизма.

станционного комплекса "Сретенский Бульвар" и объектов открытого

строительства метро на участке Серпуховско-Тимирязевской линии,

станции "Пражская"-"Россошанская".

организовать наблюдения за деформациями и сдвижением земной

поверхности, а также зданиями и сооружениями в зонах строительства

метро в соответствии с действующими нормативными документами.

Козлов):

при горнопроходческих и строительных работах по сооружению

перегонных тоннелей на участке "Размыв", между станциями "Лесная"

и "Площадь Мужества".

документации в соответствии с требованиями российского

законодательства и правил безопасности оказать фирме "IMPREDJILO"

и ОАО "Метрострой" соответствующую методическую и консультационную

помощь.

анализировать состояние технической безопасности и инженерное

обеспечение объектов строительства метрополитенов с подготовкой

соответствующей информации и предложений (два раза в год).

промышленности (А.М. Ильин):

осуществляемого территориальными органами Госгортехнадзора России

на объектах метростроения, и эффективностью принимаемых мер по

предупреждению аварийности и травматизма.

территориальным органам Госгортехнадзора России в организации

надзора за безопасным проведением работ в городах, начинающих

осваивать метростроение.

промышленной безопасности опасных производственных объектов"

обеспечить своевременное проведение экспертизы промышленной

безопасности проектной документации на строительство перегонных

тоннелей на аварийном участке между станциями "Лесная"-"Площадь

Мужества" (г. Санкт-Петербург).

ассоциацией России подготовить проект дополнения к Инструкции о

порядке разработки согласований, утверждений и составе проектной

документации на строительство предприятий, зданий и сооружений

(СНиП 11-01-95) в части проведения экспертизы проектов по

промышленной безопасности и разработки декларации промышленной

безопасности в соответствии с положениями Федерального закона "О

промышленной безопасности опасных производственных объектов",

предварительно согласовав его с Госстроем России.

надзорной деятельности в области промышленной безопасности на

объектах строительства метрополитенов возложить координацию

нормативно-технического регулирования в этой области на управление

по надзору в горнорудной промышленности (А.М. Ильин).

на заместителя начальника Госгортехнадзора России А.И. Субботина.

Начальник Госгортехнадзора России

В.Д. Лозовой