Источник: Land administration. P.F.Dale, J.D.Mclaughlin. OXFORD:University press, 1988.
Классическая экономическая теория провозглашает, что существуют три средства для производства богатства в экономике - капитал, труд и земля. Земля фундаментальна, работа не может существовать без пространства и управлять капиталом невозможно без офисов и инфраструктуры, которые построены на земле. Управление землей имеет социальное, политическое и экономическое измерения. В то время как послевоенные земельные реформы в значительной степени проводились политическими решениями, текущие реформы в основном касались развития земельных рынков.
Экономисты доказывали достоинства земельного налогообложения в течение столетий. Адвокаты от Джорджа (1879) до Нетзера (1998) доказывали, что в отличие от других налогов налог на землю как не искажает экономическое принятие решений, так и не снижает производительность использования рыночных сил для распределения ресурсов. Другие проявили меньший энтузиазм в их поддержку. В любом случае, земельный и имущественный налоги имеют ряд преимуществ, как с точки зрения обеспечения доходов правительству (особенно местному правительству), так и в качестве инструмента для руководства использованием земли и ее развитием.
Любая налоговая система должна быть прозрачной, справедливой и служить общественным целям, которые понимаются и принимаются теми, кто платит налоги. Она должна повышать многозначительный доход на сумму, которая значительно превышает стоимость денежного сбора. Исключение из этого может иметь место, когда целью налога является регулирование (в обложении земли для того, чтобы ввести ее в лучшее использование), или он используется для поддержки некоторых форм капиталовложений. Таким образом, свободная или иначе непроизводительная земля должна облагаться налогом со специфической целью заставлять собственника либо использовать землю более эффективно либо продать землю тем, кто будет это делать. Обратное этому то, что налоги на землю и имущество вероятно приносят изменения в использовании земли; такие изменения должны быть предвидены, хотя чаще этого нет.
Налогообложение земли имеет многозначительное преимущество, которое заключается в том, что налог может быть опознан. В большинстве обществ много людей пытаются либо избежать либо уклонится от уплаты налогов. Уклонение от налогов - законный процесс, который позволяет гражданам получать пользу от того, что они не подвергаются уплате налогов, например, помещать свои капиталовложения в трастовые фонды, часто в зарубежные страны, где налог не уплачивается. Налоговое уклонение, с другой стороны, обманчивый процесс, где гражданин не декларирует в налоговых органах источники доходов, например, такой как заработок в результате временных работ или так называемых сделок на "черном рынке".
Налоги на землю и имущество принимают две основные формы - ежегодный сбор, основанные на некоторой оценке стоимости земли или имущества, либо сбор, перенесенный на стоимость земли. Некоторые страны используют оба подхода. Ежегодный сбор может основываться на предполагаемой рыночной стоимости имущества, по которой оно будет продано при обычных обстоятельствах, или на оцененной рентной стоимости земли или имущества, или в некоторых странах на кадастровой стоимости. Последняя может быть рассчитана на основе ряда параметров, таких как площадь, тип почвы, расстояние до рынка и др. Ряд восточноевропейских стран вводят налоги на этой основе, так как в настоящее время рыночные данные недостаточны и ненадежны.
Сбор с перенесенной на землю стоимости, иногда называемый Гербовый Сбор, обычно базируется на размере взносов, которые относятся к перенесенной стоимости земли или имущества. Налог должен уплачиваться каждый раз, когда перенос имеет место и сумма зависит от стоимости переноса. Не все граждане, конечно, честны, когда декларируют о цене, уплачиваемой за имущество. В некоторых случаях могут быть отдельные договоренности по продаже имущества дома, таких как гардины, ковры, так что они формально не включаются в цену продажи дома; это сделано, чтобы объявленная стоимость дома была ниже, таким образом уменьшается сумма налога. Существенно то, что правительство соблюдает адекватные документы о всех сделках, так что многозначительные искажения в объявленных рыночных ценах могут быть обнаружены и любые налоговые уклонения рассмотрены.
Большинство стран с переходной экономикой пересматривают свои отношения к земельному и имущественному налогам. Во многих бывших коммунистических странах рыночную стоимость имущества было трудно устанавливать, потому что земельный рынок только начал приходить в действие официальным путем. В Латвии, например, вплоть до недавнего времени земля была зонирована и земельные налоги основывались на размещении и использовании земли. Однако в 1998 году законы, которые трактовали землю и здания отдельно, были изменены и был введен новый закон по налогообложению недвижимого имущества, который вводит новые налоги в 2000 году. Согласно этому закону налогоплательщики будут либо физическими либо юридическими лицами, которые являются собственниками или арендаторами земли или зданий. База для налога будет кадастровая стоимость, которая в свою очередь базируется на рыночных стоимостях. Так как большое количество имущества не было продано со времени введения земельных и имущественных реформ, то действительная рыночная стоимость должна быть оценена. Множество оценок всего имущества в стране планировалось завершить до 2000 года. Ситуация подобна во многих других странах центральной и восточной Европы.
Тогда как имущественные налоги существенно касаются улучшений земли, земельные налоги могут базироваться либо на оценке рыночной стоимости земли либо на ее потенциальной производительной способности. Сельскохозяйственная земля, например, может налогооблагаться по оценке урожая с земли на гектар, умноженный на ее площадь. Оценка урожая может быть получена из прошлого опыта или по аэрофотосъемке либо по приблизительной оценке, которая была зафиксирована в определенное время года.
Урожай, который возможен на земле, зависит от ее качества и пригодности для особых целей. Качество земли ссылается на состояние или здоровье земли и ее способность выдерживать любые особые формы использования. Общие проблемы с качеством земли включают земельную деградацию, почвенную эрозию, засоленность или другие формы ухудшения качества почвы, загрязнение и недостаток или излишек воды. Разнообразные меры по определению качества земли были разработаны (например, Перия 1995). В странах восточной и центральной Европы на протяжении периодов коммунистического правления создавались подробные записи о качестве земли со сложными расчетами по данным, которые касаются соответствия земли определенным видам сельскохозяйственной продукции. Много данных не использовались, так как на практике сельскохозяйственники чаще были лучшими судьями того, что выращивать. Данные чаще использовались для определения стоимости земли, чем ее качества, проведена обширная оценка того, что рынок фактически готов платить. Встречалась как переоценка, так и недооценка подлинной рыночной стоимости, переоценка привела к возникновению неофициального рынка, а недооценка принесла реальную выгоду для граждан, покупающих землю.
Качество земли в плане соответствия специфическим целям может измеряться опираясь на ее физические свойства, такие как почва, вид, предполагаемое количество осадков и расположение. Эти характеристики играют роль, но не определяют стоимость земли на открытом рынке. Стоимость земли в рыночном смысле, не то же самое, что качество земли. Люди за землю то, что в их понимании она стоит для них. Стоимости земли определяются посредством множества факторов, включая качество земли, законодательные ограничения и полагаемое использование земли, а также общее положение в местной экономике. Фактическая цена, которая уплачивается в любой сделке, это та, которую покупатель готов платить и которую продавец готов принять в то же время. "Уплаченные деньги" как могут, так и не могут представлять то, что может быть нормальной ценой для рынка, т.к. для любой предлагаемой сделки продавец может быть готов принять заниженную цену из-за того, что ему необходимо срочно продать. С другой стороны продавец может заплатить больше, чем предполагалось в силу личных обстоятельств.
Необходимо оценивать стоимость любой земли и недвижимости при покупке, продаже, аренде, налогообложении или когда необходимо рассчитать недвижимость, принадлежащую отдельному лицу или компании, для наследования, банкротства или совладения. Оценка также требуется для управления капиталовложениями и для страхования. Хорошие оценки способствуют установлению на рынке справедливых цен и принятию информированных решений для осуществления эффективного использования ресурсов. К примеру, они могут помогать инвесторам в выборе между имуществом и другими капиталовложениями на широком рынке или руководящем банке для определения того, сколько они могут безопасно для себя сдавать под залог.