Уч.пос. И.Г.Русакова, В.А.Кашин и др. М.: ЮНИТИ, 2000, стр.208-220
...Налоги, взимаемые за отдельные виды недвижимого имущества, рассматриваются в данной главе на примере Франции, где традиционно велика их доля в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты административно-территориальных единиц (АТЕ).
Поземельный налог со строений.Со всех строений, находящихся на территории страны, взимается земельный налог (за исключением тех, которые освобождены от его уплаты). Под строениями понимается любое сооружение, постоянно находящееся на одном месте. Соединение здания с землей должно быть таковым, что его отделение от места можно произвести, только разрушив само здание. При этом фундамент обязательно должен быть изготовлен из цемента, бетона или кирпича независимо от того, из какого материала построено само сооружение. В качестве основных типов зданий можно привести следующие: сооружения или укрытия для людей, оборудования и запасов (мастерские, ангары, .промышленные помещения любого рода и пр.); складские помещения (резервуары, силосные хранилища и пр.); жестко и прочно сооруженные трубы; произведения архитектуры и искусства (мосты, набережные, виадуки, тоннели, водозаборники и т.д.); суда, поставленные на постоянную стоянку и приспособленные для производственного применения; площадки, используемые в производственных целях и для размещения рекламы.
Налог не взимается с сооружений, находящихся в общественной (коллективной) собственности. К ним относятся здания и помещения, принадлежащие как государству, так и территориальным организациям, общественным объединениям. При этом здание должно находиться в общественной (коллективной собственности), использоваться в коллективных целях, не приносить прибыли (дохода) владельцу.
Если здание находится в государственной собственности, то предоставляется скидка на весь размер налогового сбора, взимаемого в доход государства, региона, департамента или коммуны, на территории которых оно расположено. Для сооружений, находящихся в коллективной собственности организаций, устанавливается аналогичная льгота. В отношении зданий, используемых в научных, просветительских и социальных целях, льгота предусматривается только при выполнении двух положений, указанных выше. На общественную собственность организаций распространяется скидка в размере полной ставки налога только при условии некоммерческого и непромышленного использования сооружений. В Налоговом кодексе особо отмечается, что возможно освобождение от уплаты налога с помещений, если в нем в силу производственной необходимости бесплатно проживают служащие данного предприятия (организации), а также лица, ответственные за охрану этой собственности.
В законодательном порядке разрешено не взимать данный налог с сельскохозяйственных помещений, предназначенных для содержания скота и вспомогательных целей (подвалы, чердаки и пр.). Данное положение распространяется как на индивидуальных владельцев, так и на сельскохозяйственные кооперативы и союзы сельскохозяйственных рабочих. Обложению налогом может быть подвергнуто сельскохозяйственное помещение, хоть и незначительное время, но используемое, например, в качестве гаража для личной автомашины.
Налог не устанавливается на здания и сооружения, принадлежащие иностранным государствам и предназначенные для официальных представительств их дипломатических миссий, а также для проживания сотрудников упомянутых организаций и консульских служб, аккредитованных при правительстве.
Среди прочих категорий зданий и построек, на которые не распространяется данный налог, в законодательстве Франции выделены следующие: постройки, сооруженные и используемые для телевизионной связи; водозаборные и распределительные сооружения коммунального хозяйства (в сельской местности и в коммунах); культовые религиозные учреждения; здания, принадлежащие объединениям инвалидов войны и труда; бомбоубежища; сооружения спасательных служб; недвижимое имущество, принадлежащее союзам предпринимателей, занятым восстановлением зданий и сооружений, разрушенных в результате военных действий; резервные сооружения, возведенные государством на случай военных действий.
Срочному освобождению от налога подлежат, во-первых, все сооружения до наступления 1 января года, следующего за годом, когда была произведена его постройка; во-вторых, по решению местных органов власти строения, используемые в целях проживания, промышленной, производственной и коммерческой деятельности на срок до 2 лет; в-третьих, строения, переоборудованные для занятий ремесленным делом; в-четвертых, местные предприятия (в соответствии с решением правительства страны от 1 января 1983 г.), созданные в период с 1 января 1983 г. по 31 декабря 1988 г. Применение льготы для этих предприятий осуществляется на условиях, аналогичных освобождению от промыслового налога.
В течение 25 лет не взимается налог с помещений, предназначенных на 1 января 1984 г. для проживания и принадлежащих предприятиям и организациям, перечисленным в строительном и жилищном уложении (например, муниципалитетам). На сооружения, построенные после 1 января 1973 г., может быть установлена льгота на 15 лет, если это - жилые помещения и находятся в муниципальной собственности, т.е. квартиры по умеренным ценам, а также если затраты на их строительство более чем на 50% были покрыты дотациями государства. Если данные сооружения более чем на 50% финансированы из госбюджета, а в дальнейшем перешли в частную собственность, но их продолжают использовать в жилищных целях, то налогоплательщик освобождается от уплаты налога сроком на 10 лет.
Налоговый кодекс Франции предусматривает, что две категории налогоплательщиков получают освобождение от уплаты поземельного налога со строений независимо от их желания и обращения в налоговую инспекцию. Это, во-первых, лица, возраст которых на 1 января года обложения превысил 75 лет, и лица, освобожденные по состоянию здоровья от уплаты подоходного налога (при условии, что они являются ответственными съемщиками данного жилого помещения), а в о -вторых, - инвалиды.
Определение размера ставки по налогу.Ставка земельного налога со строений устанавливается в размере 50% кадастровой стоимости с учетом расходов на управление собственностью, страхование, амортизацию, уход и ремонт.
Органы кадастровой инспекции определяют стоимость жилого помещения, пользуясь общей методикой, действующей на территории всей страны. За основу принимаются отчетные данные, представленные налогоплательщиком в декларации. Пересчет стоимости осуществляется с учетом не только изменения цен, но и процентной ставки. Однако применение общей методики может быть различно в зависимости от источника возникновения помещения, подлежащего обложению, даты его строительства, а также срока, с которого наступает обложение его налогом.
Земли и площадки.Цена объекта обложения должна обязательно претерпеть два изменения:
1) повышение на 3% за каждый полностью прошедший год нахождения в собственности данного лица до 1 января 1970 г.;
2) использование коэффициентов, установленных статьей 21 приложения III к Налоговому кодексу Франции, при условии, что данные земельные участки находились в собственности до 1 января 1959 г.
Процентная ставка, установленная к пересчитанным таким образом ценам, составляет 8%.
Сооружения и установки.Их себестоимость пересчитывается, если эти объекты, подлежащие налогообложению, были возведены или куплены до 1 января 1959 г. Процентная ставка по отношению к ним установлена в размере 12%, однако возможно снижение базы на 25% (если постройки созданы или куплены до 1 января 1976 г.) или 1/3 (после 1 января 1976 г.). Таким образом, на практике получается, что реальная ставка составляет 9% для сооружений и установок, возведенных до 1 января 1976 г., и 8% - после этой даты.
Особые случаи.Для атомных предприятий, аэропортов и очистных сооружений ставка снижается на 1/3. Для недвижимого имущества, отчуждаемого в результате прекращения деятельности общественных организаций, база исчисления налога определяется исходя из той части себестоимости, что приходится на собственные средства данной организации. Для коммерческих, промышленных и прочих производственных помещений, расположенных в различных АТЕ, но имеющих аналогичные характеристики, база для исчисления налога (за исключением земельных участков и площадок) определяется по специальным расчетным таблицам, утвержденным на межминистерском уровне.
В 1980 г. стоимость недвижимого имущества, существующего по состоянию на 1 января 1978 г., была повышена на 2/3. Предприятия, зарегистрированные после этой даты, не были подвергнуты данной актуализации, каждый год проводится текущий перерасчет стоимости недвижимого имущества с использованием повышающего коэффициента, отражающего изменение стоимости недвижимости в течение года. С 1981 г. эти коэффициенты публикуются в разделе "Кадастр" Налогового кодекса.
Подсчет суммы, подлежащей внесению по земельному налогу со строений, производится на основании правил, изложенных выше, причем результат округляется до 10 франков вниз. Исправление неточности допускается по взаимному согласию сторон до 31 декабря года, следующего за тем, по которому был неправильно взыскан или уплачен налог. При превышении суммы, как правило, производится вычитание внесенного излишка из суммы, подлежащей выплате по аналогичному налогу в следующем году, а недоимка добавляется к требуемой сумме. В случае злонамеренных искажений виновное лицо привлекается к уголовной ответственности.
Помимо ответственного съемщика или собственника здания или помещения каждый из проживающих или пользующихся им имеет право обращаться в налоговые инспекции с рекламациями ч г, неправильно начисленный платеж либо на неправильно пересчитанную кадастровую стоимость помещения. Суммы, выплачиваемые по налогу за те периоды времени, когда здание или сооружение использовалось не по предназначению (например, при отъезде всей семьи на летние каникулы на срок более месяца), возмещаются. При этом возмещение выплачивается только за фактически прошедший полный календарный месяц. При перерасчете налога во внимание принимается изменение внешних условий, например полное или частичное разрушение постройки, изменение предназначения сооружения, изменение физического состояния, а также окружающей среды.
Земельный налог.Данный вид налога взимается ежегодно со всех видов собственности, находящейся на территории Франции и не подлежащей обложению по земельному налогу со строений, т.е. с земельных участков, занятых железнодорожными путями, используемыми в общественных целях (прочие железнодорожные пути облагаются по земельному налогу со строений), карьеров, рудников, торфяных разработок, прудов, болот и всех прочих земельных участков, используемых в сельскохозяйственных целях.
От земельного налога полностью освобождаются объекты, находящиеся в национальной (государственной) собственности: государственные и департаментные шоссейные дороги, коммунальные железные дороги, а также земельные участки, предоставленные государством в собственность компаний, занятых телекоммуникациями. На особых условиях освобождаются от земельного налога прочие объекты государственной собственности, а именно: общественные сады, кладбища, откосные укрепления, находящиеся в собственности территориальных организаций. Под этими условиями следует понимать: общественный (коллективный) характер собственности, использование в общественных целях, или общая полезность, отсутствие дохода от эксплуатации этой собственности.
Для всех видов государственной собственности данное освобождение распространяется на весь размер суммы, подлежащей внесению по земельному налогу, независимо от административно-территориального подчинения данной собственности. Если собственность принадлежит коммуне, то от налога освобождается только сумма, взимаемая департаментами, регионами и самой коммуной. Если собственность принадлежит департаменту, то налог не взимается с суммы, облагаемой регионами, коммунами и самим департаментом. Если собственность принадлежит регионам, то налог не взимается с той суммы, которая облагается коммунами, департаментами и регионами. При этом следует иметь в виду, что речь идет только о тех административно-технических единицах (АТЕ), в чьем ведении находится данная собственность.
Земельный налог не взимается с парков и садов вокруг зданий, принадлежащих обществам инвалидов войны и труда, освобожденных от уплаты поземельного налога со строений. Не подлежит уплате данный налог с земельных участков, являющихся собственностью профсоюзных объединений при условии, что ранее стоявшие на них здания были разрушены в ходе военных действий. Указанный налог не взимается также с земельных участков, принадлежащих коммунам с числом жителей более 5 тыс. человек, если они находятся в коллективной семейной собственности и используются в соответствии с целями социального назначения, определенными в "Код рюраль". От уплаты земельного налога освобождены все земельные участки, по которым выплачивается поземельный налог со строений.
Временное освобождение.От налога освобождаются: на 30 лет с момента посадки деревьев (или засева семенами) земельные участки, если при проведении указанных мероприятий не был нарушен декрет от 1 июня 1961 г. и изменения к нему от 5 июля 1973 г.(зоны, где запрещено или ограничено проведение такого рода деятельности); в течение 20 лет - осушенные болота, которые ранее были обводнены; 15 лет со дня освоения, - бросовые земли, задействованные в сельскохозяйственных целях, и 10 лет - занятые посадками фруктовых деревьев (в заморских территориях и департаментах разрешено предоставлять 10-летний срок освобождения и в случае занятия ранее не освоенных земель другими культурами). Земельный налог устанавливается исходя из кадастровой стоимости участка за вычетом 20%. Кадастровый доход (нетто-доход), также являющийся базой при расчете суммы земельного налога, принимается в размере 80% от кадастровой стоимости. Изменение кадастровых оценок участков рассматривается в разделе "Кадастр".
Общие замечания к порядку обложения по земельному налогу со строений и земельному налогу.Движимое и недвижимое имущество подлежит обложению налогом лишь в той АТЕ, где оно и находится. Исключения составляют водяные турбины, используемые на ГЭС, мощностью свыше 500 кВт, их оценочная стоимость распределяется на все коммуны, на территории которых протекает река (как соответственно и выплата налога).
Налог с любого вида собственности взимается лишь с ее владельца на сегодняшний день. При этом учитывается "принцип ежегодное™", по которому владельцем считается то лицо, которое имеет право собственности по состоянию на 1 января года обложения. Однако налог выплачивается тем лицом, которое фактически пользуется имуществом. В случае пожизненной продажи (с установлением в пользу продавца только права использования и проживания) налогом облагается покупатель. Если речь идет об оставленном в наследство имуществе, разделить которое не представляется возможным, налог устанавливается на умершего собственника, а выплачивается его наследниками в пропорциональных долях в соответствии с частями наследуемого имущества. В "обществах владельцев недвижимого имущества" ставка налога устанавливается на имя каждого владельца имущества в соответствии с его частью собственности; при наличии большого числа собственников налог назначается на само "общество". При отказе владельца от части принадлежащего ему движимого имущества налог взимается с лица, в пользу которого произведен отказ.
Размер земельных налогов определяется по факту состояния имущества на 1 января года обложения (два исключения из этого общего положения: по поземельному налогу со строений - в случае неиспользования зданий и сооружений производственного и торгового назначения во время отпусков персонала; по земельному налогу - в случае исчезновения имущества). При переходе права собственности в течение года обложения, когда ставка налога была рассчитана на лицо, в чьем владении находилось имущество на 1 января года обложения, возможен пересчет ставки как по инициативе нового собственника, так и налоговой инспекции. Руководство АТЕ обязано следить за тем, чтобы каждый год при исчислении суммы, подлежащей уплате по данным налогам, принималось во внимание изменение в оценочной стоимости собственности. Если данное изменение произошло после 1 января года платежа, то оно учитывается с последующего года. При проведении собственником (пользователем) конструктивных изменений, а также благоустройства территории, повлекших уменьшение или увеличение стоимости собственности, он должен сообщить об этом заинтересованным организациям (налоговой инспекции, руководству АТЕ) в срок до 24 дней, считая со дня завершения работ. Налоговая декларация заполняется собственником (физическим или юридическим лицом). Сообщение неправильных сведений, повлекших уменьшение суммы налога, уголовно наказуемо.
Налог на жилище.Этим налогом облагаются здания и помещения, являющиеся собственностью любых физических лиц и используемые в качестве основного и дополнительного ме-стопроживания. Входящие в состав дома или квартиры помещения, не используемые под жилье владельцем или пользователем, не исключаются из обложения по этой статье налога. Под налогообложение по этой статье подпадают также помещения, задействованные для служебных целей (гаражи, паркинги, подсобные комнаты и пр.).
Помещения, предназначенные для производственных целей, облагаются данным налогом только в том случае, если они являются неотъемлемой частью жилого помещения (комната в квартире или доме и пр.). Помещения, используемые и для личных, и для производственных нужд (например, приемная частнопрактикующего врача, являющаяся еще и холлом квартиры), подлежат обложению либо налогом на жилище, либо промысловым налогом.
Ставка обложения устанавливается по отношению к физическому или юридическому лицу, являющемуся официальным владельцем или нанимателем помещения. Основанием для обложения является то, что данное лицо пользуется помещением, причем в любой нужный ему момент и только в своих целях (если нанимателей несколько, то налог взимается с ответственного съемщика). При сдаче помещения внаем платеж данного налога осуществляет наниматель. В том случае, если владелец помещения продолжает пользоваться им или его частью, он продолжает сам выплачивать данный налог.
По этой статье освобождаются от налогообложения помещения:
- используемые в производственных целях, владелец которых выплачивает промысловый налог, при условии, что данные помещения не являются составной частью большего жилого помещения (т.е. производственные, ремесленные и коммерческие помещения);
- отвечающие тем же условиям, но используемые в социальных (общественных) целях, - столовые, медицинские учреждения, раздевалки и т.п. В то же время данные помещения могут подлежать обложению налогом на жилище, если они (или их пользователь) не облагаются промысловым налогом;
- предназначенные для проживания учащихся школ, лицеев, колледжей и пансионатов, а также используемые для проведения учебных занятий;
- занятые конторами государственных и общественных организаций (суды, муниципалитеты и пр.) при условии, что они находятся в "нежилом фонде".
Освобождению от уплаты данного налога подлежат юридические лица, действующие в сфере науки, образования и различной помощи - медицинской, социальной и пр. Не взимается он и с представительств иностранных дипломатических, торговых и консульских служб.
Налоговый кодекс предусматривает для некоторых категорий граждан полное или частичное освобождение от уплаты налога на жилище: это вдовы (вдовцы), инвалиды и лица преклонного возраста. Для полного освобождения необходимо выполнение трех условий:
1) претендующий на освобождение от налога должен до 1 января года обложения подтвердить, что он является пользователем жилья национального фонда солидарности (во Франции это лицо старше 60 лет), вдовцом (вдовой или инвалидом, не способным своим трудом обеспечить себе средства к существованию;
2) по результатам прошлого года претендующий был освобожден от уплаты подоходного налога или уплатил в размере менее 370 фр. франков, так как имел право на предоставление налоговых скидок по другим статьям обложения;
3) на 1 января года обложения претендующий па "^.оиллллч-дение от налога должен проживать либо один, либо совместно с одним из членов своей семьи, на которого распространялось хотя бы одно из трех приведенных выше условий.
При выполнении только одного из условий налогоплательщик получает право на скидку в размере 25% суммы налога, но уплачиваемая им сумма не должна быть ниже минимума, установленного в предшествовавшем году.
Ставка налога на жилище является постоянной для данного вида помещений и определяется в соответствии с кадастровой стоимостью жилья. В последний раз кадастровая оценка жилых помещений проводилась в 1970 г., в ее основу была положена фактическая стоимость по официально утвержденной оценочной таблице. Ежегодно производится пересчет этой стоимости в соответствии с изменениями цен и курса франка. Ставка налога складывается из следующих параметров: за первых двух членов семьи взимается 10% кадастровой стоимости по минимальной шкале обложения и 15-20% по максимальной (повышенной); за всех последующих членов семьи - 15% по минимальной и 20-25% по повышенной. Под членами семьи, на которых рассчитывается ставка налога на жилище, понимаются: родственники нанимателя (собственника), его супруга в возрасте более 70 лет, инвалиды проживающие совместно и не уплачивающие собственного подоходного налога; его родные или усыновленные дети, принимаемые в расчет при исчислении подоходного налога, т.е. несовершеннолетние (до 18 лет), а также дети в возрасте до 25 лет, если они продолжают свое образование, дети независимо от возраста при их нахождении на государственной службе (в армии и пр.), которые заявили о своей принадлежности к семье родителей при исчислении подоходного налога, и совершеннолетние дети, имеющие свою семью, но проживающие совместно со своими родителями.
Руководство соответствующей АТЕ при подсчете общей суммы налога на жилище может принимать решение об изменении (в порядке исключения) числа проживающих на этой площади. Численное состояние семьи устанавливается на 1 января года обложения. Происшедшие в дальнейшем изменения в составе семьи не принимаются во внимание. Соответственно не может быть изменена и сумма, подлежащая внесению по налогу на жилище.