Источник: http://www.asnu.net/rus/events/conference/2005/Yalta/mevius.html
Назад | На главную |Органы местного самоуправления (сельские, районные, городские и областные советы и их исполнительные органы) в настоящее время являются естественными монополистами-собственниками на рынке объектов недвижимости (далее ОН), контролирующими не менее 70% рынка.
В сферу влияния и, одновременно, проблем органов местного самоуправления помимо ОН коммунальной собственности входят ОН государственной собственности, находящиеся на балансе министерств и ведомств и подлежащие передаче в коммунальную собственность:
• жилые дома со встроенными и пристроенными помещениями;
• общежития;
• объекты, незавершенные строительством (далее ОНС);
• объекты социально-культурного назначения;
• земельные участки, находящиеся в пользовании предприятий государственной формы собственности;
• земельные участки, находящиеся в государственной собственности и подлежащие передаче в коммунальную собственность.
Органы местного самоуправления не располагают объективной информацией об ОН, находящихся в их собственности и ОН государственной собственности, подлежащих передаче в коммунальную собственность. Это вызвано тем, что большинстве населенных пунктов (за единичными исключениями в Николаеве, Бердянске) не проведена инвентаризация и юридическое формирование соответствующих ОН.
Таким образом, органы местного самоуправления, являясь монопольным собственником на рынке ОН, не обладают полной, объективной информацией о своей собственности и ее рыночной стоимости.
• большая часть рынка ОН находится в "тени" и является питательной средой для коррупции со стороны должностных лиц, обладающих "скрытой" информацией;
• сокращается оборот рынка перехода прав собственности на ОН;
• ограничивается привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации программ развития населенных пунктов, снижается эффективность использования активов органов местного самоуправления.
• недостаток финансовых, кадровых, интеллектуальных и технических ресурсов органов местного самоуправления;
• укоренившаяся на "местах" коррупция со стороны должностных лиц, имеющих скрытый доход в сложившейся ситуации;
• недостаточное привлечение ресурсов субъектов предпринимательской деятельности (потенциальных инвесторов) к разработке и реализации проектов на базе объектов коммунальной собственности;
• отсутствие организационного механизма взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления и предпринимательских структур.
Стратегический интерес по устранению сложившейся ситуации, сковывающей развитие рынка недвижимости Украины, имеют:
• территориальные громады и органы местного самоуправления;
• Госкомпредпринимательства;
• Кабинет министров Украины;
• общественные организации, объединяющие профессиональные структуры, работающие на рынке недвижимости (АСНУ, УОО и т.д.).
С целью обеспечения государственных и общественных интересов в данной ситуации научно-производственная компания "Консул" разработала программу управления объектами недвижимости коммунальной собственности (далее программа), который может быть использован для любого населенного пункта Украины с учетом территориальных социально-экономических особенностей.
Достижение целей программы обеспечивается за счет объединения ресурсов органов местного самоуправления (в виде объектов недвижимости и земельных участков городской коммунальной собственности) с ресурсами (финансовыми, интеллектуальными, техническими) субъектов предпринимательской деятельности для реализации совместных проектов.
На первом этапе реализации программы предлагается разработка информационно-аналитической системы учета и контроля оборота объектов недвижимости и земельных участков коммунальной собственности с проведением предварительной экспертной оценки этих объектов. Составной частью системы станет база данных ведомственных объектов недвижимости и соответствующих земельных участков, подлежащих передаче в коммунальную собственность.
На базе обобщенной аналитической информации предлагается создание инструмента формирования источников дополнительных поступлений в городской бюджет - программы управления объектами недвижимости и земельными участками коммунальной собственности.
Реализация программы на заключительном этапе обеспечит формирование благоприятных условий для разработки и реализации программ привлечения инвестиций.
Гарантируемые результаты реализации программы:
• увеличение поступлений в городской бюджет от эксплуатации объектов недвижимости коммунальной собственности в 1,5 - 3 раза;
• увеличение отчислений в государственный бюджет;
• формирование новых финансовых источников поступлений в бюджет в процессе управления застройкой городских территорий путем применения концессионного механизма строительства объектов с последующей приватизацией;
• привлечение внешних инвестиций и минимизация бюджетных расходов на благоустройство и содержание территорий и объектов недвижимости;
• завершение строительства начатых объектов недвижимости городской коммунальной собственности;
• снижение уровня коррупции в органах местного самоуправления;
• создание новых рабочих мест.